17.04.2009
Спикер фон
Владимир ВОЛЬСКИЙ
Спикер фон

 

Эпистолярный жанр, когда-то бывший в большом ходу, ныне переживает не лучшие времена. Но не повсюду. В Саратове и Саратовской области написать эпистолу на самый верх - сегодня крайняя возможность рассказать о своей беде. Ввиду того, что местные руководители исполнительной и законодательной ветвей власти, как правило, тесно связаны с теми, на кого пишут жалобу, авторы челобитной обращаются к главе государства. Местных чиновников и депутатов, которые на первый взгляд как бы и не причастны к конфликту, это очень настораживает, и они торопятся образумить челобитчиков, невольно выгораживая обидчиков.

 

Причиной эпистолярного оживления стали события, развернувшиеся вокруг таможенного предприятия ООО «Вита-терминал». Но мы сейчас не будем останавливаться на сути этого конфликта и пытаться понять, кто здесь прав, а кто виноват. Нас влечет любовь к чистому искусству, а эпистолярный жанр - это, вне всякого сомнения, искусство.
Образцом для изучения современных эпистол для нас стал текст обращения председателя Саратовской областной думы Валерия Радаева к трудовому коллективу ООО «Вита-терминал». Предваряя сказанное ниже, сразу отметим, что из-под пера Валерия Васильевича вышел настоящий шедевр. Он шедеврален как по внутренней, так и по своей, так сказать, внешней логике. В нем что ни предложение, то афоризм, что ни слово, то максима, что ни мысль, то глубокая философская притча о бытии, небытии и инобытии.
Очень коротко напомним, вокруг чего разгорелся конфликт. По мнению местных единороссов, к ООО «Вита-терминал» какое-то отношение имеет депутат облдумы и член партии «Справедливая Россия» Виктор Тюхтин. Видимо, какому-то из близких к единороссам олигарху захотелось завладеть терминалом. В ответ на просьбу в подконтрольных местным единороссам СМИ появилась серия публикаций, в которых наличие среди работников терминала родственников является непременным условием для вызревания коррупции со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Так бы все и продолжалось, если бы коллектив ООО «Вита-терминал» не решил обратиться к высшему руководству страны. Это несколько озадачило некоторых партийцев и могло побудить Валерия Радаева взяться за перо.
Начинает свою эпистолу Валерий Васильевич с грозного предупреждения. В частности, он пишет: «Те, кто вас подтолкнул к такому обращению, тем самым способствует еще большему погружению в кризис».
Вероятно, для спикера местного парламента самостоятельная инициатива обращения работников терминала к высшему руководству страны по определению невозможна. Примерно так местные единороссы реагировали и на «Письмо одиннадцати» к президенту В.В. Путину, которое подписали редакторы ведущих СМИ Саратова. Они не могли поверить в то, что это письмо написали сами редакторы, а посему сделали все возможное, чтобы «опустить этих самых редакторов ниже плинтуса», назвав их маргиналами, которые возглавляют малотиражные и маловлиятельные СМИ. В кулуарах говорили, что каждого из «обращенцев» местные единороссы рано или поздно сотрут в лагерную пыль.
Засим последуем дальше. Валерий Васильевич честно признает, что перед тем как обратиться в правоохранительные органы, депутат ГД Н.В. Панков и другие (имена и титулы не названы) консультировались с ним и с губернатором. Далее из текста следует, что ни губернатор, ни сам Радаев против инициативы Панкова возражать не стали. Что стало ударным аргументом, разоружившим спикера облдумы?
Оказывается, Валерий Васильевич места себе не находил, когда в печати стали приводится факты о близком родстве работников государственной таможни и коммерческой организации «Вита-терминал», озвучиваться сведения о якобы имеющем место использовании федеральной структурой здания, принадлежащего коммерческой структуре.
Вот и весь «состав преступления». Но его вполне достаточно, чтобы депутаты, представляющие регион, могли вмешаться и потребовать, чтобы правоохранительные органы разобрались в ситуации. Если данные факты подтвердятся, дело судебных органов дать им правовую оценку.
Ну что тут сказать. Допустим, если органы выяснили, что господин А и госпожа Б - муж и жена, и что один работает на таможне, а другая - в коммерческой организации при таможне, что, надо подавать в суд?

