Воины Камбиса

Воины Камбиса

В стародавние времена персидский царь Камбис быстренько собрал войско в 50 000 опытных воинов и отправился покорять Египет. Глобального потепления тогда ещё не наблюдалось, но природа подбрасывала сюрпризы, как и нынче. Налетел жестокий самум и разметал всё войско. Операция провалилась. Дело в том, что солдаты и командиры были опытными, добросовестными воинами, но сформированы они были уже в ходе похода, друг друга не знали. Мужественные сами по себе, они, в сущности, представляли не структурированную общность, а толпу.

Воины КамбисаВ стародавние времена персидский царь Камбис быстренько собрал войско в 50 000 опытных воинов и отправился покорять Египет. Глобального потепления тогда ещё не наблюдалось, но природа подбрасывала сюрпризы, как и нынче. Налетел жестокий самум и разметал всё войско. Операция провалилась. Дело в том, что солдаты и командиры были опытными, добросовестными воинами, но сформированы они были уже в ходе похода, друг друга не знали. Мужественные сами по себе, они, в сущности, представляли не структурированную общность, а толпу.

Всем, конечно, ведомо чувство дискомфорта при поступлении в новый коллектив - новый школьный класс, студенческую группу, производственное подразделение. Народ сплошь какой-то чемурудный, начальство не поймёшь, чего хочет, а сам по себе тоже каким-то бестолковым делаешься. Потом, конечно, происходит адаптация индивидов, и система (коллектив, малая группа) переходит в режим устойчивого функционирования, определяются роли и статусы участников. Человек в обществе, социальной общности существует не сам по себе, а в постоянной связи с жизненной ситуацией. Нестандартная, сложная ситуация усугубляется, как правило, деструкцией социальных связей в группе, общности. В случае с персидским царём они были разрушены полностью, поскольку ещё толком не сформировались. В ходе Великой Отечественной войны деструкция социальных связей была преодолена, всё общество, в том числе и вооруженные силы, консолидировались, чем собственно и была обеспечена Победа.
Нынешнее российское общество напоминает сейчас войско Камбиса. Если в период кризиса конца 90-х годов россиян можно считать просто бывшими советскими людьми, то сейчас во всех сферах социального бытия всё большим влиянием начинают обладать молодые люди, которым чужды прежние подходы, парадигмы поведения в конкретных ситуациях. Ветераны помнят трепет перед общими собраниями предприятия, жуткий страх потерять партийный билет. Для молодёжи всё это - химера, им важнее денежный эквивалент реальной деятельности. Социальная противоречивость российского общества осложняется, к тому же, непременными различиями поведения людей в сложных жизненных ситуациях. Человеку всегда важно умение объективно оценивать других людей, образующих его социальную среду. В сложных, кризисных условиях социальной динамики это во сто крат важнее, иначе общество стремительно будет сметено экономическим самумом и никогда не восстановится, не воспрянет. Для облегчения задач социального восприятия и понимания используются разного рода психологические инструменты, в частности - типологии по самым различным основаниям.
Существует множество типологий, по которым определяются те или иные качества индивидов. Начиная от классической юнгианской интроверсии - экстраверсии, системных социономических показателей, определения локуса контроля личности, типологии могут дополняться новыми и новыми критериями оценки. В нынешней, довольно тревожной ситуации в экономике и в тревожных предчувствиях грядущих тягот и лишений, можно попытаться оценить и себя, и тех людей, которые нами, грешными, руководят, с позиций ситуативно-психологической типологии.
Первый тип личности - народный трибун. Он проявляется как раз в кризисных ситуациях. Личностные его характеристики: экстраверт, то есть его реакция направлена во внешнюю социальную среду. Жизненную позицию его определяет внутренний локус контроля. Человек считает, что его судьба, его деятельность зависят, прежде всего, от него самого, а не от внешних обстоятельств. В социальной деятельности он - стратег, мало учитывающий личностные аспекты и ориентированный на достижение всеобщего блага. В сложных ситуациях может быть дезадаптивен, то есть может действовать не адекватно ситуации. Классический пример трибуна - академик Андрей Сахаров. На региональном уровне можно назвать Николая Сидоровича Макаревича - первого и единственного председателя демократического облсовета. Светлая ему память и царствие небесное. Нынешний кризис трибунов пока что не актуализировал, что может свидетельствовать лишь о том, что кризис слабенький, размытый.
