25.02.2011
Будут наказаны
Тимофей БУТЕНКО
Будут наказаны


Будут наказаны«Когда обнаружили, что здесь нет Кущевки, вместо того, чтобы обрадоваться, они озверели!»

Михаил Мамедов, адвокат Михаила Лысенко

 

То, что сейчас происходит в Саратовской области в плане «борьбы с криминалом и коррупцией», все больше напоминает отработку чьего-то заказа. Причем, параллельно со всякими «следственными действиями» и прочими процедурами происходит покрывательство «своих» и чинятся расправы над «чужими». Теперь об этом знает руководство страны. Но знают ли местные представители власти о том, что по этому поводу думает, например, Президент Российской Федерации?

Дмитрий Медведев: «Это недопустимо»

В прошлом номере «Газеты Наша Версия» была опубликована статья под заголовком «Били в основном руками...». Этот рассказ о нестандартных методах следствия, используемых при сборе доказательств по «делу Лысенко», вызвал большой резонанс на федеральном уровне. В надежде на то, что жителей Саратовской области оградят от подобных «следственных действий», мы сделали ряд официальных обращений в адрес федеральных руководителей - Президента РФ, начальника МВД России и председателя Следственного комитета страны.

«В Саратовской области в правоохранительной системе творится беспредел! После ареста главы Энгельсского района Михаила Лысенко, местные и откомандированные «сотрудники» тут же стали использовать сложившуюся ситуацию в подозрительных целях. Фактически никто не застрахован от угроз и избиений со стороны следствия.

СМИ сообщили о двух фактах, когда свидетелей по делу Лысенко забирали из дома, а потом насильно заставляли давать «удобные» для следствия показания. Это два конкретных человека, проживающие в Саратовской области - Александр Пудан и Ахмет Ужахов - которые подверглись один избиению, а другой угрозам! Они запуганы. То ли следствие заинтересовано побыстрее закончить свою работу, то ли использует незаконные методы, привлекая с этой целью сотрудников милиции, то ли кто-то заинтересован, чтобы это следствие шло только в определенном кем-то направлении.

От таких методов не застрахован никто. Люди боятся за свое здоровье и жизнь! Уверены, что закон обязателен для всех, даже для жителей самых дальних регионов, а действие Конституции распространяется на всю территорию РФ. Просим Вас вмешаться и остановить этот беспредел!» - говорилось в обращениях.

А спустя несколько дней после выхода в нашей газете скандальной публикации в Москве состоялось совещание руководителей правоохранительных органов под председательством Президента РФ Дмитрия Медведева.В ходе мероприятия Дмитрий Анатольевич сделал ряд важных заявлений, которые весьма актуальны именно для Саратовской области. Может быть, глава государства все-таки успел ознакомиться с нелицеприятными подробностями «задержания ОПГ» в Энгельсе?

«Ключевой задачей Министерства внутренних дел, органов прокуратуры, Следственного комитета, Федеральной службы безопасности остаётся противодействие коррупции. Я уже давал оценку антикоррупционной работе, которая велась в прошлом году. Эта работа должна быть продолжена в существенно более значительных масштабах. Эту работу нужно вести, но делать это нужно последовательно, аккуратно, не создавая избыточного резонанса... - отметил Дмитрий Медведев. - Хотел бы сказать одну вещь: законы - и, я думаю, это понимают все сидящие в зале - должны быть едины для всех. И те, кто их преступает, должны нести ответственность независимо от занимаемой должности, где бы они ни работали: в прокуратуре, МВД, ФСБ или в другой государственной структуре. Но ни в коем случае нельзя делать выводы о виновности или невиновности людей до объявления приговора суда, это абсолютно очевидная вещь, а тем более давить на следствие, привлекая средства массовой информации. Это недопустимо. Тот, кто будет в этом замечен, будет уволен, независимо от чинов и званий. Следствие должно идти строго в рамках закона и при соблюдении всех надзорных процедур, но идти тихо, спокойно, а результаты следствия должны быть доложены общественности. Тогда это будет справедливо. Я надеюсь, меня все хорошо услышали».

Презумпция вины

Не будем гадать о том, услышало ли руководство Саратовской области (которое должно было присутствовать на совещании) слова Президента России. Однако можем привести несколько примеров того, как до вынесения решения суда высокопоставленные лица вешают на людей ярлыки виновности, привлекая к этому сомнительному делу СМИ. Речь идет о расследовании убийства криминального авторитета Николая Балашова. По подозрению в организации этого преступления задержан глава Энгельсского района Михаил Лысенко.

