19.03.2010
Кискин + Телегин = Ландо
Тимофей БУТЕНКО
Кискин + Телегин = Ландо

тарасовВсем известно такое выражение, как «карманные судьи». Для общего блага и наибольшей демократизации населения РФ оно должно-таки стать не более чем веселым словосочетанием. Однако пока со скрипом происходит это превращение из материального в фольклорное, появляются новые виды судей - «квартирные». Это те счастливцы, которым выпадает шанс жить в служебном жилом помещении, купленном на деньги налогоплательщиков. Надо сказать, очень немалые деньги - от 1,4 до 13,2 миллионов рублей за квартиру.

Пролили тьму на происходящее

В конце прошлой недели в Саратове произошло очередное из ряда вон выходящее событие, грозящее вылиться в скандал федерального уровня. 12 марта Саратовский областной суд объявил о проведении аукциона на покупку трехкомнатной квартиры для своих нужд. Все бы ничего, да начальная стоимость контракта, указанная работниками Фемиды, уж больно шокирует - 9 миллионов рублей.

 К огромному сожалению, в аукционной документации по этому дорогостоящему лоту не удалось найти такой полезной строки, как «порядок формирования цены контракта». Поэтому остается только гадать, откуда взялась круглая цифра у судейских работников. Хотя квартира, в соответствии с запросами заказчика, и должна находиться в центре Саратова, а ее площадь определена как «не менее 105 и не более 115 квадратных метров», все-таки со стартовой ценой в облсуде, кажется, немного переборщили.

После того как новость о намечающейся покупке взбаламутила региональные СМИ, с людьми, причастными к аукциону, начали происходить странные вещи. Конечно, нельзя исключать, что все нижеперечисленное - это лишь случайное стечение обстоятельств, однако...

 15 марта, в первый день приема заявок на участие в аукционе, стало известно о том, что ответственная за его проведение - пресс-секретарь облсуда Ирина Белякова - покинула Саратов.

 - Она отправилась на обучение в Ростов, - сообщила руководитель технического отдела Саратовского областного суда Ольга Налиева, под началом которой работает Белякова. - Вернется через неделю.

Как оказалось, без такого ценного сотрудника работа областного суда с прессой просто невозможна (несмотря на то, что руководство здесь постоянно говорит об открытости и доступности для СМИ). В Доме правосудия пояснили, что пресс-служба - это Ирина Белякова, а Ирина Белякова, соответственно, - пресс-служба.

 Так что корреспонденту «Газеты Наша Версия» не только не удалось добиться пояснения по ряду вопросов, связанных с грядущей покупкой квартиры, но и узнать вещи гораздо более приземленные. Например, куда и на какой срок исчез новоиспеченный председатель облсуда Василий Тарасов, который (по большому секрету) ушел в отпуск в тот же день, когда г-жа Белякова покинула пределы Саратовской губернии.

 На данный момент вместо пресс-секретаря заявки на участие в аукционе принимает другая работница суда - Елена Троенко. Однако она напрочь отказывается делать какие-либо заявления касательно своих нынешних обязанностей. Хорошо хоть упомянутая выше Ольга Налиева парой фраз обмолвилась.

С ее слов, жилое помещение, которое планирует купить облсуд, будет использоваться как служебная квартира. А 9 миллионов рублей - это не стоимость квартиры, а лишь начальная цена контракта, которая снизится в процессе аукциона. «А может быть, и не снизится», - не смогла не признать г-жа Налимова. Благо подобные примеры в судейской практике уже имеются.

В Саратове - самый дорогой метр?

Например, весной-летом 2009 года Верховный суд РФ провел два аналогичных аукциона на покупку квартир для своих нужд. Сходство с мероприятием, о проведении которого объявил Саратовский областной суд, есть во многом. Жилые помещения должны быть на верхних этажах зданий и обязательно с лоджиями... Самое главное - цена, во всех случаях довольно высокая.

Весной прошлого года Верховный суд России приобрел двухкомнатную квартиру в Москве за 8 миллионов 900 тысяч рублей. Это, как и в нашем случае, была начальная цена контракта, однако в аукционе принял участие лишь один человек, который и получил заказ без понижения стоимости.

Летом 2009 года история повторилась, только уже с трехкомнатной квартирой, за которую столичные судьи из федерального бюджета «отвалили» 13 миллионов 200 тысяч рублей. Надо сказать, что стоимость подобных жилых помещений в районе станции метро «Академическая» (именно там Верховному суду потребовалась квартира) варьируется от 9 до 14 миллионов рублей. Однако снижения начальной цены не произошло, поскольку в аукционе опять же участвовал лишь один человек, который получил начальную стоимость по контракту.

