Нас извлекут из-под обломков

Нас извлекут из-под обломков

В Саратове более 400 домов (325 тысяч квадратных метров жилья) признаны аварийными. Некоторые здания получили этот официальный статус еще 40 лет назад, но люди продолжают в них жить. Надо заметить, что в пополнении списка руин просматриваются некие популистские меры

домаВ Саратове более 400 домов (325 тысяч квадратных метров жилья) признаны аварийными. Некоторые здания получили этот официальный статус еще 40 лет назад, но люди продолжают в них жить. Надо заметить, что в пополнении списка руин просматриваются некие популистские меры.

Министерство строительства и ЖКХ области сообщило, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ обязанность по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья лежит на органах местного самоуправления. Редакция направила в администрацию Саратова соответствующий запрос, но на момент выхода номера ответа не получила. Надеемся, что запрос не будет похоронен  в тайниках Светланы Луконкиной. Выходит, что если область не обязана заниматься этой проблемой, то пусть жители губернского центра хоть заживо будут погребены под обрушившимися домами, а правительство палец о палец не ударит? Нет. В период с 2007 по 2009 годы за счет средств областного бюджета с семьями, проживающими в 11 аварийных домах города Саратова, было заключено 310 договоров социального найма, выдано 92 сертификата, 70 из которых оплачено. На это израсходовано более 52 миллионов рублей. Палец о палец ударили. Надеемся, что не ушиблись.

В рамках 185-го ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» в 2008-2009 годах переселяются 857 жителей 26 многоквартирных домов. На это выделено 583,5 миллиона рублей - 290 миллионов из Фонда и 293 - из городского бюджета. Уже приобретено 400 квартир. На переселение 2009-2010 годов планируется истратить 790 миллионов. Помимо этого в проекте бюджета на 2010 год на областную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» заложено 50 миллионов рублей.

По этой программе у граждан, чьи квартиры приватизированы, либо выкупают жилые помещения по договорной цене, либо предоставляют им новые по договору мены. Причем долевое финансирование за счет средств программы при переселении собственников жилья осуществляется по схеме «рубль в рубль». Гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, предоставляются равнозначные по площади жилые помещения на тех же правах. Долевое финансирование за счет средств фонда в этом случае осуществляется по схеме «метр в метр». Все это было бы очень хорошо, если бы не было так мало. Что такое 36 переселенных домов из 400?

Надо сказать, что некоторые аварийные дома часто попадают в поле зрения прессы. Например, так называемые «дома Лагутенко» наделали много шума. Областные единороссы даже обещали в своей агитационной программе на последних выборах в областную думу, что эти постройки окончательно расселят в 2009 году. Но воз и ныне там. Расселение оставшихся 19 строений «дедушки муми-тролля» перенесли на 2010 год. Сколько поколений жителей и сколько раз перенесли такие переносы, наверное, никто кроме них самих не считает. Дом №34 на Брянской, Волжская, 13 и Советская, 3, конечно, не могут соперничать по славе с предыдущими жилищами, но на них тоже обращали внимание. Остается только надеяться, что их обитателей не постигнет судьба жителей «домов Лагутенко».

Самый старый из аварийных домов расположен по адресу: Московская, 9в. Он построен в 1825 году. Непригодным для проживания его признали еще в феврале 1989 года.. Однако несмотря на преклонный возраст - 184 года, он по-прежнему заселен. Ряд домов на Астраханской, Вяземской, Белоглинской и других улицах сочли непригодными для жизни еще в 1970 году. Получается, что люди уже 40 лет живут в официально аварийных помещениях. Вообще в списке прослеживается интересная тенденция. Иногда целые улицы получали упомянутый статус. Так, на Огородной 22 (!) таких дома, на Огородном и Динамовском проездах - по 11, Артезианский проезд - 13, на улице Соборной - 9. И таких аварийных улиц и проездов еще много. Причем в некоторых случаях документ с одним номером и под одной датой давал надежду на переселение жителям всей улицы. Такое ощущение, что чиновники приехали на улицу, огляделись, обалдели от увиденного и приняли решение.

Прослеживается в списке и еще одна странная закономерность. Все дома по годам признания их аварийными делятся на три большие группы - 1987, 1998 и 2002 год. Оформленных по другим временным отрезкам - единицы. Как это объяснить? Можно выдвинуть теорию, что это лишь популистская мера. Для этого вспомним некоторые события тех лет.

1987 год - разгар перестройки. Михаил Горбачев изо всех сил пытается убедить советский народ, что все уже хорошо, а будет еще лучше. Возможно, что дома признавали аварийными в рамках этой агитации. Мол, ваши дома ветхи и неудобны для проживания? Мы дадим вам новое, комфортное жилье!

1998 год - Правительство РФ объявляет дефолт. Люди в панике. В обществе и экономике полная неразбериха. Можно предположить, что тогда, чтобы хоть как-то успокоить граждан, им начинают обещать переселение в новые квартиры.

2002 год - партия «Единая Россия» начинает крепнуть в статусе партии власти. Ее лозунг - «Верьте только делам». Партийцы начинают изображать дела, в том числе решительно признают аварийными дома еще дореволюционной постройки. Заметим, что после 2002 года непригодными для жизни в Саратове признали только 16 домов.

Надо сказать, что если признание домов аварийными действительно является чисто популистской мерой, то это довольно жестоко. Жители этих сооружений находятся в безвыходном положении. Возможность просто бросить убитое временем помещение есть далеко не у всех, а продать его невозможно по закону. Официально подтверждая, что дом аварийный, власти дают жильцам надежду. Но, как свидетельствуют постройки, имеющие такой статус с 1970 года, эта надежда, скорее всего, призрачная.