27.08.2009
Мозги на асфальте
Тимофей БУТЕНКО
Мозги на асфальте

Мозги на асфальте Журналист газеты «Богатей» Сергей Любимов: «Я упал, откуда-то появился другой человек. И они меня били, один по голове ногами, другой - по ногам. Очень качественно обработали ноги, я бы даже сказал «избыточно». Я бы и так ходить не мог. В результате перелом голени правой ноги и два перелома лодыжки левой ноги. Все переломы открытые, сотрясение мозга».

(Сюжет программы «Вести. Саратов» от 21 февраля 2005 года)

«Шел, упал, очнулся - в больнице», - так сейчас вспоминает Дмитрий Чернышевский то, что случилось с ним 5 августа 2009 года. Он проводит аналогию с известным советским фильмом. В «Бриллиантовой руке» падению героя послужила банановая кожура... В нашем случае причина травмы пока не установлена. Вроде бы ничего необычного. Но Чернышевский - проректор СГУ и знатный общественный деятель. Поэтому дело «о падении на асфальт» заслуживает очень пристального внимания.

Подонки, мерзавцы, отморозки, бездушные твари, скоты, экстремисты, изверги, звери... Это далеко не полный перечень слов, употребляемых в комментариях официальных лиц по поводу нападений на журналистов и общественных деятелей. Конечно, применительно к нападавшим. И это правильно, ведь насилие - зло, с которым необходимо бороться обществу.

Но вот вопрос: стоит ли раздувать неимоверный скандал и брызгать слюной в телекамеру, если ты стал жертвой рядового разбоя, которому ежедневно подвергаются десятки жителей области, а то и вовсе стукнулся головой об асфальт, пребывая «в состоянии нестояния»?

По официальной информации, вечером 5 августа на известного в узких кругах проректора СГУ, члена Общественной палаты (ОП) РФ Дмитрия Чернышевского напали неизвестные. Сообщается, что они крепко приложили члена ОП чем-то тяжелым по голове. В результате у пострадавшего случилась амнезия. В больнице поставили диагноз: «закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга».

Как ни странно, столь вопиющий случай насилия против общественного деятеля не вызвал большого резонанса. Точнее, вызвал, но довольно неожиданный. Так, по нашей информации, в стенах Саратовского государственного университета нападение на проректора встретили... с воодушевлением! Радовались уборщики, гардеробщицы и сторожа, студенты и преподаватели. Интернет-форумы, которые развернулись под новостями о произошедшем с г-ном Чернышевским эксцессе, полны совсем не сострадания, а неприкрытой, опять же, радости. Почему? Да Бог знает. Может, просто Дмитрий Викторович многих, что называется, достал?

Тревожное прошлое

Июнь 2007 года. В регионе полным ходом идет подготовка к выборам в Государственную и областную думы. Появляется информация о том, что списки саратовских единороссов в Госдуму возглавит вовсе не губернатор Ипатов, а вице-спикер ГД Вячеслав Володин. «Как сообщили Ъ в пресс-службе господина Володина, вчера вице-спикер находился за пределами Москвы и был недоступен для комментариев. Зато ситуацию охотно прокомментировал проректор Саратовского классического университета Дмитрий Чернышевский», - писал тогда «Коммерсантъ».

Именно так - охотно и даже очень - Дмитрий Викторович комментировал всё, начиная от политической ситуации в области и заканчивая кулуарными сплетнями СГУ. Конечно, с уклоном в сторону университетских «благодетелей» из местного отделения партии «Единая Россия». СВОИ делали что-то полезное или не очень для народа, производили нужные кому-то кадровые перестановки, а г-н Чернышевский всё это словесно сопровождал.

Плюс таинственный сайт «Агентство городских новостей» (АГН), кураторство над которым приписывают проректору СГУ, добавлял ложку своей правды в общий котел информационного засилия саратовской «ЕР». Вот здесь-то, по сообщению наблюдателей, Дмитрий Викторович не стеснялся применять резкие и порой провокационные выражения в адрес «врагов партии», а также представителей некоторых религиозных конфессий.

Именно на этом интернет-ресурсе некоторое время назад появилась перепечатка скандального «прикола»: «10 причин, по которым в арабо-израильском конфликте я - за Израиль». Публикация такой откровенно провокационной статьи взбудоражила общественность.

В своих официальных комментариях по этому поводу Дмитрий Чернышевский посоветовал особенно возмущенным муфтиям: «пусть идут лесом». И лесом пошли, вот только не представители конфессий, а местные единороссы. Они стали все чаще обходить Дмитрия Викторовича стороной. Словно он прокаженный какой. Именно тогда взошла звезда нового великого комментатора всего и вся - госдеппанкова. А после и облдеп Наталья Линдигрин явилась народу со «своим» видением не только областных, но и российских проблем.