Валерий Васильевич не знает, имеет ли место использование федеральной структурой здания, принадлежащего коммерческой структуре, но требует проверить этот факт, явно полагая, что здесь не может не быть корыстного умысла. Но шедевральность эпистолы еще не в этом. Она раскрывается дальше. Оказывается, если ничего криминального найдено не будет, то работники терминала, по мнению Радаева, могут требовать опровержения и извинений со стороны СМИ. Гениально, если все, что происходит вокруг ООО «Вита-терминал», окажется фикцией, отвечать будут журналисты и СМИ, а «Панков и другие» окажутся, как всегда, «в белом».
Автор письма на этом не останавливается. Он готов со всем депутатским корпусом областной думы, как Чип с Дейлом, прийти на помощь и просить Генпрокуратуру «взять под контроль ситуацию на предприятии».
Мне трудно представить себе, как прокуратура, даже самая генеральная, может установить контроль над предприятием. Насколько мне известно, прокуратура может провести проверку и по ее результатам принять решение в рамках действующего законодательства. Есть основания для возбуждения дела - возбуждаем, нет - ну на нет и суда нет. Но контроль - это как? Может, возле каждого мытника поставить по прокурору или между таможней и коммерческой организацией установить полосатую будку и пропускать туда и обратно только через проверку на детекторе лжи?
А далее в эпистоле идут оговорки, которые настолько недвусмысленны, что заставляют думать о худшем. Во-первых, Радаева очень беспокоит, что на предприятии в течение восьми лет не проводились проверки. Ну не может он поверить, что в течение всего этого срока на таможне не было ни одного нарушения! Вероятно, ментальность не позволяет, или как?
Во-вторых, спикер облдумы заверяет работников терминала, что данная проверка не носит заказного характера. Надо полагать, что и многочисленные публикации в СМИ о делах на ООО «Вита-терминал» появились сами по себе в результате свободного творчества журналистов, которые выбрали тему совершенно случайно.
А далее не могу не процитировать: «Мы против того, чтобы кто-то пытался занять вашу предпринимательскую нишу. Время «крышевания бизнеса» в области прошло».
В таком случае ради чего проводятся проверки, ведь таможня исправно исполняет свои функции? Ради спортивного интереса, когда можно узнать, кто и с кем в каких родственных связях находится? Но если вы («Радаев и другие») против того, чтобы кто-то занял эту нишу, зачем тогда дискредитировать всех тех, кто имеет к ней хоть какое-то отношение? Ведь если читать те СМИ, которые тревожатся за ситуацию на таможенном предприятии, то получается, что едва ли не все, кто связан с ООО «Вита-терминал», должны немедленно покинуть территорию и передать все имущество в более надежные руки. Но это не «крышевание бизнеса», это борьба с коррупцией.
И далее еще одна цитата: «Мы обязаны сделать все, чтобы тень коррупции не падала не ваше предприятие». Возможно в тексте, опубликованном в «КП в Саратове» от 11 апреля 2009 года, и возникла опечатка, но она, по нашему мнению, здесь как раз к месту.
Предупреждает Радаев и руководителя Саратовской таможни, который должен был разобраться в ситуации еще до того, как вмешался депутатский корпус и была инициирована проверка. Но он этого не сделал.
А что должен был сделать Сергей Овсянников? Ведь Радаев приводит только два «смертных греха» Саратовской таможни - факты близкого родства работников государственной таможни и коммерческой организации «Вита-терминал» и сведения о якобы имеющем место использовании федеральной структурой здания, принадлежащего коммерческой структуре.
Что должен был сделать Овсянников? Потребовать под угрозой увольнения, чтобы супруги развелись, а другие родственники отказались от родства? Или прекратить использование коммерческого здания, разумеется, если такое использование имело место?
На самом деле сегодня в Саратове и области сплошь и рядом работают родственники - одни в коммерческой структуре, другие в государственном или муниципальном учреждении. Только в правительстве Саратовской области трудятся рядом как минимум три жены и три мужа, а уж использования здания, принадлежащего коммерческой структуре, явление настолько распространенное, что ни у кого, кроме «Панкова и других», не вызывает сомнения.