29.06.2012
Водокачка
Александр СОРОКИН
Водокачка

Реклама в советское время была с небольшой лукавинкой. Рядовому гражданину предлагалось «летать самолетами «Аэрофлота», хотя конкурентов у этой авиакомпании в то время не было. Совет «хранить деньги в сберегательной кассе» тоже не предполагал альтернатив, кроме заначки под подушкой.

И все же эта реклама вызывала добрую улыбку, а не раздражение. Потому что летать самолетами тогда было относительно безопасно, а Сберегательный банк никогда не замораживал вклады. Казалось бы, время этой наивности прошло - реклама сегодня расчетливо бьет в самые уязвимые места человеческого подсознания, побуждая купить нечто «необычное», что сделает тебя самым крутым и идиотски счастливым...

И вот гляди ж ты! Встречается иногда и сегодня такой «наивняк», что диву даешься! Недавно ехал в общественном транспорте и узрел на стекле наклейку следущего содержания: «Бесперебойное и качественное водоснабжение напрямую зависит от своевременной и полной оплаты коммунальных услуг». Подписано это воззвание муниципальным предприятием «Саратовводоканал». Картинка подобрана соответствующая: стакан прозрачной свежей воды из-под крана соседствует с целой раковиной ржавой жидкости. Лозунг под фотографией тоже был бодрящим: «Вам решать - будет ли в кранах чистая питьевая вода!» Почему-то, поглядев на эту рекламу, я представил себе «сервис будущего», когда рядом с каждым краном в квартире будет монето-, а то и купюроприемник. Кинул двульник - ополоснул руки. Пятак - еще и умылся. За червонец принял короткий освежающий душ, а за полтинник помылся как следует. Чтобы постирать, побежал менять тысячу в соседний магазин...

Вот только сразу возникает множество возражений против такого утверждения МУПП «Саратовводоканал». Во-первых, есть ГОСТ 2874-82 и СанПиН 2.1.4.550-96, которые достаточно строго регламентируют, какая вода должна поступать в муниципальный водопровод. И хочешь - крутись, хочешь - вертись, а этим нормам просто необходимо соответствовать. Ведь жители города - не цветы в кашпо, «завять» могут от одного неудачного «полива».

Во-вторых, давно известен тот факт, что основным неплательщиком являются управляющие компании города, а вовсе не население, которое платит, как правило, исправно. Процент граждан-неплательщиков столь невысок, что в масштабах города говорить о каких-то глобальных задолженностях населения просто смешно. Для примера можно привести пилотный проект по внедрению прямых расчетов между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в Октябрьском районе нашего города. Введение новой прямой системы взаиморасчетов между ОАО «Волжская ТГК» и потребителями ее услуг привело к увеличению выплат за ЖКУ на 48%, в результате уровень оплаты за тепло и горячее водоснабжение достиг 85% от общей суммы к начислению. Для сравнения - в домах этого же района, где сохранилась прежняя система оплаты, долги за тепло составили 95% от начисленной суммы...

Вот тут и возникает вопрос: а имеет ли право муниципальное предприятие пугать жителей города ржавой водой, в то время как от горожан почти ничего не зависит? Они платят регулярно, но кто может дать гарантию, что председатель какого-нибудь глобального ТСЖ или крупной УК не захочет провести апгрейд своего яхт-клуба одновременно с расширением площадки для гольфа? Ну и что с того, что наличные при этом придется немножко, что называется, «покрутить»?

...На самом закате советской эпохи по телевизору стали крутить ролики из серии «Берегите воду». Улетевший к дальним созвездиям космонавт по возвращении домой обнаруживал, что на планете Земля совершенно нет воды. А все потому, что, улетая, он забыл плотно закрыть кран в ванной.

Что и говорить, тот ролик имел большое влияние на тогдашних мальчишек, которые, ломая голову над тем, куда могла деться вода на планете, все же стали потуже затягивать кран. Наверняка какое-то влияние на неплательщиков окажет и замечательная в своей наивности листовка «Водоканала» - пара сотен нерадивых сограждан почешут голову и все-таки понесут свои заначенные кровные в ЖЭК. Но не проще ли и здесь ввести прямые расчеты с населением?