А Дмитрий Чернышевский ушел в тень. На сайте АГН все чаще стала появляться зловещая надпись: «Закрыто» (к слову, она покоится там и сейчас). Словно областная политика перестала трогать проректора СГУ. Он молчал про воду «Сеномана», не обещал возвести многомиллионный комплекс для спортсменов в центре Саратова, и даже к вечному врагу ректора вуза - г-ну Мирзеханову - охладел.

Тело подкинули

По этому поводу можно предположить многое, но, скорее всего, партийцы просто испугались. Ведь в конечном итоге придется отвечать за те заявления и деяния, которые вспыльчивый проректор мог делать и не по указке «ЕР». А тогда нужно либо открещиваться от Чернышевского, либо принимать очередную ложку дегтя в свой адрес.

В этом свете совсем непонятно: почему Дмитрий Викторович не предпринял попытки пропиариться на августовском «нападении», как, например, сделал в свое время Сергей Любимов?

Тот, кстати, получил место помощника ректора госуниверситета после нападения на него двух отморозков в далеком 2005 году. Сергею тогда серьезно отбили ноги, да и голову тоже. Может, в связи с этим он и стал давать странные комментарии - сначала о том, что нападение было спланированной акцией, а затем и вовсе принялся делать неоднозначные намеки на причастность к происшествию конкретных лиц.

И хотя в итоге виновники разбойного нападения были найдены и осуждены, а версия об избиении г-на Любимова в связи с его работой в газете «Богатей» не нашла своего подтверждения, местные единороссы высоко оценили душевные порывы журналиста. Ведь беспочвенно и огульно Сергей переводил стрелки не на кого-нибудь, а на «врагов партии».

Таким образом, Любимов проконвертировал свои, бытовым образом перебитые мозги и ноги в сногсшибательную карьеру!

А вот Дмитрий Чернышевский молчит. Первое время даже складывалось такое впечатление, что у члена ОП РФ и претензий-то никаких к преступникам нет. Теперь же кажется, будто и самих преступников не существует.

Конечно, есть некие личности, которые утащили у проректора мирно лежащие в сумке 20 тысяч рублей (о пропаже заявил в милицию Чернышевский). Но вот было ли само нападение, или злоумышленники просто забрали имущество у мирно лежащего тела - большой вопрос. Если верить «потерпевшему», он и сам не знает ответа. «Шел, упал, очнулся - в больнице», - вот и всё.

Почему молчит комментатор всех времен и народов госдеппанков? Почему Николай Васильевич не предполагает и не опровергает возможности того, что видный член «Единой России» Чернышевский на самом деле был в городском парке и свалился с «чертова колеса», а потом его тело было подкинуто на пересечение улиц Провиантской и Мичурина?

А где следы Тюхтина, отпечатки Самсоновой, запахи Алимовой? Где мотивы Аблязова? И где, наконец, почерк Фейтлихера?

Резкий член

Между тем, уже на следующий день после происшествия с Дмитрием Викторовичем свое громогласное слово сказала Общественная палата. Правда, не Российской Федерации, а Саратовской области. В ОП РФ только рассказали, что слышали о происшествии и следят за новостями. Предпринимать там ничего не планируют.

Региональные коллеги общественников оказались более бдительными. 6 августа они направили в ГУВД области обращение с просьбой проинформировать о «деле Чернышевского». Тогда же члены ОП губернии сообщили, что берут расследование нападения на своего коллегу под общественный контроль. К слову, это было сделано еще до того, как в милиции определились - будет ли вообще проводиться расследование по столь сомнительному факту.

В итоге общественникам так и не ответили из ГУВД в установленный законом двухнедельный срок. Но в ОП, скорее всего, особенно по этому поводу и не расстроились, поскольку с момента происшествия и по сей день не сделали ни одной попытки подкрепить громкие заявления о контроле реальными действиями. Ни тебе рабочих групп, ни пикетов возле отделения милиции.

Первый комментарий по этому случаю заместителя председателя Общественной палаты области Валентины Бобровой был достаточно сумбурным. Она рассказала, что Дмитрий Чернышевский не отвечает на ее звонки на сотовый, и отметила, что не видит в этом «нападении» политической подоплеки.

- Это не первый случай. Неделю назад мужа моей знакомой ударили битой по челюсти. Но его ограбили, а здесь якобы ограбления не было, - заметила она.