Как только Михаил Алексеевич был взят под стражу, федеральные (и некоторые местные проединоросские) СМИ принялись называть Лысенко не иначе, как «главарем банды убийц» или вовсе - «убийцей». Однако дыма без огня не бывает. Журналисты, в основном, знакомы с такими понятиями, как «презумпция невиновности» и «защита чести, достоинства и деловой репутации». Судя по всему, корни такого отношения прессы к задержанному главе района следует искать в другом месте. Или - местах.

Обнаружить источник уверенности журналистов в том, что презумпция невиновности в случае с Лысенко - штука лишняя, нам удалось... в органах надзора и правопорядка! И речь не о простых сотрудниках, а о начальниках. Надеемся, что эти деятели будут «замечены» руководством страны и в их отношении сделают определенные выводы.

Одним из первых «засветившихся» на ниве досудебных вердиктов стал руководитель ГУВД по Саратовской области Сергей Аренин, который в декабре 2010 года приехал в Энгельс, чтобы рассказать, что Михаила Лысенко задержали «на основе оперативной информации, поступившей из мест лишения свободы от одного из заключенных». Тут же г-н Аренин заявил, что «следствие будет проведено качественно, в кратчайшие сроки (видимо, тогда Сергей Петрович еще не знал о чьих-то планах: продлить предварительное следствие до завершения выборов - прим. авт.) и направлено в суд».

«Обвинение Лысенко пока не предъявлено, оно будет предъявлено после проведения определенных следственных действий», - то ли пророчествовал, то ли давал установку Сергей Аренин. Почему руководитель Главного управления внутренних дел по Саратовской области Аренин был так уверен в том, что показания тюремного заключенного окажутся правдивыми и после доследственной проверки Михаилу Лысенко все-таки предъявят обвинение? Почему генерал-лейтенант милиции Аренин счел возможным заявить о своих предположениях в форме утверждения, да еще и на всю Россию?

Следом за первым оратором во все тяжкие пустился прокурор Саратовской области Владимир Степанов. На своей пресс-конференции в конце прошлого года он вызвался ответить на вопрос журналиста «Видите ли вы какие-то политические мотивы в задержании главы Энгельсского района Михаила Лысенко?»

«Политических мотивов не вижу. Уголовное дело было возбуждено в связи с тем, что Лысенко было совершено уголовно-правовое деяние...», - заявил руководитель надзорного органа региона. Согласитесь, когда должностные лица столь высокого ранга допускают подобные заявления в присутствии прессы (и для прессы), делая выводы о виновности человека до объявления приговора суда - это неправильно. Или, как говорит Президент РФ - недопустимо. И чем, как не давлением на следствие с привлечением средств массовой информации можно назвать подобные действия Аренина и Степанова? Они все-таки начальники, и их слова - руководство к действию для подчиненных. Что будут искать следователи, прокуроры и прочие после подобных заявлений руководства - истину, или подтверждение ярлыку, навешанному на человека? Что ищут они сейчас?

 Есть в Саратовской области еще один VIP-предсказатель. Правда, его «прозрения» лишь косвенно касаются уголовного дела, в которое вовлечен Михаил Лысенко. Это - губернатор Саратовской области Павел Ипатов. 1 февраля текущего года глава региона собрал на пресс-конференцию местных журналистов, работающих в федеральных СМИ. Как сообщает ИА «Версия-Саратов», на встрече Павел Леонидович сделал неожиданное заявление о том, что Михаилу Лысенко было отказано в регистрации на выборы в районное собрание.

«Лысенко на выборы не идет, - безапелляционно заявил губернатор. - В этом деле поставлена точка вчера. Не зарегистрирован. Не представил необходимых документов». Есть несколько кандидатов, которые номинируются на должность главы. На мой взгляд, победит тот, кто выходец из района, а не пришлый, который хотел бы въехать на белом коне», - цитирует Ипатова информагентство.

Интересно, что срок подачи документов в районный избирком заканчивался 9 февраля, а самым крайним сроком, до которого кандидаты могли заявлять о желании зарегистрироваться, было 13 февраля. На тот момент у Михаила Лысенко действительно были проблемы с оформлением документов. Во-первых, следователи не спешили возвращать паспорт задержанного и помещенного в СИЗО главы района. Во-вторых, руководство изолятора отказывалось заверять подпись Михаила Алексеевича. Однако его адвокаты до последнего бились с этой системой, которая, как видно, всеми силами старалась не допустить опального главу до выборов (кстати, как только срок подачи документов истек, Михаилу Лысенко и паспорт вернули, и подпись заверили...).

