12.11.2010
Две большие разницы
Ольга КОЗЛОВА
Две большие разницы

Две большие разницы

Чем отличается Алексей Данилов от Наталии Старшовой? «Да всем!» - скажете вы и будете правы. Действительно, и с обывательской, и с профессиональной точки зрения у них мало общего. Алексей Николаевич - мужчина, а Наталия Ивановна - женщина. Алексей Николаевич по специальности врач, а Наталия Ивановна - филолог со степенью доктора исторических наук. В конце концов, Алексей Николаевич - зампред областного правительства, а Наталия Ивановна уже нет.

Говорят, что у «социалки» женское лицо. Однако все дамы, которых прочили на должность зампреда по социальной сфере после ухода Старшовой, не выдержали сравнения с главным санитарным врачом области Алексем Даниловым. Так, в отличие от вице-спикера облдумы Марины Алешиной, обремененной неведомыми избирателями с их еще более неведомыми наказами, Данилов без обиняков принял предложение губернатора. В новой должности Алексей Николаевич успел провести пять постоянно действующих совещаний. И хотя свой дебют на ПДС зампред начал с несколько обескураживающего заявления: «После некоторого перерыва встречаемся с вами в том же составе», - «социальный» отряд все-таки заметил потерю главного бойца.

Первое, самое поверхностное впечатление - ПДС стали длиться дольше. Если Наталия Ивановна успевала отстреляться примерно за час, то Алексей Николаевич, похоже, на совещании часов не наблюдает. Теперь по понедельникам чиновники заседают полтора, а то и два часа. Конечно, бывшему руководителю Роспотребнадзора требуется время, чтобы глубоко вникнуть во все перипетии социальной сферы региона. Тут и новые автономные учреждения, и реорганизация школ, и вопросы пожарной безопасности, и празднование 50-летия полета Гагарина в космос... Да мало ли диагнозов, которые следует поставить «социалке», прежде чем приступать к ее лечению.

Наталия Старшова, за плечами которой годы работы в органах исполнительной и законодательной власти, знала социальную сферу как свои пять пальцев и потому ПДС проводила скорее для галочки. Она, к примеру, любила задать вопрос докладчику, а потом подчеркнуть: мол, я-то все знаю, вы остальным поясните. Это довольно обманчивое ощущение собственного всезнайства, возможно, и подвело опытную чиновницу в самый неподходящий момент. У Алексея Николаевича такого бурного прошлого, как у Наталии Ивановны, нет, однако и новичком в «социалке» его тоже не назовешь. Тем не менее, на ПДС вопросы подчиненным он задает не потому, что так заведено, а чтобы услышать ответ. Это серьезное нововведение в областном правительстве. За счет этих допросов с пристрастием и увеличился хронометраж ПДС.

 Как только на чинном и гладком совещании при зампреде Старшовой пробегала искра живой полемики, Наталия Ивановна тут же пресекала вольнодумцев. Алексей Николаевич, напротив, сам раздувает костер, причем в остроте и живости языка новый зампред ничуть не уступает свой предшественнице, а иногда и превосходит ее. Его острое словцо уже успели оценить не только все министры социального блока, но и замглавы администрации Саратова Ольга Баталина. Даже Ольга Юрьевна, с ее запасной обоймой бюрократических фраз, оказалась бессильна перед напором нового зампреда. «Ездить по ушам», по словам Данилова, он никому давать не намерен - и «никаких отмазок».

 И, надо отметить, министры встрепенулись. Ответственный за социальное развитие Владимир Чернышев стал еще бодрее, а вот министр образования Гарри Татарков, напротив, лишился первоначального энтузиазма и как-то сник. Министр спорта Владимир Пашкин выказывает рвение (теперь всем известно, что он готов прыгнуть следом за своим начальником хоть куда, главное, с парашютом). Министр здравоохранения Лариса Твердохлеб проявляет старание, впрочем, не всегда уместное. Когда обсуждался вопрос об автономных учреждениях, финансирующихся в рамках госзадания, Лариса Васильевна предложила добавить пометку «госзадание в соответствии с потребностью населения». «С формальной, юридической точки зрения вы правы. Для прокурорских именно так, - парировал Данилов. - Но мы ведь знаем, что такое потребность населения и кто ее формирует». И только Владимир Синюков и Светлана Нечаева сохраняют спокойствие. Но в любом случае публичная встряска кабинету министров только на пользу.

 Интересно, что бывший глава надзорного органа, зачастую находившийся с чиновниками по ту сторону баррикад, продолжает критиковать их и в кресле зампреда. Особенно увесистая ложка дегтя досталась им на последнем ПДС, когда отчет о свой работе представила уполномоченный по правам человека в Саратовской области Нина Лукашова. Алексей Данилов поделился своими, видимо, совсем свежими наблюдениями. «Самое главное, что после личного приема вопросы-то решаются. Такое чувство, что нашим чиновникам необходимы какие-то звонки, сигналы, толчки, для того чтобы решение принималось. Странная ситуация, очень странная... Видимо, они хотят повысить свою значимость в своих собственных глазах, хотя все прописано в должностном регламенте», - возмутился зампред. Не понравился ему и проект решения ПДС. По словам Данилова, написан он «в лучших традициях»: улучшить, усилить, совершенствовать, активизировать... И ни одной конкретной цифры.

Получается, что Алексей Николаевич с журналистами заодно, ведь мы тоже критикуем чиновников и делимся с читателями схожими наблюдениями. Это в корне отличает его от Наталии Ивановны, которая частенько обвиняла СМИ, что они втягивают ее в политику и, говоря, к примеру, о свином гриппе, задают вопросы не по ее части. Данилов же призвал чиновников не только быть открытыми для средств массовой информации, но и реагировать на критические публикации в прессе. «СМИ - ваши огромные помощники, может быть, даже в числе главных помощников. СМИ, надо отдать им должное, быстро и оперативно реагируют. Так и вы работайте оперативно», - призвал своих подчиненных Данилов.

Такие заявления нового зампреда областного правительства не могут не радовать. Главное, чтобы разборы полетов на традиционных совещаниях не превратились в дежурные и приносили результат. Ведь у экс-зампреда тоже была любимая песня про равнодушие чиновников. «Вы душу-то включите!» - то и дело говорила Старшова подчиненным. Вот только волшебная кнопка, при нажатии которой у чиновников включается душа, видимо, так и не нашлась, и старую песню о бездушии, но на новый лад, приходится петь и ее преемнику. Сможет ли найти эту волшебную кнопку Алексей Данилов и какое лицо будет теперь у социальной сферы - покажет время.