Буксир «Ассоль» и двойники

Буксир «Ассоль» и двойники

Вышел в свет 9-10 номер журнала «Волга», который, в отличие от номера предыдущего, «криминального» по тематике, не отдает приоритета какой-либо одной из выбранных тем, предлагая читателю разнообразный выбор прозы, поэзии, критики и публицистики

без названияВышел в свет 9-10 номер журнала «Волга», который, в отличие от номера предыдущего, «криминального» по тематике, не отдает приоритета какой-либо одной из выбранных тем, предлагая читателю разнообразный выбор прозы, поэзии, критики и публицистики.

Начнем с прозы. Центральная вещь номера - роман одессита Сергея Шикеры «Стень». Редкое слово позаимствовано у Даля и имеет несколько значений - от «тени человека» и «подобия человека» до «отражения в зеркале» и «привиденья». Жанр кому-то может показаться фантастическим или сюрреалистическим, а кому-то вполне даже реалистическим - если учесть прихотливые возможности помраченного человеческого сознания. Поскольку в номере напечатано лишь начало романа (окончание следует), воздержимся от подробного пересказа сюжета. Заметим лишь, что по стилистике «Стень» близка «Двойнику» Достоевского, хотя главный герой романа, почтальон Илья Тимницын, - разумеется, далеко не Яков Голядкин. В обширном предисловии к роману бывший одессит, а ныне американец, постоянный автор «Волги» и финалист премиального марафона «Большая Книга» Вадим Ярмолинец утверждает, что будто «Стень» является «типичным образцом европейского экзистенциального романа».

Московский прозаик Валерий Мухарьямов выступает в журнале с рассказом «Ассоль». В отличие от запомнившейся многим повести «Брагины» («Волга», 3-4, 2009), новое повествование почти бессобытийно: это скорее зарисовка, моментальное художественное фото, где образы главных персонажей - от сурового капитана буксира «Ассоль» Серафима Курилёнка до беспородной собачонки - сами по себе важнее незамысловатой истории, рассказанной читателю. Еще более условными выглядят сюжеты рассказов двух других москвичей, Натальи Черных «Мелкая Сошка» и Олега Зоберна «Простейшие кормушки». Удушливый, плотный, так и норовящий свернуться в трубочку мир, который обволакивает персонажей Черных и Зоберна, изначально им враждебен; вырваться за его пределы порой можно лишь ценою земной жизни...

Центральная публикация раздела non-fiction, «Хранитель» - переписка критика и библиографа Евгения Яковлевича Архиппова (1882 - 1950) с филологом Дмитрием Сергеевичем Усовым (1896 - 1943). Хранитель архива Черубины де Габриак, соученик Павла Флоренского, составитель первой библиографии Иннокентия Анненского, Архиппов был незаурядной личностью. Адресат его писем, как и многие российские интеллигенты первой трети ХХ века, попал под каток сталинских репрессий; в лагерях ему удалось выжить, но здоровье было подорвано. Первое из публикуемых «Волгой» писем датировано 1920 годом, последнее - декабрем 1933-го; оригиналы писем хранятся ныне в московском музее М. И. Цветаевой.

В рубрике «Заочный диалог» журнал продолжает цикл бесед Андрея Пермякова с теми, кто, по мнению интервьюера, сегодня реально влияют на литературный процесс. Нынешними собеседниками Пермякова стали координатор премии «Дебют» Виталий Пуханов и главный редактор журнала поэзии «Арион» Алексей Алехин. Не со всеми критическими суждениями двух этих литературных деятелей можно согласиться, что вполне естественно. Алехин справедливо замечает, что «критика - отнюдь не точная дисциплина, она основана на вкусе и сама сродни искусству. Она дает эстетическую, этическую и Бог знает какую еще оценку произведения и автора, опираясь исключительно на интуицию. Ведь мы же на самом деле никогда не можем объяснить, почему вот это стихотворение хорошее, а вот это плохое...» И потому - добавим уже от себя - любое, даже самое строгое, суждение о напечатанных, например, в текущем номере «Волги» стихотворениях Марины Ватутиной и Германа Лукомникова (Москва), Дмитрия Воробьева (Чебоксары), Вячеслава Казакевича (Токио), Анастасии Усачевой (Саратов) и других, может считаться лишь одним мнением из целого спектра возможных. Каждый вправе иметь свою точку зрения... или не иметь никакой.