Второй тип личности в кризисной ситуации - это «созидатель», преобразователь. Экстраверт с внутренним локусом контроля. Ситуацию принимает такой, какова она есть. Мыслит он, как и трибун, масштабно, но в решениях обязательно учитывает человеческий фактор, причём людей оценивает достаточно критически. На ситуацию стремится воздействовать чётко, жестко и с упреждением. В кризисных, да и не кризисных ситуациях созидатель является лучшим руководителем, руководит ли он крестьянским хозяйством или государством. В прежние времена образцом такого созидателя можно признать Алексея Николаевича Косыгина. Сейчас в определённых аспектах этому типу соответствует В.В. Путин. К отраде нашей, и на региональном уровне созидатели имеются, спикер областной думы Валерий Радаев является настоящей находкой для нынешней «руководящей и направляющей». Оценивая его по другим психологическим и социономическим параметрам, можно предположить, что и Госдума не была бы слишком обременительной для него. Зампред областного правительства Стрелюхин на своей принципиально «расстрельной» должности демонстрирует по-настоящему квалифицированное и мудрое руководство сложнейшими процессами хозяйственной жизни региона. Дай Бог, чтобы, по российской традиции, их не съели, и кризис область сможет пережить менее болезненно.
Следующий тип кризисно-ситуативной личности - гармонизатор. В личностном аспекте проявляет интровертные черты, то есть склонен к внутренней проработке реальности и последующему опосредованному воздействию на окружающую среду. При этом локус контроля - внутренний, человек считает себя хозяином своей судьбы. Своей социальной функцией считает согласование интересов различных людей, социальных групп, групп влияния и кланов. Гармонизатор стремится к активному решению проблемы, но не склонен к интенсивному прессингу, давлению на кого бы то ни было. Недовольство собой проявляется во вспышках гнева. В кризисных ситуациях такие люди нужны во всех сферах и на всех уровнях социальной жизни. Просто окружающим их нужно стремиться, в свою очередь, к пониманию стратегии гармонизаторов, будь то супружеская чета или целое государство. В недавней истории таким классическим гармонизатором был Михаил Сергеевич Горбачёв. В наше время и в нашем регионе этой категории соответствует губернатор Саратовской области Павел Леонидович Ипатов. Если конфликтующие стороны, множащиеся во время кризиса, не будут чересчур рьяно добиваться своих корпоративных целей, - лучшего губернатора и желать не стоит. В случае крайней степени конфронтации ситуация выйдет из-под контроля, а сам гармонизатор ввергнется в глубокий личностный кризис.
Тип «Пользователь». Экстраверт с внешним локусом контроля, то есть в жизни он рассчитывает на удачу, везение, ориентирован на внешнюю экспансию. Стремится приспособиться к ситуации и вовлечённым в неё людям поверхностно, не идентифицируясь с ними. Этот сегмент типологии занимают люди с довольно высоким социальным статусом, но равнодушные, эгоистичные и неискренние. В условиях кризиса они составляют пятую колонну, если первыми колоннами считать тревожность, хаос, нищету и разруху. Во все времена и во всех кризисах имя им - легион.
Тип «Потребитель». Интроверт с внешним локусом контроля, созерцатель-фаталист, легко впадающий в панику и стремящийся уйти от тягот жизни в мир фантазий. Вместе с тем, потребитель довольно эффективно адаптируется к кризисным ситуациям и мобилен по социальной вертикали. Утратив уютный офис, довольно легко переквалифицируется в управдомы или дворники. Тип потребителей является основным рабочим телом антикризисных механизмов, но треплет его кризис сильнее, чем всех остальных, если, конечно, созидатели и гармонизаторы не заступятся.
Разумеется, приведённая типология весьма условна и лишь в самых общих чертах отражает реальную социально-психологическую структуру кризисного общества. Тем не менее, может быть, она поможет избежать нам участи воинов царя Камбиса и выстоять под натиском экономического самума. Автор считает необходимым заметить, что ни с кем из упомянутых в этом опусе политиков, администраторов лично не знаком, а при написании использовал исключительно открытую информацию СМИ и опыт социологической и консультативно-психологической практики.