09.04.2010
Обнулить пятилетку
Федор КАРАМЗИН
Обнулить пятилетку

Обнулить пятилеткуИтак, все формальности улажены: в облдуме проголосовали, инаугурация состоялась, Павел Ипатов - губернатор Саратовской области еще на пять лет. Что будет с регионом дальше? Вот основной вопрос, интересующий в настоящее время всех, чья жизненная мотивация не сводится к тупому набору для зомбирования из телеящика. На церемонии вступления в должность губернатору в той или иной форме осторожно задавали этот вопрос: а что же дальше? Ответ на него необходим в предельно сжатые сроки. И Ипатов не имеет морального права давать его без участия тех, кто собирается и дальше в этом городе и на этой территории вообще что-то делать. Разумеется, речь идет не о партийных членах.

Как будет дальше развиваться область - вопрос важный, но о нем чуть позже. А на повестке дня стоит еще более жесткий вопрос: во сколько единиц драгоценного «человеческого капитала» обойдется региону бардак и коллапс в Саратове последнего полугодия? Если говорить еще проще (для деятелей типа Линдигрин, Ландо, Луконкиной etc) - сколько деятельных, творческих людей, профессионалов, измученных отвратительной, непереносимой саратовской действительностью, в ближайшие полгода уедут жить и работать в Москву, Санкт-Петербург и другие части света? Сколько будут стоить Саратову ошибки кадровой политики местной «Единой России» - если ее измерять в адекватных людях, которые до сих пор как-то терпели местный бардак, надеясь на лучшее, в том числе по патриотическим, как это ни смешно, соображениям, а теперь их терпение лопнуло?

Ответ: прогноз крайне негативный.

Иллюзия стабильности

Решать эту проблему предстоит, конечно, не «товарищам из месткома», для которых международные компании - «пылесосы», а местные инвесторы - сплошь ФПГ и чуть ли не полудурки. У них самая удобная позиция - ничего не делать и всех критиковать. Дефицитом людей придется заниматься губернатору Ипатову. Особенно если он действительно настроен сделать что-то значимое в свой второй губернаторский срок.

Профи из каждой сферы деятельности (бизнес, государственное и муниципальное управление, наука, культура, спорт и т.п.) наверняка могут сходу назвать список своих коллег, на которых держится каждая конкретная отрасль, и чей отъезд станет катастрофой, т.к. заменить их будет некем. «Ой, ну куда они уедут...» - как удобно размышлять таким образом. Но ведь даже зрелых людей, находящих мотивы и опору не вовне, а внутри себя, можно доконать уровнем и качеством жизни, которые обеспечивают некоторые ставленники «Единой России». Ну вот и представьте, что это произошло, к примеру, в культуре. И такие люди, как Кочнев, Гродскова, Катц, Шугом, Лицова, Ошеров, Аредаков, Кияненко, Щукин и еще пара десятков персон вдруг одномоментно решают для себя: всё, так дальше жить невозможно. И уезжают отсюда этим летом, между театральными и концертными сезонами. Они, конечно, находят свое место в других городах. А что же будет происходить с «нашей замечательной культурой», господин Синюков? Может быть, ее падающее знамя подхватят руки переселенцев из Средней Азии? Но боюсь, что многие из них попросту не знают, что консерватория никак не связана с консервами, и вряд ли понимают, почему ее здание представляет собой готический дворец в центре старого русского города. Если отбросить политкорректность, то сценарий неприглядный: без полусотни лидеров культуры Саратов очень быстро превратится в национальную деревню. Без кавычек - вы правильно поняли.

А теперь «представьте себе на моментик», как говорил Аркадий Райкин, что по 15, 20, а тем более по 50 ключевых людей из каждой сферы деятельности, включая молодых профессионалов, уедут. С кем же г-н Ипатов будет осуществлять свою «коренную модернизацию», о которой он говорил на церемонии вступления в должность?

