15.04.2011
Бегите!
Ирина ЕСИКОВА
Бегите!

Бегите!Говорят, есть такие реальные профессии - вздымщик, давильщик и долбежник. А местные чиновники, видимо, пытаются овладеть навыками динамщика. Такое впечатление складывается после того, как послушаешь истории мытарств некоторых жителей региона, пытающихся добиться справедливости у власть имущих. Например, жители дома № 16/34 по улице Хользунова ждут исполнения решения судов, но, похоже, так и не дождутся.

Коротко напомним историю дома на Хользунова, 16/34. Построен он был в 70-х годах прошлого века по экспериментальному проекту на ленточном фундаменте, то есть без вколачивания свай. И все бы ничего, если бы не подземная река Белоглинка, протекающая под домом. Здание поползло. Его пытались реанимировать буроинъекционным методом - вкачали под строение смесь бетона и битого стекла. Но это не помогло. Жидкий бетон стек под пятый подъезд, и подъезд начал подниматься. В апреле 2004 года актом областной межведомственной комиссии дом был признан аварийным. Но жильцов об этом никто не уведомил. Жительница одной из квартир узнала о бедственном состоянии своей собственности, только когда собралась ее продать. По закону, с аварийным жильем этого делать нельзя. Тогда она и ее соседка подали в суд. Кстати, сделали это по совету теперь уже заместителя премьер-министра страны Вячеслава Володина, который предложил им искать правду таким способом. В декабре 2006 года Волжский районный суд обязал администрацию Саратова расселить жильцов квартиры № 317, а 28 марта 2007 года аналогичное, но с пометкой «немедленно», решение было вынесено и в отношении квартиры № 323. Мэрия пыталась обжаловать эти решения в областном суде, но получила отказ. 30 октября 2007 года было издано распоряжение администрации Саратова об утверждении поименного списка граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилья. Обеим женщинам и их семьям в соответствии с этим реестром положены субсидии на покупку новых жилых помещений. Одной - более 3 миллионов рублей, а другой - 2,5 миллиона. 10 декабря 2007 года был проведен муниципальный открытый аукцион и куплено 29 квартир для расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Нашим героиням вместо двух четырехкомнатных квартир полагалось 4 жилых помещения меньшей площади. Казалось бы, все хорошо. Однако, как часто у нас случается, появилось большое «но». 27 февраля 2008 года и. о. главы администрации г. Саратова Сергей Тульский подписал распоряжение № 89-р, которым признал дом на Хользунова, 16/34 пригодным для проживания. После этого проводилось еще не одно обследование. Дом признавали частично «трудоспособным», как инвалида второй группы. Московский НИИ оснований и подземных сооружений им. Н. М. Герсеванова, в авторитетности которого может усомниться только абсолютно несведущий человек, в очередной раз подтвердил опасность для проживания. Какие только чиновники не побывали в гостях жительниц дома, а уж список адресатов обращений, вероятно, перевалил за полсотни.

Неподъемный маховик чиновничьей бюрократии сдвинулся с места после письма, полученного правительством области от министра регионального развития РФ Виктора Басаргина. В нем министр передавал областным чиновникам поручение председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Тот, в свою очередь, просил создать межведомственную комиссию и провести повторное обследование дома с вынесением окончательного решения о его состоянии. Предположительно из-за этого письма жительницам удалось попасть на личный прием к новоиспеченному министру ЖКХ области Денису Филиппову («Кто висит у Президента», «Газета Наша Версия», №9 (114) от 11.03.2011).

Потом они побывали у заместителя начальника управления капитального строительства администрации города Андрея Блохина. А он поведал историю переселения бывшего обитателя дома на Хользунова, 16/34 по фамилии Фишман. «Мы исполнили решения суда, и потом он благополучно скончался», - закончил свой рассказ замначальника УКСа. На удивленный вопрос женщин: «Это намек?» Блохин поправился: «Может, интерес к жизни утратил. Переселение было целью всей его жизни». В итоге Андрей Блохин, как в свое время Денис Филиппов, признался, что не полностью владеет ситуацией. На следующий день он посетил квартиры активисток.

