20.05.2010
Лоббное место
Ольга КОЗЛОВА
Лоббное место

Лоббное местоСпустя почти месяц после присвоения СГУ статуса национального исследовательского университета и сопутствовавших этому событию комментариев местных единороссов наконец решил снять «свое вето на молчание» Леонид Коссович. На прошлой неделе ректор и проректоры СГУ собрали журналистов, чтобы расставить все точки над i не только в словах «национальный исследовательский университет», но и во многих других важных для вуза словосочетаниях.

О роли вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина в победе СГУ

Леонид Коссович: «Есть в математике понятие необходимого и достаточного. Необходимое условие, чтобы выиграть конкурс - сделать тот проект, который отвечает высочайшим требованиям конкурсной комиссии. Второе условие - поддержка региона. В нашем случае поддержка региона обеспечивалась Вячеславом Викторовичем Володиным. Он сам об этом говорил, были многие комментарии и очень жесткие, со стороны, например, Панкова Николая Васильевича и наших местных политиков, Радаева Валерия Васильевича, которые все сказали по этому поводу. Вот эта система... Нужно было написать такой проект, который политику было бы не стыдно поддержать и который мог бы победить».

Проректор Юрий Голуб: «Вот говорят о лоббировании. Если слово «лоббирование» перевести на русский язык - это термин из американской политики - это «проталкивание». Это не то. Этим не занимался Володин. Многие из вас, наверное, были на торжественном заседании в театре оперы и балета. Какое это проталкивание? Когда 40 минут заместитель председателя Государственной думы России в присутствии профессуры университета, в присутствии федерального министра убедительно доказывал, какой есть Саратовский университет, каким потенциалом он обладает и что этот университет нужно поддержать. Да после этой речи Вячеслава Викторовича Володина никакие другие его действия были просто не нужны... Я как историк, может быть, преувеличиваю, но позволю себе такую историческую аналогию. Как мы ценим в университете значимость, роль Петра Аркадьевича Столыпина, который приложил свои усилия государственные по созданию Саратовского университета, так Вячеслав Викторович, используя свои политические возможности, обеспечил переход университета в новое качество. И в этом их роль, в принципе, вполне сопоставима».

О деньгах и бизнесе

Леонид Коссович: «Многие думают: как Коссович будет деньги распределять? Уже называют сумму откатов, которые Коссович будет брать, куда их потом будет переправлять. Представляете - 1,8 миллиарда! Так вот, хотел бы сказать: золотого дождя не будет! …Деньги, в основном, абстрактные и на счет Саратовского университета не попадут. Наша задача - составить технические задания на те виды оборудования, которые нам нужны по проекту. Конкурсные закупки проводит Москва. Проект рассчитан на 10 лет. За вторые пять лет мы должны заработать столько средств, чтобы вложить в развитие университета такую же сумму, которую дало государство».

Юрий Голуб: «Программа развития университета в конечном счете приведет к тому, что Саратовский университет … обеспечит инновационный вектор развития региона. Назовите какой-нибудь другой проект федерального масштаба, который бы реализовывался сейчас в нашей области и на перспективу шел? Это привлечет инвестиции. И другой момент. Наш проект, поскольку он был убедительным, поддержали 142 организации. И не просто поддержали - они заявили о готовности вложить в реализацию нашего проекта 1 млрд 136 млн рублей. Это голосовал бизнес, а бизнес просто так деньгами разбрасываться не будет».

Леонид Коссович: «Новая модель - это не только университетские разработки, но и - впервые я это слово произнесу - университетский бизнес, научно-производственный университетский бизнес. В 90-х годах были попытки разрешить вузам создавать малые предприятия, но большей частью вся эта энергия ушла на то, что, пользуясь привилегиями, через вузы продавали сигареты, вино, водку... Сейчас хозяйственные предприятия, которые разрешают создавать вузам, - это предприятия, которые нацелены только на научно-производственную деятельность... Бизнес уже давно работает с нами. Нам нужно было систематизировать и учесть то, что было до этого. Ведь не все, что делалось профессорами университета, делалось от лица университета, а делалось от собственного лица. Нам нужно было еще подготовить наших многих профессоров - у нас великие профессора, у нас международные школы, известные во всем мире... Мы много работали, но надо было систематизировать, усилить, углубить».

