27.03.2009
Одной правой
Сергей СКВОЗНЯКОВ
Одной правой

без названияТаких усилий Евгению Томашевскому стоило «золото» в черногорской Будве, знает только он сам. Посудите сами: после основного этапа последовали дополнительные партии, так называемые «матчи смерти». Подобного финального поворота врагу не пожелаешь. Это вам не футбол с пенальти, тут игра другая, на выживание. 21-летний гроссмейстер, одолев все мыслимые преграды, выстоял на чемпионате Европы и победил. Впервые в истории саратовских шахмат.

 

И все бы было хорошо, но случилась досадная оплошность. Приземлившегося в столичном Домодедово новоиспеченного чемпиона огорошили известием - его багаж не загрузили в самолет. Иными словами, все вещи, в том числе завоеванная медаль и полуметровой высоты кубок, остались в Черногории. К счастью, все разрешилось благополучно. На днях в Москве Томашевский получил свой багаж.
В Саратове же победителю так и не дали отдохнуть. Звонки, эсэмэски, поздравления, многочисленные встречи, в том числе с ректором СГСЭУ Владимиром Динесом, профинансировавшим поездку. В общем, некогда было дух перевести перед отъездом на сбор в Подмосковье для подготовки к турниру в Сочи. Спустя буквально пару часов после приезда, несмотря на усталость, Евгений согласился дать интервью местному телеканалу. В тот же день он пришел вместе с отцом Юрием Болеславовичем в городской шахматный клуб, свою шахматную альма-матер.
На пороге клуба дуэт встречал маститый по местным меркам журналист Григорий Вингурт. Между прочим, не чуждый шахматам человек - кандидат в мастера спорта и участник V международного турнира памяти Аратовского. Короче говоря, имеющий представление о гамбитах и эндшпилях. Так уж получилось, что в это время в клубе проводились занятия для детей. Понятное дело, урок был прерван сразу, как только вошли взрослые: бессменный заведующий клубом Анатолий Захаров, директор СДЮСШОР Михаил Недочетов, тренер ДЮСШ №7 Александра Шестоперова, международный мастер Геннадий Туник...
- Я, конечно же, все понимаю, популяризация и все такое, но как-то неловко мне сейчас, - признался Женя, в два хода просчитав задумку инициаторов встречи, намеревавшихся заснять почетного гостя вместе со школьниками младших классов.
Пришлось успокаивать чемпиона. Дескать, нет повода для волнений, надо только рассказать о победе, показать решающий ход на доске, раздать подрастающему поколению автографы - и всё на этом закончится, через час можно уйти. И не беда, что нет с собой наград, никто не обидится. Вряд ли мое убеждение подействовало, Томашевский заведомо знал: все только начинается. А ведь он был прав! После сюжета на телевидении ему теперь наверняка спокойно по улице не дадут пройти. Так и будут норовить подойти и поинтересоваться: «А не вы ли тот самый?» Что самое интересное, он ведь признается, лгать не будет, потому как не привык. То есть схитрить может, чтобы запутать коллегу-соперника и сделать потом решительный ход, но обманывать в обычной ситуации - ни-ни. Редкое в наше время достоинство.
В то время как Вингурт «пытал» чемпиона, я решил познакомиться с отцом гроссмейстера, получившим накануне своего дня рождения щедрый подарок от сына. Беседа получилась содержательной. За десять минут довелось узнать весьма любопытные детали. Оказывается, сразу после того, как Женя пошел в школу, он находился под неусыпным контролем. С утра до обеда - уроки, а после вместе с наставником в другую школу - шахматную, и так до 18 часов. Нетрудно подсчитать шахматный стаж Евгения - 15 лет.
- Вот как, значит, вы, - попытался я пошутить, - переложили родительские обязанности на наставника?
- Так он же с нами (с Жениной мамой, надо полагать - прим. авт.) был по вечерам, - парировал доктор наук, и не было в его глазах усмешки.
Сам герой, после того как освободился от пристального взгляда телекамеры, сказал, что о создании заведения под своим именем еще не задумывался, но в будущем не исключает такой возможности.
- Если и дальше буду играть с таким же напряжением, как на тай-брейке чемпионата Европы, долго не выдержу, - признался Евгений, подавляя в себе накопившуюся усталость. - К счастью, не все партии такие. Этот турнир не просто тяжелым оказался, он стал для меня выдающимся. Я ведь очень долго не выигрывал. По складу, стилю игры такой я шахматист - играю ровно, поэтому мало выигрываю турниров. В последний раз, если не ошибаюсь, восемь лет назад. Зато если удается, это неожиданно и громко. Обычно занимаю второе, третье места, вхожу в пятерку или десятку.
- На прошлом чемпионате Европы не попал даже в сотню.
- Да, я провалил его.
- Сейчас, значит, взял реванш?
- Можно и так сказать. Это успех, без сомнений, но с профессиональной точки зрения он менее заметен, чем резонанс от него.
Вот ведь как получается. Главное - не слава, а рейтинговые очки. Кстати, заработал Евгений в Черногории прилично. Я не о призовых в евро, совсем о другом. 1 апреля, и это не шутки, ФИДЕ опубликует новый рейтинг. На него стоит взглянуть. Хотя бы для того, чтобы увидеть, как высоко взлетит в мировой табели о рангах наш земляк. Шутка ли, войти в число 50 лучших шахматистов мира, опередив при этом многих титулованных персон. Самое же интересное в том, что, похоже, нынешнее достижение - еще не предел. Томашевский намерен вклиниться в двадцатку. Вот увидите, он сделает это. Одной правой.