О, я уже вижу эти ухмылки - «такого, мол, не может быть». Но как весна уже показала городу, кто где в Саратове… науправлял, так и лето 2010 года окончательно даст понять, кто проголосует «за» какое-то лучшее будущее Саратовской губернии, а кто - «против». Причем, «против» будут голосовать ногами и чемоданами.

Времени на то, чтобы убедить еще несколько тысяч человек, которые мотивированы на личные достижения и при этом готовы приносить пользу малой родине, осталось немного. Это апрель, май и, возможно, полтора летних месяца. Почему так? Потому что речь идет об окончании учебного года. «Критическая» аудитория - это студенты и аспиранты, в том числе будущие, адекватная молодежь и активные люди, у которых есть дети-школьники. Летние каникулы - то время, когда можно переезжать с детьми, чтобы устроить их в новые школы (вузы). И если за этот короткий срок люди не поймут, что они здесь вообще нужны, что представители власти в принципе хотят их тут видеть и намерены как-то совместно строить общее лучшее будущее, «голосование ногами» осуществится. И здесь «Единая Россия» со своим административным ресурсом будет бессильна.

Начать сначала

Что может удержать здесь это критически значимое число людей? Только внятно выраженное желание губернатора Ипатова создавать новую Саратовскую область вместе с неравнодушными деятельными людьми и конкретные шаги в этом направлении. Важнейшим из них должна стать новая общественная дискуссия о том, какую область мы вместе хотим строить, кто в ней будет жить, как, зачем и с какими целями.

Разочарование в Ипатове тем обиднее, что мы помним, как неплохо он начал. Назвал поименно воров, бездарей и бездельников. Придал огласке стоимость барской жизни г-на Аяцкова с его вертолетами, самолетами, дачами и вояжами. Очертил проблемы, вскрыл болевые точки...

Затем ответственный саратовский бизнес сказал губернатору: мы здесь развиваем свои компании, нам не все равно, что будет с регионом, у нас есть цели, планы, идеи, эмоции - давайте делать вместе! И губернатор согласился. Лично участвовал в «стратегических сессиях», проводимых Школой Бизнеса «Диполь», дискутировал, спорил, слушал. Говорили ведь действительно о главном: какова миссия Саратовской области? К чему мы стремимся? Как мы можем достичь своих целей? Каковы наши риски? Что мешает нам построить новый регион?

А потом всю эту работу тихо спустили на тормозах. И было много гаденьких историй про «своих» подрядчиков, тупых министров, «золотых» по стоимости зданий сельхозрынков, больниц и т.п.

Затем начались новые поиски стратегии, но уже в «узких кругах», с обсуждением в модной советской стилистике. Потянулись и московские консультанты - то одна компания, то другая… Такие подрядчики сделают любую стратегию - под девизом «чего изволите». Но не более того. И стало опять очевидно: такие актуальные понятия, как глобальные рынки, глобальные вызовы, постиндустриальное общество, экономика знаний неведомы областной власти и подбираемым ей «экспертам».

Как будут развиваться города Саратовской области? Будет ли Саратов и через 5 лет по-прежнему загаженным «по самое некуда»? Что будет с Балаково, который уже и без новых предприятий стоит на грани экологической катастрофы? Суждено ли Вольску окончательно задохнуться в цементной пыли от новых заводов? Кто и как может превратить Хвалынск в туристический центр российского значения, раз уж есть предпосылки для этого? Что будет с другими малыми городами?

На эти вопросы так и нет ответов.

Но если есть понимание, что только бизнес и немногочисленная общественность здесь, в Саратовской области, вообще что-то делают, то дискуссию надо начинать заново. Необходимо обнулить минувшую пятилетку и попробовать стартовать еще раз. Снова - с миссии, целей, задач. Иного не дано.

Не чисто и бедно

Вторая важнейшая проблема - формулировка смыслов.

Понятно, что критика предшественника и отмежевание от его лозунгов - стандартный и удобный инструмент для политического лидера. Так происходит везде при смене власти.

