11.01.2013
Защита от дурака
Ольга КОЗЛОВА
Защита от дурака

И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень.

Корней Чуковский. «Телефон»

 

«Алло, мам! Мам, ты меня слышишь?» - отчетливо раздавался детский голос в телефонной трубке. К несчастью, ребенка слышала не только мама, но и около ста зрителей академического театра драмы, пришедших в канун Рождества на спектакль «Пять вечеров», а также актеры на сцене. Незапланированному «монологу» из зала предшествовала заливистая мелодия телефонного звонка. Кульминационная сцена прекрасного спектакля по пьесе Александра Володина в тот вечер была безвозвратно испорчена.

«Скажи, что мы заняты»

Телефонные трели, явно не запланированные режиссером-постановщиком Ольгой Харитоновой, раздавались на «Пяти вечерах» не единожды. Несколько человек среди публики не посчитали нужным внять убедительной просьбе и выключить на время свои мобильные телефоны. Звонки в пространстве малой сцены звучали особенно нагло и бесцеремонно, то и дело разрывая тончайшую художественную ткань постановки. Было досадно и обидно - даже больше за актеров и режиссера, присутствовавшей в тот вечер в зале, чем за себя.

Люди, которые не слышат или не хотят слышать перед началом спектакля вежливой просьбы об отключении звука на мобильном, находятся в зале практически всегда. Как правило, обладатели мобильников, поющих голосами Жанны Фриске или Стаса Михайлова, удостаиваются лишь испепеляющих взглядов соседей и служительниц театра. Хотя, признаться, порой хочется, чтобы таких людей немедленно катапультировали вместе с креслом. А иногда саратовская «культурная» публика позволяет себе прокомментировать вызывающее поведение «некультурной», и тогда вспоминается известный анекдот про эстета, который не может слушать оперу без увертюры. Во время одного из показов спектакля «Урод», идущего на большой сцене драмтеатра, у одного из зрителей громко зазвонил телефон, и молодой человек, сидевший недалеко от меня, не менее громко возмутился: «Е...тые люди! Сказали же телефоны отключить»...

Звонящие на все лады мобильные - беда, общая для театров во всем мире. Пожалуй, первым, еще в 2004 году, войну им объявил знаменитый актер, руководитель лондонского театра Old Vic Кевин Спейси. Во время одного из спектаклей он, услышав звонок, прервал игру и обратился к владельцу телефона: «Скажи, что мы заняты». Позже в эфире ВВС Спейси публично объявил свой театр зоной, свободной от мобильной связи. «Мы не желаем слышать звонки во время спектакля. Но еще меньше хотим видеть зрителей, которые, когда звонит их телефон, делают вид, что не имеют к нему отношения. Если люди не умеют себя вести, пусть вообще не ходят в театр», - категорично заявил он.

 У некоторых отечественных артистов тоже иногда сдают нервы. Известно, например, что руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин очень строго относится к зрителям, которые не расстаются со своими мобильными даже во время спектакля. Дело доходит не только до словесных просьб «дать договорить монолог», но и до остановки спектакля и выведения нарушителя спокойствия из зала. Пианист Денис Мацуев в одном из интервью рассказывает следующий случай из своей концертной практики: «У меня в одном из уральских городов на протяжении 5 минут у одного и того же человека несколько раз звонил его аппарат. Я играл «Аппассионату» и сперва терпел, но потом не выдержал и... начал импровизировать на тему его рингтона. В зале наступило оживление, к любителю мобильной связи подошли охранники и вывели его... Конечно, я совершил преступление по отношению к Бетховену, но потом «извинился» - сыграл всю «Аппассионату» от начала до конца».

Дуэт Круга и Хворостовского

Саратовские артисты к подобным импровизациям, кажется, пока не прибегали. По крайней мере, по словам Ольги Харитоновой, актеры академического театра драмы продолжают игру, несмотря на телефонные трели, хотя и «сатанеют, поскольку им это дико мешает». «Я бывала на спектаклях Гришковца, который останавливал действие и пререкался с теми людьми, которые, с его точки зрения, отправляли SMS и мешали ему светом телефонных аппаратов или отвечали на звонки, - говорит Ольга Игоревна. - На меня это произвело жалкое впечатление. Такое поведение артиста разрушает спектакль гораздо больше, чем просто телефонный звонок, и страшно сбивает зрителя. Мне кажется, это совсем нелепо».

В театре драмы полагаются на внутреннюю культуру своих зрителей. По мнению Ольги Игоревны, заведующей литературно-драматургической частью, если публика и нарушает иной раз тишину, то редко и не со зла. Как правило, люди забывают выключить телефоны после антракта, поэтому в основном звонки раздаются во время второго действия, что и случилось на упомянутых «Пяти вечерах». «Конечно, это тяжело, - вздыхает Ольга Харитонова. - Но если человек забыл выключить телефон после антракта, что мы с ним сделаем?.. Мне кажется, человек, у которого звонит телефон, сам этому не рад. Мы уважаем своего зрителя, не хотим огрызаться и одергивать его и надеемся, что если он пришел в театр, значит, обладает определенным уровнем культуры. Я думаю, что самый простой выход - делать напоминание еще раз, после антракта. Наверное, так мы и будем поступать».

