Искусственный отбор

Искусственный отбор

В прошлом году Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, взяв на себя международные обязательства по их всесторонней поддержке. Однако пока в этой сфере реально действуют законы, прописанные не в нормативно-правовых актах, а в учебнике по биологии. «Естественный отбор» инвалидов начинается в бюро медико-социальной экспертизы - бывших врачебно-трудовых комиссиях (ВТЭК). Пожалуй, Чарльзу Дарвину и не снилось, как именно будет применяться его теория на практике

инвалид«Наша задача - создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов... В конечном счёте необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе».

Президент РФ, Дмитрий Медведев,13 мая 2008 г.

В прошлом году Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, взяв на себя международные обязательства по их всесторонней поддержке. Однако пока в этой сфере реально действуют законы, прописанные не в нормативно-правовых актах, а в учебнике по биологии. «Естественный отбор» инвалидов начинается в бюро медико-социальной экспертизы - бывших врачебно-трудовых комиссиях (ВТЭК). Пожалуй, Чарльзу Дарвину и не снилось, как именно будет применяться его теория на практике.

Ссудный день

Как рассказал «Газете Наша Версия» заместитель председателя саратовской организации Всероссийского общества инвалидов Виктор Шиповалов, на работу бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), функции которых заключаются в освидетельствовании граждан, назначении им группы инвалидности и программы индивидуальной реабилитации, поступает очень много жалоб. Инвалиды жалуются на очереди, в которых приходится проводить практически весь день, на душные помещения, иногда даже без элементарных удобств, на грубое отношение специалистов. Сложившаяся система здравоохранения в общем-то приучила нас к подобному, однако речь идет о людях с подорванным здоровьем, для которых такие унизительные условия превращаются в настоящую пытку. Те, кому инвалидность не установлена бессрочно, вынуждены каждый год проходить «круги ада» заново. Да и «бессрочники», если им необходим протез или коляска, не избавлены от повторной процедуры. Неудивительно, что очередной встречи с медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) люди ждут, как Судного дня.

Впрочем, «выносить сор из избы» в этой среде не принято. По словам Виктора Шиповалова, инвалиды настолько запуганы чиновничьим и врачебным произволом, что просто боятся писать жалобы на МСЭК. «Почему же боятся, что им за это сделают?» - наивно поинтересовалась я. «Сделают, сделают! Вы их еще не знаете! От них зависит наша пенсия», - без капли иронии ответил Виктор Иванович. Дело в том, что МСЭК устанавливают не только группу инвалидности, но и степень ограничения способности к труду. Исходя из нее назначается размер пенсии по инвалидности или ежемесячных денежных выплат. Таким образом, в руках экспертной комиссии оказываются огромные полномочия по распределению государственного «пирога» между льготниками. По сути, именно МСЭК, а не Пенсионный фонд, «отмеряет» пенсии для инвалидов.

Какими критериями руководствуются эксперты, решая, кому достанется кусок побольше, а кому совсем ничего, - тайна за семью печатями. Например, приходит на переосвидетельствование в бюро инвалид 2-й группы. Выясняется, что, устав жить на маленькую пенсию, он вынужден был устроиться на работу. «Ах, ты еще и работаешь!» - говорят эксперты МСЭК и понижают ему степень инвалидности или совсем ее лишают. Понятно, что здоровья у работающего инвалида не прибавится, а вот пенсия станет еще меньше. Можно подать апелляцию в Главное бюро, однако из обжалованных в прошлом году 959 решений филиалов отменено всего 87.

Квота на инвалидизацию

Стойкий иммунитет к недовольным и возмущенным служба МСЭ обрела несколько лет назад. В 2005 году она была выведена из состава регионального минздрава и отдана в ведение Минздрава РФ. Сегодня в нашей области действуют 30 бюро - филиалов ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области», которое в свою очередь напрямую подчиняется Федеральному медико-биологическому агентству. Этот факт, увы, не способствует открытости и прозрачности деятельности данной структуры как для инвалидов, так и для прессы.

