Жлобы и стиляги

Жлобы и стиляги

Новогодние праздники порадовали российского зрителя сразу двумя кинопремьерами: с одной стороны, мюзиклом «Стиляги» Валерия Тодоровского, с другой - антиутопией «Обитаемый остров» Федора Бондарчука по культовому роману братьев Стругацких. Оба фильма интересны по-своему, и, безусловно, каждый из них стоит того, чтобы их посмотреть. У них есть нечто схожее - оба режиссера предлагают зрителю познакомиться с альтернативной реальностью своих героев, противостоящих серой массе. Только реализуется это противопоставление в каждом случае по-разному.

qНовогодние праздники порадовали российского зрителя сразу двумя кинопремьерами: с одной стороны, мюзиклом «Стиляги» Валерия Тодоровского, с другой - антиутопией «Обитаемый остров» Федора Бондарчука по культовому роману братьев Стругацких. Оба фильма интересны по-своему, и, безусловно, каждый из них стоит того, чтобы их посмотреть. У них есть нечто схожее - оба режиссера предлагают зрителю познакомиться с альтернативной реальностью своих героев, противостоящих серой массе. Только реализуется это противопоставление в каждом случае по-разному.

«Стиляги» - история о жизни компании молодых людей, которые не хотели быть «как все» в далекие 60-е. Режиссер Валерий Тодоровский не ставил своей целью снять нечто исторически достоверное. «Стиляги» - нечто среднее между «Мулен Ружем» База Лурмана и «Старыми песнями о главном». Съемки и подготовка к ним велись достаточно долго, за это время Тодоровский успел снять еще одну картину с теми же актерами - «Тиски», о судьбе парня, который хотел заработать денег, но честным путем сделать это ему не удавалось, поэтому пришлось торговать наркотиками.
В главных ролях в «Стилягах» заняты молодые актеры. Их «страхуют» на заднем плане такие мастодонты российского кино, как Янковский, Гармаш, Розанова, Ярмольник. Саратовцам тоже есть чему порадоваться - двое молодых актеров (плюс Янковский в уме) в «Стилягах» - представители саратовской театральной школы.
Сюжет фильма прост - молодой комсомолец Мэлс (его имя - аббревиатура веселой компании Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина) на одной из облав «стиляг» случайно знакомится с Полиной и влюбляется в нее. У Полины тоже своеобразная «кличка» - Польза. Это обыгрывается в фильме: «Проведи время с Пользой», советует она Мэлсу. И тот, отказавшись от влюбленной в него девушки Кати, а также от коммунистических идеалов и морали, бросается во все тяжкие ради того, чтобы добиться любви Пользы.
Про главную особенность фильма говорилось еще в рекламе, поэтому многие знают, что все песни, которые исполняют актеры в фильме, принадлежат по «возрасту» 80-м, а не 60-м годам. О репертуаре стоит оговориться отдельно. Аранжировкой и подбором мелодий к «Стилягам» занимался Константин Меладзе, продюсер группы «Виа Гра». Логику его понять практически невозможно; почему та, а не иная песня исполняется в разные моменты картины - тот вопрос, который задавали себе многие зрители после просмотра. Наиболее запоминающейся стала «Человек и кошка» в исполнении Гармаша. Немного неуместно звучит «Восьмиклассница» после любовной сцены главных героев. Некоторых зрителей эта песня сбила настолько, что в адрес главного героя посыпались обвинения в растлении малолетних.
Мэлсу удалось добиться расположения Пользы, удалось стать настоящим стилягой, частью местного «Бродвея» - мира, полного красок на фоне абсолютно серой советской действительности. Роль декораторов и работников по костюмам в этом фильме - одна из наиболее значительных. Именно благодаря им создается атмосфера душного мира, из которого так нестерпимо хочется выбраться. Он имеет мало общего и с реальностью 60-х, но не в этом замысел режиссера. Кажется, он очень хотел снять своего «Плаксу», но вместо безусловной звезды Джонни Деппа, главного героя, сместить акценты за пределы главной любовной линии. Ну и что, что ребенок главного героя оказался негритенком? Ну и что, что его жена изменилась до неузнаваемости после родов? Интереснее детали.
