06.09.2013
Второй класс
Михаил ДЕРИШЕВ
Второй класс

Несколько лет тому назад я залихватски и опрометчиво воскликнул, что наступит тот счастливый день, когда ребенок пойдет в школу, и вы увидите, насколько я буду ему полезен. Потому что уроки с ним буду делать я по той простой причине, что я мужчина и у меня есть способность к мышлению, а также грамоты.

Тогда мне казалось, что этот день никогда не наступит, по крайней мере, не так быстро, но эти несколько лет пролетели - о, ужас! - незаметно. Первый класс я пропустил, объясняя это тем, что ну негоже мне, мужчине, заниматься там какими-то подчеркиваниями слов! Мне для укрощения посерьезней что-то нужно: тигров, львов или леопардов. И вот в понедельник наступил второй класс.    

А в среду днем мне пришло MMS и просьба: «Слушай, ты там хвалился, что умный такой, так вот задачу реши нам, а то мы думаем, правильно ли мы ее понимаем».

В MMS была страница учебника по математике. И собственно задание: нарисована линия. Линия разделена на два неравномерных отрезка. Под меньшим надпись: «Оля» и цифра 18. Под большим надпись «Наташа» и знак вопроса. Сверху линии - общая скобка и надпись «42+16». Вторая: линия, три отрезка, размеченные римскими цифрами, и арабскими под ними «40», «17» и знак вопроса. Сверху общая скобка и «36+53». Задание: «Составь и реши задачи по схемам». Так просто. Я начал думать, что мне это напоминает?! И вспомнил: похоже на рисунки и формулы на медной табличке, которую космический корабль «Пионер» сейчас несет в глубинах космоса, на тот случай, если инопланетяне его найдут, то по медной табличке они расшифруют и поймут, откуда корабль и что мы за существа такие. Через некоторое время я решил задачу так: наверное, линия - это общий возраст Оли и Наташи. Цифры сверху выражают его в годах, их нужно сложить. Мы получаем 58. Потом от 58 мы отнимаем 18 и узнаем, сколько несчастной Наташе лет - 40. Задача в два действия. Во втором случае - то же самое, но задача в три действия. Так-то. В общем, MMS я просил мне больше не присылать. И вот это - для второго класса?! А что будет дальше?! В том самом ужасном «дальше», где я собирался с улыбкой на устах решать всякие задачи и быть полезным! Что будет в третьем классе, в четвертом, в пятом?! Я не знаю, как у вас, но мне кажется, в мое время, двадцать шесть лет назад, во втором классе было легче!

При такой динамике, боюсь, что во втором классе современной школы я был бы троечником, а после третьего я опять бы пошел в третий. Что я сейчас-то помню из тех предметов, за которые когда-то получал неплохие оценки?! Пение, рисование, черчение и географию исключаем. Да и историю тоже. Чего там сложного-то?! Был первобытно-общинный строй, все ходили голыми, занимались охотой и собирательством. Потом появились Древние египтяне, через какое-то время они превратились в Древних греков, чтобы затем стать Древними римлянами. Потом наступил Ренессанс. В ответ ему в Англии случилась буржуазная революция. Ленину это категорически не понравилось, и он в России сделал социалистическую революцию. В общем, ничего особенного. Все легко и понятно. Русский язык и литературу тоже отбрасываем. Во-первых, есть программа «Word», и она сама подчеркнет все ошибки. Во-вторых, есть сборники кратких изложений всех значимых произведений мировой литературы.      

А вот, например, геометрия? Знаете, из геометрии я помню три термина и одну аббревиатуру: «стереометрия», «планиметрия», «тригонометрия» и «чтд». Последнее расшифровывается как «что и требовалось доказать», я и помню, что в геометрии всегда нужно было доказывать нечто очевидное каким-то загадочным неочевидным способом. Это всегда меня раздражало, потому что всегда хотелось сказать: да это же и так видно! «Нет, а ты докажи», - говорили мне!

Еще я помню теорему Пифагора, которая, как все знают, утверждает, что в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. И все никак не мог въехать: да как же такое может быть?! Ну, пусть один катет равен 4 сантиметрам. Второй - 5. 16 плюс 25 равно 41. Как можно извлечь корень квадратный из 41?! А?! Да возьмите любые другие произвольные катеты - у вас все равно ни хрена не получится потом извлечь квадратный корень из гипотенузы! Короче, лет двадцать у меня ушло на то, чтобы понять - нужно оперировать не натуральными числами, а площадями, потому что это формула геометрии, а не алгебры! Если площадями, то да - все ок! Хотя я не уверен, что и сейчас все правильно понимаю.  

Хорошо, алгебра. Сложение, вычитание, умножение и деление. Дроби. Числители и знаменатели. Пропорции. Потом функции, тождества, логарифмы и криволинейные трапеции. Когда-то они были закадычными приятелями, а теперь мне хочется спросить: «Кто вы?! Мы знакомы?! Ой, простите, что-то не припоминаю! Лейбниц?! Ой, сто лет его не видел! Как он, чем занимается?! Да-да, как-нибудь созвонимся, встретимся, посидим!.. Ну, ладно, всех благ, а то я спешу!»   

Пусть будет химия. Ну, если взять неорганическую химию, то, насколько я помню, это не очень сложно. Периодическая система, самостоятельные равноправные элементы, понятные формулы и реакции.

А вот органическая химия - это да, сам черт ногу сломит, потому что там правит бал один треклятый углерод, этакий альфа-самец, который, как ему вздумается, создает цепочки, задействовав в качестве партнеров какой-нибудь водород, кислород или азот. И этих цепочек - миллион, как захочет углерод: то он сверху, то снизу, то сбоку, то между, то он рядом, то вообще сам с собой... И ты никогда, никогда не запомнишь всех его поз, и главное - никогда не запомнишь, что перед тобой сейчас изображено: пакет из супермаркета или человеческая почка!    

Физика. Ох-хо! Самое увлекательное. Масса и вес не одно и то же. И вообще: никто не знает, что такое масса. Скорость. Ускорение. Ускорение свободного падения. Так-так...

Придется изучать три фундаментальных закона Ньютона, а знаете, сколько у них формулировок? При этом суть одна! Вбивать себе в голову то, что «тела с большой массой притягивают к себе тела с меньшей массой». 

А затем, уже в старших классах, вам придется свыкаться с мыслью о том, что никакой на самом деле чертовой силы притяжения вовсе не существует, и никто никого к себе не притягивает, а второй закон Ньютона работает до определенной черты скоростей, а после он смотрится глуповато, и сам собой отменяется, а вернее, в него вносятся изменения.

Еще будет электродинамика. Наука о том, почему электронам вздумалось нестись, как угорелым, по проводам?! Гм... А мне-то откуда знать?! Пусть моему сыну помогают делать уроки по электродинамике такие люди, как Кулон, Ампер, Ом и Герц. Большие специалисты. Да-да, они давно умерли, но оставили после себя записки, так зачем я-то нужен в качестве посредника? Еще напутаю чего-нибудь. Так что сам!  

Биология? Хм... Ну, это самое простое! Тут я готов! Знаете, в биологии самое главное детям объяснить и чтобы они запомнили это на всю жизнь: есть пестик и есть тычинка, и они созданы друг для друга. И всё. Для безупречного понимания предмета биологии этого знания вполне достаточно.  

В общем так, учитывая все вышесказанное, свои слова о том, что я буду проводить увлекательные вечера за решением задач по математике и физике, потому что у меня есть способность к мышлению и грамоты - эти слова я беру обратно. И заявляю это официально - через газету. И еще: бедные дети! Столько вам лет еще до институтов терпеть!