Данные, предоставленные нам ФМБА России, больше вызывают вопросов, чем содержат ответов. Информация о количестве освидетельствованных и переосвидетельствованных жителей Саратовской области за 2005 - 2008 годы (см. таблицу), пожалуй, только подогревает слухи о том, что бюро медико-социальной экспертизы в регионах получает некую «квоту» на инвалидов. Иначе как объяснить колеблющееся в пределах 2-3 тысяч общее число инвалидов, хотя законодательство менялось за это время неоднократно? Очевидно и то, что впервые обратившимся в МСЭК гражданам стали гораздо реже давать 1-ю группу. За четыре года этот показатель сократился практически вдвое. Зато существенно выросло число инвалидов, получивших при переосвидетельствовании 3-ю группу. Неужели саратовцы разом взяли и выздоровели?

Если предположить, что «квотирование инвалидов» - миф, вопросы все равно остаются. Данные ФМБА России не стыкуются с цифрами, которыми оперируют составители областной целевой программы по социальной поддержке инвалидов на 2007 - 2010 годы. В преамбуле к программе ясно говорится, что ежегодно число инвалидов увеличивается на 7-10 тысяч человек. Видите ли вы такой весомый прирост в таблице? Я - нет. Есть и более вопиющие расхождения. По данным ОЦП, число инвалидов в 2006 году составило 150,7 тысячи человек, по данным ФМБА - почти в четыре раза меньше. Министр соцразвития области Владимир Чернышев постоянно говорит об «инвалидизации» населения, а данные МСЭ свидетельствуют, скорее, об обратном. Или у областного минсоцразвития - свои инвалиды, а у бюро медико-социальной экспертизы - свои?

Оказывается, в России до сих пор нет официальной статистики об общей численности людей с ограниченными возможностями. Некоторое представление можно получить на основе данных о тех, кто получает пенсию по инвалидности (таковых в Саратовской области сегодня 147795 человек). Однако, по мнению экспертов, это лишь вершина айсберга. В реальности людей с ограниченными возможностями гораздо больше. Во-первых, не все признанные инвалидами в бюро МСЭ затем обращаются в органы соцзащиты. Во-вторых, выпадают из общего числа инвалиды, получающие другие виды пенсий, например, по возрасту или потере кормильца. Однако и при таком раскладе цифры МСЭ «не бьются» с пенсионной статистикой, ведь без справки из бюро МСЭ пенсию по инвалидности никто не начислит. Может быть, медико-социальные эксперты выдают справки, не регистрируя их?

К сожалению, до сих пор ни в нашей области, ни в стране в целом не создана надведомственная структура, которая бы не только вела более-менее объективный учет, но и занималась исключительно проблемами инвалидов. Руководитель - главный эксперт ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» Людмила Михеева мечтает о создании в нашем городе комплексного центра, в котором были бы собраны все необходимые структуры. «Человек пришел, ему определили инвалидность, разработали индивидуальную программу реабилитации, подобрали технические средства реабилитации, показали, какое есть оборудование, чтобы приспособить его квартиру, и, выдав на руки необходимые документы, привезли домой», - поделилась мечтой Людмила Михеева на координационном совете по делам инвалидов. Стоит отметить, что подобный центр был открыт этим летом в Красноярске. Мечты сбываются, но, увы, не в нашей области.

Придется Людмиле Александровне вернуться мыслями на бренную саратовскую землю. По информации ФМБА России, «филиалы и экспертные составы Главного бюро расположены на базе различных лечебно-профилактических учреждений, в административных и жилых зданиях, не приспособленных для приема больных и инвалидов, пандусы и подъемники отсутствуют». Добавим, что в районах области находятся всего 11 филиалов, поэтому о доступности медико-социальной экспертизы для сельских жителей речь не идет. Кроме того, учреждение укомплектовано кадрами всего-навсего на 60% - отсюда очереди, всеобщая нервозность, неразбериха. Что это, как не жесткая экономия на самой незащищенной части населения? И до тех пор, пока структура МСЭ будет замыкаться на самой себе, пока каждое ведомство, которое занимается теми или иными проблемами инвалидов, будет отвечать за все и ни за что одновременно, комплексный центр вряд ли окажется панацеей от всех болезней сложившейся дефектной системы.

Динамика численности инвалидов в Саратовской области (по данным  ФМБА России)

без названия