N43 (52) 20 ноября 2009   20.11.2009 | 01:17
Шнитке-филармония - Шнитке-человеку
Рубрика: под даты
Просмотров: 259
Версия для печати

без названияДа, любимцем публики Альфред Шнитке пока не стал, приходится этот факт с сожалением констатировать. Два концерта мини-фестиваля, посвященного 75-летию этого, без преувеличения, великого композитора, поводом для появления наряда конной милиции в окрестностях Большого зала консерватории не послужили.

Собственно, удивительного в этом ничего нет. Мне уже неоднократно приходилось говорить о том, что публика наших симфонических и камерных собраний стареет. На такие концертные программы приходят слушатели, которые с детства и юности приучены к классике, как музыкальной, так и литературной. Студенческая молодежь представлена в зале единицами. Сейчас «нашей» публике - от сорока до семидесяти, поэтому музыкальные пристрастия этой категории людей заканчиваются в лучшем случае где-то в районе Рахманинова, Равеля, Дебюсси. Все, что происходило в музыке во второй и третьей четверти XX столетия, ими воспринимается с трудом. Хотя отдельные сочинения Прокофьева и Шостаковича они слушают с интересом, однако предпочитают Моцарта, Чайковского, Шопена. А уж музыка последней четверти прошлого столетия этим слушателям вовсе не по зубам, они ее не понимают и не хотят воспринимать. Поэтому сочинения Альфреда Шнитке для них - запретная зона: пусть хоть миллионы раз будут говорить о том, какой он гениальный, но слушать его музыку они не хотят, потому что не понимают. Вот почему на двух концертах фестиваля не было аншлагов, несмотря на присутствие на афише первого из них такой «приманки», как имя Натальи Гутман, а на афише второго - сообщения о первом в Саратове исполнении Четвертой симфонии.

И все же работники филармонии испытывают большую радость от прошедших вечеров. Во-первых, потому, что  м ы  с д е л а л и  э т о - то есть практически первые монографические концерты музыки Альфреда Шнитке за восемь лет, прошедших со времени присвоения филармонии его имени. Ведь именно в 2001 году, 8 ноября был приказ министерства культуры Саратовской области, а 12 ноября состоялся большой концерт (кстати, в забитом до отказа зале филармонии), где тоже играла Наталья Гутман, приезжала Ирина Шнитке и звучала грандиозная кантата «История доктора Фауста». Нынче Н. Гутман снова сыграла посвященный ей Виолончельный концерт, с такой потрясающей искренностью рассказав о судьбе своего поколения, да и о личной своей судьбе, что зал долго не решался аплодировать. После концерта сразу, конечно, заговорили о том, что это сочинение может сыграть только такая виолончелистка, как Наталья Гутман, что это ее заслуга, и пришлось долго убеждать оппонентов, что она все же играла не свою музыку, а музыку, написанную Альфредом Шнитке; что сейчас уже имеется как минимум шесть записей других исполнителей, да и вообще Шнитке - один из самых востребованных композиторов в Европе. Это звучит абсолютнейшим нонсенсом, но для того, чтобы в России сыграть сочинение Альфреда Шнитке, нужно просить разрешения в австрийском издательстве «Сикорски» и платить за это довольно большие деньги.

Во втором концерте впервые в Саратове прозвучала Четвертая симфония, а во втором отделении - Альтовый концерт. Оба сочинения - большое испытание для оркестра, тем более что на подготовку сложнейших партитур было отпущено всего три дня. Но прекрасный дирижер из Нижнего Новгорода Александр Скульский построил свою работу так, что результат, несмотря на некоторые неизбежные в такой ситуации огрехи, оказался чрезвычайно впечатляющим. Замечательно играл оркестр, прекрасно пел Губернский театр хоровой музыки, и открытием для всех стала темпераментная альтистка из Германии Лидия Бах. Потом выяснилось, что она вообще-то из России и даже короткое время училась в Саратовской консерватории, чем тоже нам можно гордиться.

А третья причина для гордости поначалу вообще ошеломила всех сотрудников филармонии: те самые наши «коренные» слушатели, о которых я только что написал не совсем лестные слова, после концерта подходили совершенно потрясенные услышанным и чуть ли не со слезами на глазах благодарили. Оказалось, что музыку Шнитке надо слушать внимательно, не отторгать ее от себя заранее, не искать в ней способ для «отдохновения души», ибо пишет композитор о нашем времени, о нашей действительности. А наше время и нашу действительность в музыке можно отразить только языком сложным и не сразу воспринимаемым. Один из слушателей так мне прямо и сказал: «Шнитке пишет о всеобщем бедламе, который творится в мире, поэтому к нему стоит прислушаться».

В заключение - маленькая деталь: фестиваль, посвященный 75-летию А. Шнитке, открылся симфонией Франца Шуберта, одного из самых любимых композиторов юбиляра. Оркестр, руководимый главным дирижером Владимиром Вербицким, сыграл ее очень достойно. Но после концерта неожиданно выяснилось, что те же слушатели из Шуберта ничего не могут назвать, зато  Виолончельный концерт Альфреда Шнитке запомнили все. Это, конечно же, не означает, что Шуберт плохой композитор, но, безусловно, свидетельствует о мощном воздействии музыки Шнитке. Поэтому не надо бояться современной музыки, надо к ней привыкать и научиться слушать, тогда станут понятны и близки и Прокофьев, и Шостакович, и Шнитке, и многие другие замечательные современные композиторы.

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную