Общественный рэкет

Общественный рэкет

Как-то раз мне пришлось отдать в ремонт зимние сапоги - надо было поменять набойки. Через пару дней обувь мне вернули. Только вот вместе с набойками появилось еще кое-что - белый мех покрылся черными пятнами, да и на белой коже тоже появилась грязь. На мой вопрос работница «срочного ремонта обуви» заявила, что все так и было. Тогда я сообщила, что сегодня же обращусь в общество по защите прав потребителей. И что вы думаете? Мою обувь тут же забрали назад, почистили и вернули в идеальном состоянии. Почему же предприниматели так боятся общественных организаций? Ведь это не милиция и не прокуратура. Оказывается, причины есть

без названияКак-то раз мне пришлось отдать в ремонт зимние сапоги - надо было поменять набойки. Через пару дней обувь мне вернули. Только вот вместе с набойками появилось еще кое-что - белый мех покрылся черными пятнами, да и на белой коже тоже появилась грязь. На мой вопрос работница «срочного ремонта обуви» заявила, что все так и было. Тогда я сообщила, что сегодня же обращусь в общество по защите прав потребителей. И что вы думаете? Мою обувь тут же забрали назад, почистили и вернули в идеальном состоянии. Почему же предприниматели так боятся общественных организаций? Ведь это не милиция и не прокуратура. Оказывается, причины есть.

По закону «О защите прав потребителей» общественная организация, стоящая на страже благополучия покупателей, может проверять любое предприятие торговли хоть по сто раз в день. Закон никоим образом не ограничивает общественников в этом. Вот органы государственного контроля и надзора - другое дело, незапланированную проверку они могут провести только с разрешения прокуратуры. Своими привилегиями многие общественные организации пользуются весьма активно.

«Некоторые просто извлекают прибыль из закона о защите прав потребителей, дискредитируют другие общественные организации, которые действительно работают, - считает председатель Саратовского регионального общественного учреждения по защите прав потребителей Надежда Сатарова. - Они запугивают предпринимателей в районах, предлагают заплатить штраф. Если же бизнесмен отказывается, то вызывают его к себе повесткой. Причем пишут, что явка строго обязательна. Хотя общественники не имеют на это права. Конечно, люди боятся потерять работу и готовы заплатить штраф. Но ведь общественники не наделены штрафными санкциями». Возможно, для предпринимателя 3 тыс. рублей не такие уж и большие деньги, и он готов отдать их ради своего спокойствия. Однако нечистоплотные общественники зарабатывают таким образом баснословные суммы. По информации из Новоузенска, мошенники за два дня «собрали» с местных предпринимателей 200 тыс. рублей.

В Вольске похожая ситуация. Только за этот год общественные организации, проверяющие местных предпринимателей, составили 8 тысяч актов, за каждый из которых они требовали с бизнесменов минимум по 3 тыс. рублей. Получается, с одного только Вольского района в этом году собрали 24 миллиона рублей! Интересно, что у недобросовестных общественников, живущих одними проверками, очень четко отработана методика сбора «штрафов». Почти в каждом акте, составленном защитниками потребителей, фигурирует просроченная жевательная резинка. Только вот при проверке всей партии выясняется, что такая жвачка существует в единственном экземпляре, у остального товара со сроком годности все в порядке. Да и свои проверки такие общественники устраивают чаще всего в субботу и воскресенье, когда в районной администрации нет никого, кроме охраны, а в прокуратуре сидит дежурный. Местные бизнесмены возмущены, почему силовые ведомства делают вид, что такой проблемы не существует, и очень слабо реагируют. «Если эта проблема не решена до сих пор, значит, там крутятся очень большие деньги», - предположила одна из вольских предпринимательниц.

Как правило, недобросовестные проверяющие часто выходят за рамки своих полномочий. Например, совершают контрольные закупки. Если выясняется, что какое-то нарушение все же есть, общественники сообщают, что тянет оно как минимум на 30 тыс. рублей. Впрочем, решить проблему можно и на месте. Все, что для этого нужно, - заплатить общественной организации 3 тыс. руб. за консультацию по закону о защите прав потребителей. «Есть и более интеллектуальный способ зарабатывания денег, - рассказал на одном из пресс-клубов в Торгово-промышленной палате Саратовской области директор правового департамента ТПП Сергей Леонов. - На предпринимателя подается иск в суд с требованием прекратить правонарушения. Наряду с этим иском общественники взыскивают за услуги юриста, на что имеют право по закону. По нашим оценкам, один такой иск может принести недобросовестным общественникам от 3 до 10 тысяч. Это, как говорил Остап Бендер, законный отъем денег».

«Общественные организации не имеют права брать никаких штрафов, - напомнил заслуженный работник торговли РФ Константин Ионов. - Они могут проверить торговую организацию, составить акт о нарушениях и направить его в орган государственного контроля и надзора, чтоб этот орган проверил, на самом ли деле они есть. Общественные организации не должны подменять органы государственного контроля и надзора. Они не имеют права проверять весовое хозяйство, кассовые приборы, санитарные нормы. Но многие предприниматели этого не знают или считают, что легче заплатить, чем обращаться за помощью в надзорные органы». Впрочем, обращение в органы госконтроля тоже не всегда результативно. По информации начальника отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства областной прокуратуры Андрея Низовцева, с мая по октябрь 2009 года в органы прокуратуры поступило 500 заявлений о проведении внеплановых выездных проверок. По результатам их рассмотрения согласовано 225 проверок, в согласовании проведения 275 проверок (55%) отказано. То есть получается, что более половины заявлений не имело никаких оснований.

Пока жалобы предпринимателей не убедили надзорные органы в том, что деятельность общественных организаций необходимо регламентировать. Как рассказал Андрей Низовцев, областная прокуратура уже задумалась над изменением ст. 45 закона «О защите прав потребителей», которая дает право общественным организациям проводить проверки, причем делать это в защиту неопределенного круга лиц. Возможно, общественные проверки совместят с проверками органов государственного контроля и надзора. Ведь до сих пор в некоторых случаях даже прокуратура разводит руками, потому что прекрасно понимает, что бизнес обирают, но сделать ничего не может.

Сейчас областная прокуратура выступила с такой законодательной инициативой. А управление министерства юстиции по Саратовской области пытается закрыть одно из обществ, чересчур активно «кошмарящих» бизнес. Пока эти попытки успехом не увенчались.