Столь же лояльно относятся к нарушителям тишины в театре юного зрителя. «Как с этим бороться? Я не знаю, как бороться, - улыбается художественный руководитель ТЮЗа Юрий Ошеров. - Наверное, вешать объявления, предупреждать... Мы обращаемся к детям, чтобы они попросили родителей выключить телефоны. Конечно, звонки мешают, но для нас это не очень злободневная проблема». Видимо, саратовские театры рады любым зрителям, пусть даже не очень воспитанным.

А вот в театре оперы и балета не скрывают, что телефонные трели в зрительном зале раздаются частенько. С нарушителями порядка здесь поступают строго, но справедливо. «Конечно, это категорически недопустимо. Представляете, когда оркестр играет Баха, поет Хворостовский или артист его уровня, и вдруг поет Круг, и все слышат Круга и Хворостовского вместе. Или наиболее трагический момент в какой-нибудь опере, умирает главный герой, и тут вдруг веселая лезгинка. Иногда это сшибает, - признается Николай Шиянов, заместитель директора театра оперы и балета по связям с общественностью. - Несмотря на то, что перед каждым спектаклем мы просим выключить телефон, и многие отключают, всегда находятся люди, которые ждут важного звонка. И самое грустное, когда эти люди берут трубку и начинают кричать на весь зал: «Я перезвоню! Я не могу говорить! Я же сказал, что я в театре!» Либо вскакивают из центра партера и бегут в коридор, чтобы ответить, подвигая всех локтями. Это для меня в принципе удивительно. Вот такие обратно не заходят, несмотря ни на какую стоимость билета. Их пускают в зал только после окончания спектакля или окончания действия».

Глушить или не глушить?

Между тем, во многих столичных и некоторых провинциальных театрах проблему решили кардинально - установили в зрительных залах электронные «глушилки» мобильной связи. Кстати, в Америке подобные устройства называются несколько обидным словом «foolproof», что в переводе означает «защита от дурака». Подавляющее большинство театралов, к счастью, относится к ограничениям с пониманием. Однако есть и противники нововведения, которые считают, что человек должен оставаться на связи при любых обстоятельствах. Например, кому-то из зрителей может понадобиться срочная медицинская помощь. А если вдруг блокиратор неожиданно выйдет из строя и в этот момент в зале будут находиться люди с кардиостимуляторами, для них поход в театр может закончиться трагически. Кроме того, неисправность устройства может отразиться и по ту сторону рампы - есть вероятность, что от излучения испортится аппаратура сцены.

 В саратовских театрах подавители сигнала пока не применяются. По мнению Ольги Харитоновой, применение «глушилок» является нарушением прав зрителей. «Мало ли что может случиться у человека, - говорит она. - Раз уж мы живем в эпоху технологий, надо к этому относиться терпеливо». А Юрий Ошеров опасается, что устройства будут глушить мобильные телефоны не только в зале, но и за сценой, и в экстренной ситуации театр может остаться без связи. «С одной стороны, глушилки нам нужны. С другой стороны, вопрос этот спорный и неоднозначный, - рассуждает Николай Шиянов. - Но артисты, я думаю, проголосовали бы за такие устройства двумя руками». К слову, новосибирский театр «Глобус», прежде чем ограничить связь в зрительном зале, обратился за консультацией в Союз потребителей РФ, и тот признал право театра на установку устройств с целью сохранения художественной целостности спектакля. Жалоб от зрителей пока не поступало.

С юридической же точки зрения вопрос о применении в театрах блокираторов входящих звонков и сообщений пока висит в воздухе. Проект специального закона, который регулировал бы эту сферу, бурно обсуждался в прошлом году с подачи Министества связи и массовых коммуникаций РФ. Однако дальше дискуссии - глушить или не глушить? - дело не зашло. Получается, что сегодня установка этих средств - самодеятельность, к тому же, довольно затратная.

Впрочем, российские чиновники в очередной раз попытались изобрести велосипед, на котором уже давно ездит весь мир. Первой европейской страной, официально разрешившей в 2004 году владельцам театров, кинотеатров и концертных залов устанавливать устройства, создающие радиочастотные помехи, стала Франция. В законе оговаривается, что посетителям должна быть обеспечена возможность позвонить на телефоны служб спасения, а действие устройства не должно распространяться за пределы зрительного зала.  Кроме того, за границей также принято прямо в билетах указывать, что в зале мобильная связь не работает. Поэтому выбор - побыть пару часов вне зоны доступа и спокойно насладиться игрой актеров или постоянно отвлекаться на звонки - остается за зрителем.

На мой взгляд, проблема, скорее, лежит не в юридической и не в технической, а в этической плоскости. В конце концов, ставить в каждом зале «глушилки» - это дорого и спорно, а вот нажать на одну-единственную кнопку на телефоне из уважения к артистам, другим зрителям и к себе может каждый. Приятных вам культурных впечатлений!