25.11.2011
При смерти
Ольга КОЗЛОВА
При смерти

без названияО том, что в Саратовской области, где количество онкологических больных крайне велико, нужен хоспис, говорится давно. И только в этом году чиновники заверили: в нашем регионе наконец появится учреждение, в котором смертельно больные люди смогут получить достойную медицинскую, социальную и психологическую помощь.

Первый хоспис в современной России был открыт в 1990 году в Петербурге. На сегодняшний день в стране действует более 70 подобных учреждений - в Москве, Туле, Ярославле, Архангельске, Ульяновске, Астрахани, Перми, Петрозаводске, Смоленске и других городах. Однако специалисты утверждают, что необходимо открыть еще более 500 хосписов, из расчета один хоспис на 300-400 тысяч жителей. Особенно острая необходимость в специальном медучреждении существует в нашей области, занимающей второе место в ПФО и девятое в России по числу онкобольных.

По данным регионального министерства здравоохранения, «в течение последних лет на территории области наблюдается увеличение числа больных с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования, что соответствует общероссийской тенденции». Показатель заболеваемости раком за последние пять лет увеличился на 25,6% и по итогам 2010 года составил 415,9 случаев на 100 тысяч жителей (в 2006 году - 331,1 случаев). По сведениям на начало 2011 года, на диспансерном учете в Саратовской области состоит 58105 онкобольных. Ежегодно их количество растет в среднем на 2,2%. И, наконец, еще одна страшная цифра, на сей раз из недавнего интервью главного внештатного онколога области Владимира Семенчени: «В трети случаев мы сталкиваемся со слишком запущенными опухолями. И здесь ни одна клиника в мире не сможет совершить чуда».

Именно для тех, кто уже не надеется на чудо, нужна так называемая паллиативная помощь, направленная на облегчение страданий, повышение качества жизни неизлечимых пациентов и их близких. Между тем, из-за отсутствия хосписной службы в Саратове онкобольные порой остаются один на один со смертельным диагнозом и не получают адекватной обезболивающей и симптоматической терапии. Врачи просто отправляют их домой умирать. Но с началом реализации программы модернизации здравоохранения в нашей области появилась надежда, что пациенты с неизлечимыми болезнями будут доживать последние дни в более гуманных условиях. Как сообщил «Газете Наша Версия» региональный минздрав, «с целью совершенствования медицинской помощи больным с распространенными формами онкологических заболеваний в 2011 году на базе ГУЗ «Саратовский онкологический диспансер» будет организовано отделение паллиативной помощи, а в 2012 году - хоспис».

Однако, как это часто бывает в нашей области, благое начинание превращается в абсурд. Следует отметить, что хоспис чиновники намерены создать в помещении, где ранее располагался радиологический корпус Саратовского онкодиспансера. В начале этого месяца государственное учреждение здравоохранения «Саратовский онкологический диспансер» даже объявило открытый аукцион на разработку проектной документации на капитальный ремонт и перепланировку лечебного корпуса, расположенного по адресу: ул. Чернышевского, д. 141, лит. Г, «под хоспис на 10 коек».

В первую очередь смущает количество коек - скорее всего, мест в хосписе будет создано гораздо меньше, чем требуется. Да и насколько целесообразно переоборудовать для этого целое радиологическое отделение? Ведь теперь сотням пациентов из Саратова, которым назначен курс лучевой терапии, приходится ездить в областной онкодиспансер в Энгельс. Из-за вечных пробок на мосту даже для здоровых людей такое путешествие бывает утомительно, а для больных, как правило, перенесших тяжелую операцию, оно будет по-настоящему изматывающим. Да и очередь на прохождение терапии, скорее всего, значительно увеличится.

Еще больше вопросов появляется при изучении документации к аукциону. Крайне любопытно техническое задание, в котором описаны результаты проведенного в сентябре этого года обследования помещения. Так, согласно отчету, одноэтажное здание лечебного корпуса построено в 1887 году и эксплуатируется уже 124 года. При этом срок эксплуатации помещения составляет 150 лет. Таким образом, организовать хоспис минздрав намерен в строении, которому «осталось» всего 26 лет и которое, выражаясь образно, фактически находится при смерти...

Следует подчеркнуть, что за весьма долгое время существования в корпусе ни разу не проводился капитальный ремонт. Поэтому его удручающее состояние вполне объяснимо. Стены, потолочные перекрытия и прочие конструкции находятся, по заключению экспертов, в «ограниченно-работоспособном состоянии». Сквозные трещины, сгнившие балки, неравномерно просевший фундамент, требующие утепления стены и окна, отсутствие водостока - это далеко не полный перечень «симптомов», свидетельствующих о том, что здание, пожалуй, проще снести и построить заново, чем вкладывать деньги в его капитальный ремонт.

Интересно, что в результате обследования инженерного состояния дорожного полотна на прилегающей к корпусу территории «установлено, что асфальтобетонное покрытие прилегающей территории имеет множественные участки шелушения». Впрочем, асфальтовое «шелушение» - не редкость для Саратова. Более удивляет то, что в этих нечеловеческих условиях приходилось работать целому отделению Саратовского онкодиспанесера и проходить и без того малоприятные процедуры его пациентам. Как-то не вяжутся трещины и гниль на стенах с качественной медицинской помощью, за которую уже много лет радеют саратовские чиновники и депутаты.

Сколько будет стоить капитальный ремонт и переобрудование этого полуразвалившегося строения, пока не известно. Но судя по тому, что только за один проект переделки радиологического отделения под хоспис из бюджета готовы заплатить почти полмиллиона рублей, сумма будет весьма круглой. Не получится ли так, что чиновники просто зароют огромные деньги, вместо того чтобы изначально организовать хосписную службу в достойных человеческих условиях? Мы продолжим следить за этой ситуацией.