Поток правосознания

Поток правосознания

Тихо-мирно, чинно-благородно рассаживались за овальным столом в парламентском центре облдумы депутаты и силовики, чиновники и приглашенные. В теплой, но деловой обстановке они намеревались побеседовать о реализации законодательства по противодействию коррупции в Саратовской губернии. Однако антикоррупционная обедня чуть было не превратилась в фарс

кискинТихо-мирно, чинно-благородно рассаживались за овальным столом в парламентском центре облдумы депутаты и силовики, чиновники и приглашенные. В теплой, но деловой обстановке они намеревались побеседовать о реализации законодательства по противодействию коррупции в Саратовской губернии. Однако антикоррупционная обедня чуть было не превратилась в фарс.

На сей раз зампред облдумы Михаил Кискин журналистов не обижал, обилие представителей СМИ его ничуть не смущало. И правильно. Главным форс-мажором «застолья» стал борец с мафией, апологет Контитуции РФ гордеп Александр Ванцов. Пока Кискин тараторил вступительное слово о законодательных успехах губернских парламентариев в борьбе с коррупцией, а начальник отдела облпрокуратуры Павел Гвоздев рассказывал о выявлении коррупционных лазеек в нормативно-правовых актах муниципалитетов, все шло как по маслу. Но стоило сотруднику надзорного органа закончить свой доклад, как в бой ринулся Ванцов. «Какие основные проблемы существуют в этой области в отношении чиновников администрации города Саратова?» - поинтересовался Александр Николаевич.

без названияГвоздев сказал, что не видит особых отличий между чиновниками, работающими в разных городах. Не стал спорить с прокуратурой и Кискин: «Чиновники в Саратове ничем не хуже, чем в Балаково. Не вижу разницы между чиновниками в двух этих городах точно». «Я ответом удовлетворен, но ответа не услышал», - выдал Ванцов и затих на время.

Это время было потрачено с пользой - на выступление старшего помощника прокурора Саратовской области Олега Петрова. Он отметил, что в сфере антикоррупционного законодательства сделано многое, но «до уровня муниципальных образований мы до конца не спустились в этой работе». И Олег Олегович рекомендовал переключиться с региональной законодательной базы на муниципальную.

«Олег Олегович, вопрос, правда, мои вопросы многие не понимают, но это - не мои проблемы, - взял слово гордеп Ванцов. - Какие проблемы на сегодняшний день существуют по этому вопросу с администрацией города Саратова и городской думой?»

Петров вопрос понял и ответил: «Не могу сказать, что в сфере правотворчества у нас какие-то проблемы существуют, которые можно обозначить как проблемы взаимодействия».

Что действительно вызывает у прокуратуры много вопросов, так это размещение муниципальных заказов. Как ни странно, но в этой сфере, по словам Павла Гвоздева, ни одного уголовного дела по взятке нет. Хотя, как считает Павел Юрьевич, объем злоупотреблений здесь значителен.

Начальник отдела по противодействию коррупции при областном правительстве Игорь Герешенко поведал о том, как в рамках реализации целевой программы в обществе создается нетерпимое отношение к коррупции. Например, благодаря социальной рекламе и печатной продукции вроде памяток гражданину из серии «Библиотечка антикоррупционера» и антивзяточных календариков с номерами «телефонов доверия». Более того, все региональные нормативно-правовые акты, начиная с 1996 года, подвергли антикоррупционной ревизии. Как с гордостью отметил Герешенко, «на настоящий момент в области нет коррупционного законодательства».

У облдепа Ольги Алимовой накопилось немало вопросов по существу к нашей доблестной милиции. Ольга Николаевна, ссылаясь на результаты соцопросов, интересовалась, почему самыми коррупционными структурами люди считают органы внутренних дел? А также - проводятся ли проверки сотрудников милиции после появления в СМИ информации об их «нетрудовых доходах»? По мнению начальника отдела по борьбе с коррупцией в органах власти и управления УБЭП ГУВД по Саратовской области Ивана Грякалова, «граждане судят по наружным службам, которые поражены коррупцией». Иван Валерианович признался, что проверки по публикациям в СМИ «не проводятся гласно».

Во время «застолья» Ольга Николаевна назвала еще одну, по ее мнению, коррупционную структуру. Она вспомнила о громких делах по взяткам и заявила: «Все коррупционеры - 99,9% правящая партия. Сама партия будет бороться против себя? Вы что? Как же так можно? Так не бывает».

Партийную тему быстро сменили и стали винить граждан в том, что они чаще дают взятки по своей инициативе, нежели сталкиваются с откровенным вымогательством. А все потому, что такой способ решения вопросов у наших граждан в крови. «Воспитание - самое главное», - глубокомысленно произнес Кискин, а затем переключился на более близкую ему тему: «Есть фирмы, которые на госзакупках кормятся». По словам Михаила Юрьевича, в таких случаях между участниками тендеров существуют некие устные договоренности, и милиция здесь вряд ли что-то может сделать. «Нельзя валить все на правоохранительные органы, они реагируют на заявления», - «отмазал» блюстителей закона Кискин и почему-то извинился за свое выступление.

После очередной порции упреков в адрес муниципальных властей за них вступился облдеп Владимир Капкаев: «На муниципальном уровне - успешные ученики, которые видят то, что происходит на федеральном и областном уровнях». «Дотации мы вообще не можем контролировать, куда муниципалитет их направляет, - возразил ему Кискин. - Мы-то свою часть сделали - свое законодательство в соответствие привели. Но до муниципалитов это не дошло. Иногда доходит до сознания, а иногда надо силой доводить». «131-й ФЗ - сам коррупционный», - попыталась поставить точку в этом споре Алимова. В конце концов сошлись на том, что муниципалитеты бывают разные.

Разными, по мнению участников «круглого стола», бывают и судьи. Однако, по словам зампреда Саратовского областного суда Виктора Журавлева, судебная система занимается самоочищением. Что касается коррупции, то она стара, как мир. Этот тезис Виктор Константинович проиллюстрировал многочисленными примерами из истории государства Российского, чем вызвал живой интерес присутствующих.

Не менее интересным было выступление председателя Общественной палаты области Федора Григорьева: «Про правящую партию - это неправильно: у нас нет 6-й статьи в Конституции». По его мнению, у нас отличная Конституция и «достаточно механизмов, чтобы взять за мягкое место любого». Все дело - в правоприменительной практике. Федор Андреевич предложил весьма радикальный способ борьбы с коррупционерами: «В Китай их отправить надо, чтобы знали, как воровать». А если серьезно, то Федор Андреевич считает, что начинать нужно с изменения правосознания.

Завершая антикоррупционную встречу, Михаил Кискин пожелал получить отдачу от участников мероприятия, причем через неделю и в письменном виде. Хорошо, что не в конверте, крупными купюрами.