Другой член ОП Саратовской области - Ольга Коргунова, которая инициировала «общественный контроль над расследованием», также не исключила версии о разбое:

- Люди не снимают со счетов и то, что это тенденция, - отметила она. - Есть несколько подобных случаев. Кто-то боится, что нынешняя обстановка сказалась, и уволенные работники предприятий выходят на большую дорогу. Хотя, если зайти на сайт Чернышевского (видимо, имелось в виду АГН - авт.), то можно увидеть, что он - человек резкий, говорит то, что думает. Иногда по делу, а иногда бывают спорные моменты. И на заседаниях он может позволить себе резкие выражения. Не исключено, что и в этой ситуации он сказал что-то такое.

Кроме того, общественница рассказала, что обратилась к представителям национальных общин, чтобы они после выздоровления Дмитрия с ним повстречались и поговорили. Она и сама с ним встретиться хочет, чтобы сказать, что здоровье и жизнь - это бесценный дар.

- Занимаясь политикой, мы порой забываем об этом. Если готов рисковать своим здоровьем - то пожалуйста, а если нет - притормози. Нужно быть более благоразумным в своих поступках. Некоторые члены палаты, например, когда мы собирались навестить Дмитрия, просто отказались к нему ехать, - сетовала Ольга Коргунова.

Месть асфальту

Выдержав почти недельную паузу, свое заявление сделал и работодатель Чернышевского - ректор СГУ Леонид Коссович. Он, похоже, долго думал, может быть, совещался с кем-то, и в итоге получилось обращение-предупреждение с пафосным окончанием: «Тот, кто совершил это преступление, пусть знает - вызов принят!»

Вот такую боевую позицию решило отыгрывать вузовское руководство. И все бы ничего, да слишком много людей в Саратове владеют информацией о том, как все было на самом деле. Рассказывают и про алкоголь, и про гендиректора «КП в Саратове» Дмитрия Шишкина, который якобы отдыхал в тот вечер с Чернышевским, и про зловредный асфальт...

Страшно представить себе Коссовича в гневе. Если уж он принял вызов, то это серьезно. Поэтому больше пользы саратовцы получат в том случае, если окажется, что на Дмитрия Викторовича действительно напал не кто-нибудь, а асфальт. Уж тогда-то г-н Коссович просто обязан будет вступить в стройотряд, созданный по этому случаю из «молодогвардейцев» «ЕР», и отправиться в бой с рытвинами и колдобинами дорожного полотна города.

А пока идет следствие. В прокуратуре Саратовской области отметили, что, поскольку г-н Чернышевский не является спецсубъектом, а произошедшее не рассматривается как попытка убийства, подследственность здесь чисто милицейская. Как сообщил «Газете Наша Версия» заместитель начальника следственного отделения отдела милиции №5 (ранее - Октябрьское УВД) Роман Цибулин, расследование ведется именно по грабежу. По его словам, Дмитрий Викторович заявил о том, что в злополучный день при нем имелись 20 тысяч рублей, которые бесследно пропали. Ситуация осложняется тем, что «потерпевший», по данным правоохранительных органов, помнит только то, что дошел до пересечения улиц Провиантской и Мичурина. Дальше - темнота.

Таким образом, даже фоторобот нападавших составить не удается, если таковые, конечно, были. Единственная надежда у следствия - жители домов, находящихся на пути, который преодолел Дмитрий Чернышевский 5 августа. А расстояние это немалое - от трактира «Тары-бары», где он, по словам следователя, употреблял спиртные напитки, и до места своего жительства.

На вопрос о том, было ли на самом деле нападение на Чернышевского, или это банальное «происшествие по пьяни», Роман Цибулин ответил достаточно образно.

- Давайте возьмем человека, ударим его кирпичом по голове. Возьмем другого человека, который упадет на этот кирпич. И что мы установим? - заметил он.

И действительно, только в фильмах ради того, чтобы узнать, кто убил пенсионерку Н., днями и ночами работает спецотдел, который анализирует, выискивает и проводит всевозможные экспертизы. А у нас свое кино, да и Дмитрий Чернышевский, слава Богу, не пенсионерка. Хотя надеяться на хеппи-энд все-таки хочется.

Ведь немногие знают, что Дмитрий Викторович в Общественной палате РФ является членом комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести. И если свою «компетентность» в национальном вопросе он показал, послав муфтиев лесом, то надежда на совесть общественника еще остается.

Конечно, мы не призываем его уйти в монастырь, но вот прекратить свое членство в федеральной палате проректору СГУ, наверное, не помешало бы. Да и региональным коллегам г-на Чернышевского стоит призадуматься: а какой имидж создают подобные представители Саратовской области в Москве? Разводят тут тары-бары. Голову не берегут. И деньги. А потом «шел... упал...» И асфальт.

Обсудить статью в ЖЖ