Таким образом, даже руководство избирательной комиссии вплоть до 13 февраля не могло заявить о том, что Лысенко «не зарегистрирован». Но это 1 февраля сделал Павел Леонидович Ипатов. То, с какой уверенностью он это сделал, и то, как в итоге оказалось правдиво предсказание губернатора, наводит на определенные мысли. Одно из двух - либо вся «верхушка» Саратовской области проходит стажировку на «Битве экстрасенсов», либо мы опять имеем дело с тем, что по мнению Президента РФ недопустимо.

Достучаться до небес

Кстати, раз уж мы заговорили о губернаторе. По поводу таких, как Павел Леонидович, Дмитрий Медведев тоже сказал несколько слов.

«На примере целого ряда резонансных преступлений я убедился в том, что зачастую логика поведения руководителей исполнительной власти сводится к следующему: наши сигнализировали - ничего не предпринималось, - отметил Президент РФ в ходе своего выступления на совещании. - То же самое мне говорят иногда и сотрудники правоохранительных органов. Но, если ничего не предпринимается, нужно сообщать наверх. Есть вышестоящий в порядке подчиненности начальник для военизированных структур, есть и федеральные структуры власти. Поэтому нужно прямо, как я уже говорил, фиксировать в протоколах все вопросы, которые возникают у вас в территориях, в противном случае спрашивать придется с руководителей регионов».

Вот послушаешь такие речи и страшно за нашего губернатора становится! Кто-то там фото конопли за 50 тысяч бюджетных рублей покупает, а Ипатову за это отвечать? У кого-то тяга к жилью стоимостью не меньше 9 миллионов рублей, а крайний - опять Ипатов? Но что поделать, сам виноват. Похоже, «сообщать наверх» ему не с руки...

Например, еще 3 декабря 2010 года губернатор заявил журналистам о том, что с нарушениями в Саратовской государственной академии права пора кончать:  «Реакция будет, и самая непосредственная. С учетом того, что академия права постоянно фигурирует у нас как объект по подозрению на коррупцию… Это закупка компьютеров, покупка здания в Базарном Карабулаке за неадекватную цену, восьмой корпус арендован у господина Алешина, значительная часть отдана под столовую, свадьбы, развлечения и тому подобное. Конечно, будет реакция», - заверил Павел Ипатов.

Однако с тех пор прошло уже много времени и совершенно ничего не изменилось. Прокурор Саратовской области Владимир Степанов, который является почетным членом попечительского совета СГАП, заявляет, что в вузе все «чисто». Ректор академии - Сергей Суровов - как ни в чем не бывало готовит свои документы на переизбрание в кресло руководителя учреждения. Говорят, что он уже побывал в Москве и «уладил все вопросы». К сожалению, Павел Леонидович оказался не способен не только инициировать настоящую проверку (а не серию отписок надзорного ведомства) в своем регионе, но и довести до сведения членов аттестационной комиссии, рассматривавшей кандидатуру Суровова на новый срок, полную информацию о «ректорских шалостях» с бюджетом, которые допускал Сергей Борисович. Теперь у нас появляется вполне реальная возможность очередные 5 лет наблюдать в кресле ректора СГАП Сергея Суровова. Зрение-то от этого, конечно, не пострадает, а вот насчет федерального бюджета у меня такой уверенности почему-то нет.

Так вот, поскольку у некоторых ответственных за регион деятелей не хватает времени, сил или мужества на то, чтобы донести информацию о нарушениях до тех, кто может исправить ситуацию, мы в очередной раз берем это важное дело на себя. Поскольку в Саратовской области сложилась такая нездоровая практика «борьбы с коррупцией и криминалом», когда правоохранительные, надзорные и контролирующие структуры действуют весьма избирательно, а всевозможные VIPы и в грош не ставят презумпцию невиновности. В то же время проверки и судебные иски обрушиваются не на головы нарушителей, а на тех, кто сообщает о творящихся преступлениях и беспределе!

Этот номер газеты будет направлен Президенту РФ Дмитрию Медведеву, и мы надеемся, что в итоге заслуженное наказание постигнет именно тех, кто допускает нарушения закона. А не тех, кто наглядно демонстрирует все пороки и изъяны сложившейся в Саратовской области системы «неприкасаемых».

Продолжение темы