25.01.2013
Високосный пик
Ольга КОЗЛОВА
Високосный пик

Пожар на заводе «Саратоворгсинтез» - четверо пострадавших, один из них впоследствии скончался в больнице. Взрыв в магазине пиротехники на улице Московской -  четыре человека погибли, трое получили сильные ожоги. В  Турковском районе механизатор одного из предприятий погиб от осколка детали заточного станка, оказавшегося самодельным. Этот печальный список несчастных случаев на производстве, произошедших в Саратовской области за прошлый год, к сожалению, можно продолжать и продолжать. Причины таких трагедий и способы их предотвращения обсудили во вторник на «круглом столе», посвященном охране труда, в пресс-центре «КП-Саратов».

«Несмотря на общую тенденцию к снижению случаев производственного травматизма в целом, количество случаев смертельного травматизма в прошлом, високосном 2012 году существенно выросло», - обозначила проблему министр занятости, труда и миграции Наталья Соколова. Всего, по предварительным данным, на рабочем месте погибли 48 человек - на 66% больше, чем в 2011 году.  «Мы не могли со стороны смотреть на то, как калечатся наши люди в различных сферах, - подчеркнула Наталья Юрьевна. - Министерство занятости, труда и миграции тщательно анализировало, в результате чего, почему, с чем связана эта нездоровая ситуация».

В результате тщательного министерского анализа выяснилось, что самыми опасными сферами являются строительство, обрабатывающее производство и аграрный сектор, а главными причинами трагедий стали техногенный и человеческий факторы. На последнем  Наталья Соколова остановилась особо. Частные случаи сподвигли саратовского министра на глобальные обобщения.

- Наши люди стали как-то очень легкомысленно относиться к своей безопасности, к жизни лично каждого и жизни окружающих... То, что у нас сейчас происходит - вот это вот замыливание взгляда... У нас огромное количество рядом опасных машин, механизмов, и нужно отвечать каждому за себя. В то время как огромное количество, как мне кажется, на информационном поле фильмов, в Интернете - игр, которые минимизируют ценность и качество человеческой жизни, приводит к тому, что человек расслабляется и не понимает, что опасность здесь, она рядом, - глубоко копнула Наталья Юрьевна. - Это всегда надо чувствовать и принимать все зависящие от тебя меры для того, чтобы не произошла трагедия с тобой или с окружающими... Мы видим, какой отдых выбирают сейчас люди. Экстремальный! Не хватает адреналина, который они привыкли, возможно, получать в том же самом Интернете, они ищут его вокруг и вовне, пренебрегая инстинктом самосохранения.

Возможно, Наталья Юрьевна права, и ее дедуктивный метод мышления заслуживает внимания. Вот только если вернуться от общего к частному, не очень верится, что люди устраиваются на работу на завод или склад пиротехники в погоне за адреналином. Или что все погибшие были страстными поклонниками компьютерных игр...

Но вот с ответственностью каждого человека за свою жизнь и здоровье - и тут с Натальей Юрьевной не поспоришь - пока действительно туго. Судите сами: в региональный минтруд в прошлом году поступило почти 200 жалоб и обращений от работающих граждан, и только около 20% из них касались охраны труда. А в государственную инспекцию труда по Саратовской области было направлено порядка 4 тысяч заявлений, но в большинстве своем они касались невыплаты зарплаты. Лишь треть обращений в ГИТ была связана с жалобами на несоответствующие нормам условия труда. Причем, как отметила замруководителя ГИТ по Саратовской области Валентина Чернова, чаще всего граждане вспоминают о своих правах уже после того, как «грянул гром» и с ними произошел несчастный случай на производстве. «Стучать» на работодателя заранее наши люди не привыкли.

Между тем, по словам представителя трудинспекции, в ближайшее время планируется увеличить штрафы за нарушение порядка охраны труда. Правда, уберегая человеческие жизни, штрафы могут задушить малый бизнес. «Для некоторых частных фирм, где работает всего несколько человек, 5 тысяч рублей - значительная сумма, а максимальный на сегодняшний день штраф в 50 тысяч рублей вообще является непосильным. Если штраф будет в разы больше, то предприятие будет легче закрыть, чем оплатить его», - отметила Валентина Чернова. «Может быть, имеет смысл дифференцировать предприятия по группам в соответствии с их доходами? - подключилась к обсуждению Наталья Соколова. - Для кого-то 5 тысяч рублей - это пыль, а для кого-то и эта сумма достаточна и даже неподъемна».

Вообще, по мнению министра, «экономические рычаги - наиболее эффективные и действенные». Так, согласно новому законодательству предприятия с вредными условиями труда теперь перечисляют в фонд социального страхования больше денег, чем остальные. «В то же самое время для предприятий, где происходят позитивные изменения в охране труда, количество отчислений в Пенсионный фонд существенно сокращается, - рассказала она. -  Я думаю, если законодательство будет продвигаться в этом направлении, то негативные процессы если не прекратятся -  это невозможно, то минимизируются».

Что касается плановых проверок, которые гострудинспекция проводит на предприятиях всего один раз в три года, то тут законодательство не только стоит на месте, но и, пожалуй, пятится назад. «Сегодня все проверки тщательно спланированы, - посетовала Валентина Чернова. -  Можно проверить исполнение предписания, но чтобы просто прийти и посмотреть, даже когда произошел несчастный случай, - такой возможности мы теперь не имеем. А раньше мы могли большие промышленные предприятия проверять несколько раз, и службы охраны труда благодарили нас за помощь, потому что мы смотрели свежим взглядом и находили недочеты, которые они сами не замечали».

Однако все же есть способ зазвать надзорную службу в гости к потенциально опасному работодателю. Если сотрудники предприятия напишут в надзорный орган письменную жалобу, то ГИТ проведет внеплановую проверку. Кроме того, для профилактики несчастных случаев необходимо постоянно проводить переобучение и переаттестацию персонала. Как заметила министр труда, «здесь много не бывает». Не снимается ответственность и с чиновников. «К сожалению, приходится констатировать, что больше всего смертельных случаев произошло в Саратове, а именно 27 из 48. Здесь говорить о том, что виноваты только люди, не приходится. Необходимо воздействие на эти процессы всех структур, в том числе органов власти», - заявила Соколова.

Помимо рационального зерна, Наталья Юрьевна также внесла в видение проблемы элемент мистики. Она обратила внимание присутствующих на любопытную статистику: «Как это странно прослеживается, наибольшие пики этих нехороших случаев происходят - это цифры показывают, а не я говорю - в високосные года. Поэтому мы должны делать все от нас зависящее, не надеясь на астрологические прогнозы, чтобы високосных писков не существовало». А значит, если верить цифрам и Наталье Юрьевне, в ближайшие три года на предприятиях Саратовской области все должно быть относительно спокойно.