Через неделю, 30 марта, состоялось заседание межведомственной комиссии по признанию помещений - жилыми, жилых помещений - пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу. Председательствовал начальник управления капитального строительства администрации Саратова Александр Задумин. Членами комиссии стали заместители глав администраций Фрунзенского, Заводского, Ленинского и Волжского районов, начальник отдела приватизации жилых помещений УКСа, заместитель начальника отделения Росреестра по Саратовской области, замдиректора МУП «Городское БТИ», замначальника Госжилинспекции и два секретаря комиссии администраций Кировского и Заводского районов. Приглашены были профессор кафедры строительных конструкций и строительства гидротехнических сооружений СГАУ им. Н. И. Вавилова Василий Гамаюнов, директор ООО СКФ «Каркас» Виталий Прокопенко, главный инженер ООО Институт «Саратовоблпроект» и жители дома. Все приглашенные оказались на заседании по инициативе граждан, побывавших на приеме у Блохина.

Помнится, в бытность губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова при министерстве строительства и архитектуры области был создан научно-технический совет по надежности строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений. В состав входило более десяти чиновников, имевших прямое отношение к строительству и архитектуре, а не секретари и замы глав районных администраций. Еще в совете участвовали доценты и профессора различных вузов региона, но опять-таки все они собаку съели на строительной теме. Думается, что тот совет был куда компетентнее нынешней комиссии. И не лучше ли вспомнить хорошо забытое старое, чем изобретать велосипед?

На повестке дня комиссии был лишь один вопрос: о признании многоквартирного жилого дома № 16/34 по ул. Хользунова (ЖСК «Бодрость») аварийным. Именно в такой формулировке. В своем выступлении Андрей Блохин рассказал о нескольких технических заключениях с разными выводами. Василий Гамаюнов выразил сомнения в правомочности проведения обследования, выполнения работ по усилению несущих конструкций и укреплению грунтов, а также проведения текущего мониторинга состояния здания одной и той же специализированной организацией (имелось в виду ООО СКФ «Каркас» - прим. авт.). А одна из мэрских чиновниц поспешила заметить, что в случае признания дома аварийным придется расселять 324 квартиры. Видимо, таким образом она хотела напомнить о масштабах катастрофы и направить членов комиссии «на путь истинный». В итоге на голосование были поставлены следующие вопросы: предложить жителям выступить заказчиками проведения независимого обследования дома, а в случае подтверждения его аварийности обратиться в комиссию для принятия окончательного решения.

Вот так ловко чиновники переложили проблему с больной головы на здоровую. Почему жители должны оплачивать дорогостоящую экспертизу? Ведь дом находится в таком состоянии не из-за неправильной эксплуатации, а из-за ошибки при проектировании. К тому же наверняка не все проживающие в доме люди разбираются в юридических тонкостях. Например, не так давно по почтовым ящикам были разбросаны листовки, в которых написано, что по 185 ФЗ должны ремонтировать канализацию и стояки отопления, что кадастровый паспорт на землю равнозначен документам о приватизации земельного участка под домом и так далее. Многие жители приписывают авторство этих нетленок председателю ЖСК «Бодрость». И под руководством такого «компетентного» человека будет решаться судьба сотен людей! Ведь в опасности не только собственность, но их жизнь. Сам Блохин на приеме говорил, что в случае обрушения дома зона покрытия обломками составит примерно 40 метров. То есть убежать, скорее всего, не смогут даже жители первых этажей, не говоря уж о последних.

P.S. Жительнице квартиры № 323 пришла платежка за март на общую сумму 10 132 рубля. Это учитывая, что долгов у нее нет. Только за один месяц. Игнорируя наличие счетчиков, ей продолжают начислять плату за воду и отопление по тарифам. Например, тариф на горячее водоснабжение составляет 936 рублей с человека, на холодную воду - 406 рублей. За обслуживание и диспетчеризацию лифта нужно заплатить более 300 рублей. А вывоз мусора обходится в 100 рублей с квартиры. Понятно, что после такой обдираловки средств на проведение экспертизы у жителей просто нет.