Немного глянца в холодной воде

Немного глянца в холодной воде

Словарь Даля определяет слово «глянец» с помощью синонимов: «лоск, лак, политура или полировка, гладь, блеск, зеркальность». В словаре Ушакова то же понятие трактуется как «блеск налощенной, начищенной или отполированной поверхности (навести г. на ботинки)». Выражения «глянцевый журнал» в мире не существовало до ХХ века, причем в России это словосочетание по-настоящему актуализировалось лишь в самом конце столетия (журналы «Работница», «Крестьянка» или даже витринно-зазывный «Советский Союз» данному определению, при всем желании, никак не отвечали).

xСловарь Даля определяет слово «глянец» с помощью синонимов: «лоск, лак, политура или полировка, гладь, блеск, зеркальность». В словаре Ушакова то же понятие трактуется как «блеск налощенной, начищенной или отполированной поверхности (навести г. на ботинки)». Выражения «глянцевый журнал» в мире не существовало до ХХ века, причем в России это словосочетание по-настоящему актуализировалось лишь в самом конце столетия (журналы «Работница», «Крестьянка» или даже витринно-зазывный «Советский Союз» данному определению, при всем желании, никак не отвечали).

В Саратове оригинальные издания такого рода возникли лет на десять позже, чем в российской столице. Оно и понятно: обычно «глянцевый журнал» - это рекламно-развлекательное издание с минимумом текста и максимумом иллюстраций, предназначенное чаще для гражданок, чем для граждан, и по ходу чтения (точнее - пролистывания) подталкивающее потребителя к трате свободных денег на то, без чего можно обойтись, но иногда не хочется обходиться.
В нашем сегодняшнем обзоре - несколько местных изданий, более или менее отвечающих указанной теме. За недостатком места упомянем четыре ежемесячника: «Shopping. Люди и вещи. Саратов» (учредитель - ООО «Журнал «Пассаж», тираж 4000, выходит с 2006 года), «ЧТО» (учредитель - рекламное агентство «Кому Что Плюс», тираж 4000, выходит с 2004 года), «Сарафан» (учредитель - ООО «Тренд», тираж 3000, выходит с 2007 года) и «Дирижабль» (учредитель - Елена Иванова, тираж 4000, выходит с 2007 года).
В отличие от остальных трех журналов, рекламно-информационное издание «Люди и вещи» - изделие межрегионального концерна; помимо Саратова, ежемесячники выпускаются также еще в двух десятках городов России, от Калининграда до Владивостока. Журнал отвечает названию. Людям отдана треть печатной площади, вещам - две оставшиеся трети. В декабрьском выпуске среди персон номера оказались московский актер, театральный режиссер из Израиля, директор местного турагентства и местный же пластический хирург. Среди вещей номера - одежда от Версаче, парфюмерия от Lancome и Kenzo, а также автомобили «Бентли» в качестве бонуса. Имеет место гороскоп на тему shopping'а (каждому знаку зодиака предложен свой товар). Рекламных полос - 22 из 96. Цитата номера: «Я видел многие поволжские города, поверьте: хуже, чем у вас, как говорят в Одессе, нет нигде» (из интервью с московским гостем-актером - угадайте с первого раза, кто это?).
Журнал «Сарафан» имеет подзаголовок «Теория и практика самовыражения», и избранному девизу вполне соответствует. Людей здесь существенно больше, чем вещей. В ноябрьском номере по заданию редакции честно самовыражается около десятка разнообразных персонажей (по преимуществу, мужского пола): три работающих в Саратове иностранца (француз-переводчик, немец-учитель и серб-баскетболист), а также местные художник, дизайнер, психотерапевт, мобильный оператор и др. Все они с готовностью рассуждают о женщинах, детях, фильмах, здоровье, моде, дизайне, туризме, телесериалах и всякой всячине (кроме политики, понятно). Среди вещей номера - туфли, очки, ткани для интерьеров, элитная мебель и детская одежда. Имеет место гороскоп, ненавязчиво соединенный с фитнесом, туризмом и кулинарией. Рекламных полос - 22 из 90. Цитата номера: «В некотором смысле, саратовцы достигли пика блаженства» (о саратовской моде середины 90-х).
Издатели ежемесячника «ЧТО» позиционируют свое детище как саратовский деловой журнал и, в общем, не обманывают: треть декабрьско-январского номера действительно отдана публикациям под рубрикой «Дела» (местные менеджеры среднего звена размышляют о кризисе и умеренно-пессимистичны). Далее следует раздел «Вещи», и они примерно такие же, как у коллег из родственных изданий: двери, платья, автоаксессуары, мобильники и прочий хайтек. Среди персон номера - бывший актер саратовского ТЮЗа, ныне генпродюсер Первого канала, и бывший московский писатель-юморист, ныне московский же эксперт по ресторанному бизнесу. Наличествует гороскоп, увязанный с обсуждением косметических процедур. Рекламных полос - 20 из 64. Цитата номера: «Саратов сильно отстает от Москвы в плане ресторанов, особенно это касается кухни» (из интервью с упомянутым выше ресторанным экспертом).
У последнего в нашем обзоре издания, «Дирижабля» (подзаголовок - «Журнал в хорошем стиле»), наибольший формат из всех: представьте себе «Огонек» времен перестройки. Здесь вещи существуют совсем уж на периферии, уступая дорогу людям. Среди персонажей декабрьского номера - крупный чиновник, глава стройфирмы, актер, художница, кинорежиссеры-любители, фоторепортер и видный врач-офтальмолог, мечтавший сняться в костюме пожарного и осуществивший свою мечту. Среди тем - новый спектакль в Академдраме, перспективы местной фотожурналистики и закрытие магазина «Рыба» на проспекте. Пожалуй, «Дирижабль» из всех упомянутых изданий содержит меньше всего пресловутого «глянца» и более всего приближается к тому, что раньше просто называлось «иллюстрированный журнал», а сейчас - уж не знаю как. Гороскопа, кстати, нет ни в каком виде. Рекламных полос - 4 из 30. Цитата номера: «Исчезает шарм, обаяние проспекта, а стало быть и всего города. Проспект превращается в обыкновенную торговую улицу. Бутик - кафе - бутик» (из статьи «Баллада об удивительной рыбе»).
Не берусь судить о перспективах-2009 для обозреваемых изданий. Увы, кризис безжалостно сократил популяцию потребителей печатных изданий, и всем им придется ужиматься вплоть до. «Глянец» невозможен в царстве необходимости; ему требуется публика, готовая хотя бы иногда раскошелиться на излишества (бытовые, ювелирные, гастрономические, культурные) и могущая их обрести здесь и сейчас. Чтобы на местном уровне создавать что-то, способное - пусть и теоретически - конкурировать с Cosmo или «Караваном историй», нужны не просто должный уровень полиграфии, но изрядный запас нахальства и нерастраченного благородного безумия.
Местный «глянец» делает первые шаги - пожелаем ему выжить. Лучше уж такие издания, чем журналы, подобные саратовскому ежемесячнику «Курс» (издатель - ООО «Земинфо», тираж 4000), где честную рекламу заменяют однообразные «заказные» интервью, где вместо Версаче - Глазьев, вместо бесед с художниками и актерами - анекдоты из Интернета, а вместо аналитики - унылая конспирология (согласно которой Барак Обама есть воплощение «финансово-иудейского мирового проекта»). В неласковые времена угрюмое безумие хуже веселой безбашенности. Лучше уж глянец, чем наждак.