Любопытна история сына дипломата Федора-Фреда, благодаря которому собралась компания стиляг. Он учился в престижном университете, одновременно был стилягой и «отрывался» как хотел. Ему не приходилось разгружать мешки по ночам, как Мэлсу, чтобы купить втридорога одежду или музыкальные инструменты, пластинки. Когда же отец предложил ему поехать на стажировку в Америку с возможностью дальнейшей работы там, Федор быстро согласился превратиться в обычного серого советского человека, отрезать волосы и надеть темный костюм, жениться на нелюбимой некрасивой девушке и фактически предать всё - друзей, свои интересы, идеи, любовь. Так как это мюзикл, в «Стилягах» по этому поводу мало кто переживает, не считая девушек, влюбленных в Федора. Но и для них находится бодрая песня «Ему не нужна американская жена», которую они исполняют с комично потекшей от слез тушью для ресниц.
Другой относительно драматический момент - арест Боба. Почему-то в версии, которая транслировалась в кинотеатрах, его не было. И тем не менее - через посредника Боб решил купить у американца, настоящего американца, с которым он никак не мог найти общий язык, пластинки любимых музыкантов. Именно в этот момент его поймали и увезли на машине, после чего он получил срок, а забытая всеми пластинка Элвиса Пресли так и осталась мокнуть под дождем.
Когда завершаются эпизоды, связывающие сюжет по смыслу, он начинает отчаянно буксовать. Это происходит хотя бы потому, что главным героям нечего делать вместе - Польза родила ребенка от какого-то приблудного Майкла («Ты понимаешь, это как разговаривать с человеком с другой планеты, так много нужно спросить у него, пока он не улетел», - вешала она Мэлсу «лапшу на уши»). Мэлс активно занялся музыкой. Его исключили из партии, и он начал играть в ресторане, таким образом совмещая любимое дело и службу.
Встретив Фреда, вернувшегося погостить домой, Мэлс слышит от него невероятное - в Америке нет стиляг. Таких, как они, в таком виде, там бы засмеяли, говорит Федор. В Америке все совсем по-другому, продолжает он. Главное - не яркость костюма, не то, как он выглядит, а лейбл на подкладке. Мэлс не понимает друга и прогоняет его прочь. Но Федор, по замыслу режиссера, проговаривает эти слова не для друга, а для зрителей. Ведь мы-то понимаем, о чем речь. А Мэлс упорно отказывается верить в услышанное хотя бы потому, что вся его жизнь утратила бы смысл, признай он слова Федора. Ведь в споре с комсомолкой Катей он доказывает лишь то, что хочет быть собой. Утрачивая же связь с американскими якобы исконными стилягами, он может потерять смысл всего своего существования. Зачем тогда сидит в тюрьме Боб? Не из-за пластинок же, в конце концов! Похоже, что Тодоровский не знает, что делать со всеми этими вопросами, и решает, как герой мультфильма «Падал прошлогодний снег», спрятать «все концы в воду», или оставить зрителю самому решать вопросы, связанные с моралью.
Для этого он доводит сюжетное развитие ленты до высшей степени обобщения, на этом этапе впору выйти из зала и попросить вернуть деньги за просмотр. Фильм завершается песней героя, с которой тот идет по улицам современной Москвы, и к нему присоединяются молодые представители различных неформальных течений, больше всего среди них оказывается почему-то панков. Не трудно догадаться, что режиссер таким образом указывает зрителю на то, что исторические рамки у ситуации могут быть какими угодно, а история любви всегда одна - прекрасная и беззаветная. Что характерно, Мэлс поет «Шаляй-валяй». Таким образом, начавшаяся как нечто яркое и вполне провокационное, картина превращается в потешные картинки для молодежи.
С противостоянием режиму больше повезло ленте Федора Бондарчука, и именно эта идея спасает цирк фейерверков и петард, который он представил российскому зрителю под Новый год.