О демократии и СМИ

Леонид Коссович: «Практически семь лет я молчал. На всю эту информационную возню вокруг университета очень редко отвечал. Мы рассказывали только об одном позитиве, потому что все в конечном итоге определяется делами. И сегодня я хочу вот это свое вето на молчание снять и сказать, что я думаю... Подчас бывает так: в университете абсолютно демократическим большинством авторитетнейших членов ученого совета или конференции принимается демократическое решение. Естественно, бывает, без огласки, но торжествует демократия. И потом вдруг некоторые средства массовой информации начинают защищать демократию в университете. И мне хочется спросить, кого же защищают эти средства массовой информации: защищают они демократию в университете, или они разрушают демократию в университете? Мне кажется, они пытаются разрушить демократию университета, которую разрушить очень тяжело...

В университете всегда была, есть и будет демократия такая, которой нет ни в одном другом вузе в принципе. Все решения, которые принимаются и реализуются, так скажем, ректором - это те решения, которые обсуждаются порой в очень больших дебатах. Разработана целая система обсуждения этих решений... У нас в университете парламентская республика... Студентов университета можно убедить, можно призвать, но нельзя их заставить. Так же как нельзя заставить профессоров университета сделать то, чего они не хотят. Было время, семь лет назад, когда проходили выборы, сидели уважаемые члены правительства, сидел уважаемый вице-губернатор, сейчас он не вице-губернатор, естественно... Так вот, они обсуждали вопрос будущих выборов в университете. И один профессор, указывая пальцем на вице-губернатора, говорит ему: «Вы нас не заставите!» Скажите, где, кроме как в университете, возможно такое? Демократические институты университета за это время только усилились».

Проректор Татьяна Захарова: «Многие, особенно дружественные нам издания, меня знают. Я очень рада, что являюсь создателем рабочих мест, зарплату за это получаю. (Фотокорреспонденту «Газеты Наша Версия» Наталье Курочкиной - прим. авт.) А можно не сбоку фотографировать, а нормально, прямо? Я знаю, какой вы очень хороший фотограф, но делайте фотографии как бы... Уважаемые, так сказать, молодые коллеги, представители средств массовой информации, ...у меня к вам просьба. Вы же на сайтах все пишете. Будьте компетентными, будьте образованными, особенно если вы пишете о Саратовском госуниверситете. Вы приходите к нам - мы вам документы покажем, покажем, как правильно это писать».

О себе, Кембридже и о любви

Леонид Коссович: «Агентство «Рейтор» («Рейтинг образовательных ресурсов» - прим. авт.) оценивало научный вклад ректоров университетов России. Так вот, ректор Саратовского университета находится на 8-м месте. На 7-м находится ректор Московского университета Садовничий... Я пришел в ректоры, пройдя все ступени карьерной, административной, научной лестницы. И вся команда, которая собралась здесь, также прошла все ступеньки. И для нас самым главным является то, чтобы защитить тот университет, в котором мы работаем, от многих бед: «новых русских», взяточничества, мздоимства... Через 10 лет это будет совсем другой университет. И я уверен, что доктор философии в математике Кембриджа и доктор философии в математике Саратова - это будет примерно одно и то же. А потому как вы тоже жители Саратова, так дорожите тоже честью, совестью университета, потому что у нас сейчас кроме того, что дает сейчас университет... Это мощный вклад в экономику, в жизнь, в социальную жизнь региона, и не только Саратовского региона. Любите университет, не давайте его в обиду, как это делаем мы».