Таким образом, нет никаких гарантий того, что история не повторится и в Саратове. Только надо понимать, что цены на жилье в Москве и в региональном центре сильно отличаются. Если для столичных жителей квартиры стоимостью 8-10 миллионов рублей - это привычная реальность, и никто не расстроится, что бюджетные деньги ушли по начальной цене контракта, то местные деятели могли бы подойти к вопросу с большей осторожностью.

Во всяком случае, можно было провести банальный мониторинг цен на жилье в Саратове, которого, видимо, не было. С трудом верится, что средняя стоимость трехкомнатной квартиры в центре города сейчас на уровне 9 миллионов. А если это так, то грош цена заявлениям региональных чиновников о низкой цене квадратного метра в области. Ведь исходя из площади квартиры, указанной облсудом в документации, можно высчитать приблизительную стоимость одного квадратного метра. Получается, что служители Фемиды готовы отдать за него около 81 тысячи рублей. Притом, что средняя цена в Саратове не более 40 тысяч. То есть, квартира может быть куплена на деньги налогоплательщиков в два раза дороже обычного. Действительно, чего скупиться? Деньги-то бюджетные.

С Галкиным тратили меньше

Тем временем, работники облсуда, которые согласились-таки сказать хоть пару слов о грядущем аукционе, недоумевали: зачем нужно финансовое обоснование стоимости квартиры? Мол, это совсем не обязательно. Так вот, поясним специально для них: когда заказчик указывает, из чего складывается конечная стоимость необходимого ему товара, это сразу отсеивает лишние вопросы. Не только у журналистов, но и у различных проверяющих органов.

Ведь в федеральном законе о госзакупках черным по белому написано, что аукционная документация, в том числе, должна рассказывать про «порядок формирования цены контракта (цены лота)». Когда нет порядка, начинается беззаконие, которое может привести к необоснованным тратам из госбюджета. Наверное, поэтому парламентарии четко определили, что именно должно быть в аукционной документации. Но, похоже, не все к этому прислушиваются.

 А ведь когда-то, при прежнем председателе облсуда Александре Галкине, работники Фемиды бережнее относились к бюджетным средствам. Так, например, в системе госзакупок удалось найти информацию о проведении аукциона на покупку квартиры для нужд Саратовского областного суда, датированную концом 2008 года. Правда, тогда закупалось однокомнатное жилье, но и начальная цена контракта была более разумной - 1,4 миллиона рублей. Тенденция роста финансовых запросов судей удручает.

 Как пояснил корреспонденту «Газеты Наша Версия» заместитель председателя облсуда Федор Телегин, все вопросы по поводу покупки квартиры за 9 миллионов рублей «находятся в ведении аукционной комиссии».

- Нам выделяются средства, и мы покупаем квартиры для служебного пользования, - отметил он. - Потом уже решат, кто там будет жить.

без названияПосле того как общественности стало известно о проведении облсудом вышеназванного аукциона, казалось, что приказом председателя Тарасова его отменят. Однако вместо этого Василий Николаевич ушел в отпуск. Следовательно, мероприятие все же состоится. Теперь остается надеяться на то, что служители Фемиды приложат все силы к тому, чтобы в аукционе приняли участие как можно больше желающих продать жилье. Иначе в областном центре появится счастливчик, который сможет сказать, что поимел 9 миллионов с госбюджета за трехкомнатную квартиру.

без названияСправка

Срок, до которого Саратовский областной суд планирует приобрести трехкомнатную квартиру, - 1 мая 2010 года.

Начальная стоимость - 9 миллионов рублей.

Источник финансирования - федеральный бюджет.

В случае заключения контракта заказчик в течение 5 рабочих дней должен произвести авансовый платеж в размере 30% стоимости квартиры. Окончательный расчет (70%) облсуд обязуется произвести в течение 5 дней с момента государственной регистрации перехода прав собственности на квартиру.

Заявки на участие в аукционе будут приниматься в здании Дома правосудия до 2 апреля.

Процедура аукциона будет проводиться  12 апреля 2010 года в 15 часов в актовом зале облсуда.

 

Вдумчивому читателю после прочтения этого материала, наверное, стало интересно: при чем здесь Кискин, Ландо и бывший и.о. председателя областного суда Федор Телегин, упомянутые в заголовке? О том, что связывает эту увлекательную троицу, мы расскажем в ближайших номерах «Газеты Наша Версия» в специальном журналистском расследовании под кодовым названием «Груз 400».