Дети и умалишенные

Дети и умалишенные

На этой неделе участники затянувшегося процесса по делу экс-мэра Юрия Аксененко наконец-то перешли к прениям. Но до выхода на финишную прямую прокурору удалось приобщить к материалам дела еще несколько документов

судНа этой неделе участники затянувшегося процесса по делу экс-мэра Юрия Аксененко наконец-то перешли к прениям. Но до выхода на финишную прямую прокурору удалось приобщить к материалам дела еще несколько документов.

Наибольший интерес у зрителей и участников процесса вызвала справка, выданная свидетелю Владимиру Зайцеву полковником «Волжского казачьего войска», атаманом станицы Новоусмановской Мингазовым. Странный документ свидетельствовал, что Владимир Зайцев в августе-сентябре 2004 года пребывал на территории станицы Новоусмановской в Самарской области. Казалось бы, кому какое дело, где 4 года назад находился Зайцев. Гораздо интересней, где он сейчас. Но все не так просто. Документ имеет прямое отношение к эпизоду со взяткой в виде двух трехкомнатных квартир от «Одеон-98». Эта справка, по мнению прокурора, подтверждает, что Зайцев никак не мог встречаться в то время с супругой Аксененко Ириной Солодковой и, соответственно, никаких денег за квартиры на улице Московской у нее не брал. Защитники Аксененко, прибывшие на прения в полном составе (т. е. втроем), изучали справку атамана Мингазова с веселыми улыбками. А судья Владимир Стасенков даже прокомментировал документ.

- Про донское казачество знаю, про кубанское - знаю, а про самарское слышу в первый раз, - заметил он, но справку все же к материалам дела приобщил и пообещал дать ей оценку.

После приобщения документов судья объявил судебное следствие завершенным и предложил перейти к прениям сторон. Почти весь понедельник перед участниками процесса выступала прокурор Ольга Чернова. Она начала с краткой биографии Юрия Николаевича, перечислила обязанности, которые он должен был исполнять, находясь на посту мэра Саратова, и перешла к анализу вошедших в дело эпизодов. Поначалу защитники Аксененко время от времени что-то записывали и скептически улыбались, услышав что-то, по их мнению, забавное. Однако вскоре их энтузиазм стал угасать. А все собравшиеся постепенно проникались уважением к прокурору, которая все это время стоя читала свою речь. В конце выступления гособвинитель заявила, что мера наказания, определенная Аксененко, должна быть связана с лишением свободы и содержанием бывшего мэра в колонии строгого режима. По эпизоду с получением взятки в виде двух квартир Ольга Чернова попросила назначить наказание в виде лишения свободы на семь лет, по шести эпизодам со злоупотреблением должностными полномочиями по выделению земельных участков - по 4 года за каждый, и еще 4 года она попросила за эпизод с превышением должностных полномочий. Смягчающим обстоятельством, по мнению прокурора, все же является наличие у Юрия Николаевича трех малолетних детей. Поэтому при частичном сложении заявленных сроков получилось, что прокуратура просит назначить Аксененко окончательное наказание в виде 9 лет лишения свободы. Кроме этого, Ольга Чернова потребовала на 3 года запретить Аксененко занимать должности на государственной и муниципальной службе.

Защитники Юрия Николаевича выступили в прениях на следующий день.

- Лично я не почувствовал уверенности и искренности в речи прокурора, - начал адвокат Михаил Боровский. - За всем этим нет ничего, кроме заклинаний, которые должны заставить всех поверить в вину Юрия Николаевича.

После этого адвокат отдельно разобрал каждый из вменяемых Аксененко эпизодов. Особое внимание было уделено, пожалуй, эпизоду со взяткой от компании «Одеон-98». Московский защитник напомнил, что один из учредителей этой фирмы так и не смог четко сформулировать, когда и как Аксененко требовал у него взятку. Вспомнил и о Владимире Зайцеве, отметив, что гособвинитель пытается преуменьшить его роль в деле. По словам московского адвоката, никакой взятки не было.

- Все объясняется по-другому, - заявил Боровский. - В 2004 году, когда в «Одеон-98» стали поступать деньги от инвесторов, у соучредителей компании и, возможно, у Зайцева возник умысел о хищении средств. В то же время Зайцев узнает, что супруга Аксененко Ирина Солодкова собирается приобрести квартиры. И тогда он решает совместить два этих дела. Получив от Солодковой деньги за квартиры, Зайцев фактически присвоил их - либо лично, либо вместе с Тимофеевым.

Особое место в речи адвоката заняли рассуждения о гражданском иске, который администрация предъявила к Аксененко. Стоимость иска - почти 11,5 млн рублей. Защита заявила, что ущерб не установлен, а это разрушает всю конструкцию уголовной статьи о злоупотреблении властью.

- Приведу данные реальных продаж, - предложил Боровский. - За все время проведения торгов с 1998 по 2008 год было реализовано всего 252 земельных участка. Общая площадь проданных участков составила 231 тыс. 202 кв. м, а сумма за все 10 лет - 9 млн 356 тыс. 300 рублей. Получается, что эксперты, составлявшие сумму ущерба, каким-то образом пришли к заключению, что за 5 участков общей площадью менее 5 тыс. кв. м можно выручить 11 с половиной миллионов.

Помимо этого Михаил Боровский посчитал, что иск заявлен ненадлежащим лицом, так как МО «Город Саратов» является «самостоятельным лицом государственных отношений» и вправе обратиться в суд.

- Почему администрацию представляет прокурор? Это ведь не дети и не умалишенные, - удивился защитник. Сразу видно, что адвокат из Москвы и саратовских реалий не знает.

В конце своего выступления Михаил Боровский заявил, что дело имеет «явную политическую подоплеку». После него слово взял адвокат Евгений Алымов. Он отметил «явные» недочеты во вчерашней речи гособвинителя.

- Печально, но складывается впечатление, что три месяца судебного следствия для обвинения были незаметными, поскольку вчерашняя речь - это краткое изложение обвинительного заключения, зачитанного в самом начале процесса, - сказал Алымов.

С последним словом выступил и сам Юрий Николаевич. Он держался очень уверенно, и присутствующим в зале оставалось только удивляться, откуда в нем столько энергии после полутора лет пребывания в СИЗО. Свою вину экс-мэр полностью отрицает.

- 1996 год - время сложное для всей России, - начал свою речь бывший мэр. - Останавливались десятки крупных градообразующих предприятий. Были массовые увольнения людей, задерживались зарплаты и пенсии. Приходилось чуть ли не с нуля создавать всю законодательную базу. Как я мог в то время думать о каком-то умысле? Тогда в будущее было очень сложно смотреть с оптимизмом. Да и что могло помешать оформлять землю в законном порядке?

Юрий Николаевич рассказал собравшимся, что все данные им в ходе следствия показания впоследствии не раз использовались против него, а под стражу его заключили, предъявив сделанный якобы самим Юрием Николаевичем звонок в туристическое агентство с целью забронировать номер в гостинице в Крыму.

После выступления Аксененко судья Владимир Стасенков объявил, что удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора. Из совещательной комнаты судья вернется 7 декабря.