Проблема в другом. Заявив в свое время претензии на создание в Саратове «столицы Поволжья», прежняя областная власть во главе с Аяцковым, по сути, предложила региону и его жителям новый уровень притязаний - стать центром макрорегиона. Развиваться «быстрее, выше, сильнее» соседей. Амбициозно? Мотивирует? Вполне.

Однако к началу 2005 года эти амбиции власть Аяцкова и К0 не осилила, а затем они были осмеяны и перечеркнуты Ипатовым и его командой.

Но было ли что-то сопоставимо внятное и яркое предложено жителям региона взамен? Нет. Ни-че-го. Область стала «просто жить». Без амбиций. Тускло. Средненько. Никак.

Что теперь? Вариантов два. Первый: Ипатов собственными силами пытается встроиться в президентские и премьерские инициативы, используя местных или приезжих консультантов. Подчеркивает видимость пиара, на самом деле замыкаясь в рамках привычной ему среды обитания.

Вариант второй: услышать людей. Провести масштабные соцопросы населения и специальные опросы для упоминавшейся выше «золотой сотни» в каждой отрасли, чтобы понять, чего хотят те, на кого можно опереться? Что готовы делать? Каким они хотят видеть Саратов и регион в целом?

Без тех, кто готов развиваться, никакой модернизации лично у Ипатова не получится.

Найти «правильных людей»

Достаточно ли для новой попытки развития тех, кто еще не уехал? Это тоже большой вопрос.

И в этом смысле можно рискнуть, но провести параллель с национальным проектом, реалистичность которого активно обсуждается в последние месяцы: возможно ли создать в России собственную Силиконовую (Кремниевую) долину?

«При чем тут мы?» - представляется сразу равнодушный, с широким зевком, голос какого-нибудь местного деятеля вроде госдепа Панкова. Да при том, что дискуссия о российской долине быстро и ожидаемо свелась к главному вопросу: деньги вторичны, а где найти людей, которые будут ее строить? Хватит ли на это кадров внутри страны, или надо неизбежно звать их из-за рубежа?

«Что нужно, чтобы построить Кремниевую долину? Необходимы правильные люди. Если вы сможете перевезти десять тысяч правильных людей из Кремниевой долины в Буффало, то Буффало станет Кремниевой долиной. Все великие города основаны на водных путях, потому что города зарабатывали торговлей, а торговать можно было только по воде. Сейчас вы можете создать великий город где угодно, если сможете переселить туда правильных людей», - написал в 2006 году основатель компании Yahoo Пол Грэм.

После этого нужно обсуждать только один вопрос: кого «везти» к нам? И решение кажется очевидным. Кому интересно будет возрождать Саратов и область? Только тем, кто здесь родился и (или) связан с регионом чувствами посильнее, чем жажда денег. Поэтому первый вопрос, как уже говорилось, прост и суров: как удержать от отъезда последних сомневающихся, все еще готовых связывать свое будущее с Саратовской областью?

Второй - как вернуть в Саратов одну тысячу (хотя бы!) бывших его жителей - умных, состоявшихся, эффективных профессионалов, достигших в Москве и других городах реальных высот в госуправлении, образовании, бизнесе, науке, культуре? Чем замотивировать, кроме денег? Как зажечь искру надежды, что их усилиями малая родина, погрязшая в грязи и тоске, может снова вернуть себе позиции передового города страны, которым Саратов действительно был в начале прошлого века? Как выстроить систему из этих людей? Как предоставить тем, кто согласится вернуться, все возможные ресурсы для достижения целей? Вот это - цель. Слабо, извините, осуществить ее двукратному лауреату Государственных премий?

Саратовская область по-прежнему стоит перед серьезным вызовом: измениться принципиально или окончательно превратиться в вечно депрессивный регион, который всегда будет догонять остальных, достраивая торгово-развлекательные комплексы «как у всех», дома «как у всех» и обеспечивая людям доходы - в лучшем случае «как у всех».

Погода, городская власть и «Единая Россия», похоже, сделали все, чтобы угробить последние надежды на лучшее будущее у жителей Саратова. Быть Саратову городом или не быть? Ответ за губернатором. И за нами.