N2 (11) (23 января 2009)   23.01.2009 | 04:44
Мир наизнанку
Рубрика: КИНОПРОБА
Просмотров: 212
Версия для печати

,Далекое будущее. Молодой парень по имени Максим (Василий Степанов) занимался свободным поиском в космосе и наткнулся на очередную планету. Потерпев катастрофу, парень понимает, что спасти его уже ничего не может, и нужно попытаться понять, как жить дальше на этом острове.

Вокруг «Обитаемого острова» еще до премьеры было много шума. Специально проводились отдельные показы для критиков, блоггеров, а уже после - для остальных зрителей. По официальной информации, на фильм затрачено около 120 километров пленки. По количеству затраченных денег на производство ленту Бондарчука опережает разве что Михалков с продолжением «Утомленных солнцем».
Федор Бондарчук подготовился к штурму кинозалов и зрительских кошельков основательно. В фильме есть всё: и бесчисленное количество драк с шумом и грохотом настолько сильным, что при просмотре хочется либо надеть шапку, либо просто выйти из кинотеатра, и любовная линия, которую режиссер сформулировал как определяющую для поведения и поступков героя.
Потеряв свой корабль, Максим ищет встречи с жителями той планеты, на которой оказался. Столкнувшись с ее обитателями, он понимает, что различия между его родиной и Саракшем просто невероятны. Из рая технологического и гуманитарного прогресса, мира Полудня, он попадает в страну, охваченную военной диктатурой, страну, которой правит кучка людей, называющих себя «Неизвестные отцы», а контроль над людьми осуществляется путем одурачивания, запугивания и психологического зомбирования. Нетрудно догадаться, в кого метили Стругацкие в свое время.
Если попытаться найти адекватный эталон ситуации, в которую попадает Максим на Саракше, то на память приходит «Замок» Кафки. Чтобы упростить момент общения на разных языках, режиссер придумывает серебристую соплю, которая эффектно втекает в ухо герою и после этого тот начинает понимать инопланетный язык. Момент абсурдности, присущий роману, таким приемом снимается. Зритель видит мир Саракша глазами Максима - идеального земного человека. И, это важно, зритель, в отличие от главного героя, все прекрасно понимает - и про коррупцию, и про преступность, и про все остальные особенности этой прекрасной планеты, до боли напоминающей нашу. И мы заново вместе с ним изучаем особенности нашего жизнеустройства, и утопичность жизни не кажется уже столь преувеличенной, как на экране. В самые первые дни после праздника в кинотеатрах даже на утренних сеансах яблоку негде было упасть, но смотрели фильм люди внимательно, напряженно, никто не болтал как обычно и особо ничего не жевал.
Исследуя жизнь планеты, Максим узнает, что большая ее территория подверглась радиоактивной атаке, и жить там невозможно. Да и в обитаемой зоне уровень радиации тоже значителен. Представления людей ограничиваются знаниями о существовании жизни лишь в пределах острова, согласно бытующей точке зрения на Саракше, за его пределами - нет жизни.
Правительство ведет свою борьбу с выродками - людьми, стремящимися свергнуть официальный режим. По официальной версии, повстанцы делают это ради денег, по их собственным словам - ради того, чтобы выжить. Вся планета застроена цепочкой радиоактивных башен, на которых в определенное время, два раза в день распространяется специальный сигнал. Люди со слабым здоровьем, подверженные радиации, очень плохо переносят этот сигнал - у них начинаются сильные головные боли. Так правительство «метит врага». Эти люди объединяются в группы. По словам «выродков», как называет их телевидение и вся система преследования и наказания, правительство отвлекает людей от проблем гораздо более серьезных, а именно - улучшения экономической ситуации, борьбы с коррупцией, преступностью. Как рассказали Максиму повстанцы, выродки есть везде, в том числе и в самом правительстве. Главный прокурор, роль которого исполнил Бондарчук, - как раз типичный представитель выродков: в определенное время, когда должен распространяться сигнал, он принимает ванну, чтобы никто не узнал об этом его секрете.
Оказавшись на чужой планете, Максим знакомится с Радой (Юлия Снигирь), официанткой в одном из баров Саракша. Он спасает ей жизнь. Завоевав расположение девушки, он узнает, что ее брат Гай (Петр Федоров) - тот военный, что транспортировал его в город в одно из учреждений для изучения. Гай оказывается убежденным сторонником государственного строя. Он не вдается в логику собственных действий, ведомый лишь тем, что Неизвестные Отцы, выведшие страну из еще большего кризиса, плохого не посоветуют. Он убеждает Максима вступить в гвардию, чтобы помогать людям и бороться против тех, кто разрушает порядок и покой мирных граждан. Но уже первое задание, на которое отправляется Максим, где он присутствует на пытках ни в чем не повинных людей, ставит под сомнение все слова Гая. Максим отказывается принимать участие в казни женщины, и за это капрал расстреливает его. Гая разжалуют и отправляют охранять южные границы - место, где обитают самые удивительные мутанты. Максим же, полежав немного, дождется того момента, пока раны не заживут. Для обычных людей - это фантастика, у идеальных существ вроде него органы имеют свойство восстанавливаться даже после смертельных ран. «Но вот если бы он выстрелил в голову...», - произносит с иронией Максим, герой Степанова. На эту роль Степанов действительно подходит идеально - удивительно красивый молодой человек поражает именно избыточностью собственной красоты, лишающей его притягательности. Идеальный человек не может нравиться, он скорее вызывает интерес, подобно инопланетянину.
Максим находит повстанцев, и те предлагают ему взорвать одну из башен. Он соглашается. В операции гибнет большинство повстанцев, среди них оказывается предатель. Оставшихся в живых отправляют в тюрьму. Максим понимает, что такие мелкие меры не могут принести пользы для спасения многих других людей, которым действительно нужна помощь. Каждый из тех, кто стремится на словах помочь остальным, на деле хочет лишь возвыситься, чтобы в свою очередь захватить власть. Максим отправляется на южные границы, чтобы найти тех, кто сможет ему помочь.
На этом месте заканчивается первый фильм дилогии Бондарчука. История, которая, подобно фильму «Изгой» с Томом Хэнксом в главной роли, должна напомнить людям о том, что человек по натуре все же добр. А также рассказать о преображающей силе любви, способной перевернуть мир. Экранизация романа Стругацких стала едва ли не первым современным фильмом с полноценным оригинальным фантастическим сюжетом. Его основа гораздо сильнее всех «Дозоров». С другой стороны, «гламурность» визуального ряда фильма, напоминающего один большой рекламный ролик, может оттолкнуть многих поклонников романа и привлечь, например, поклонников сериала «Клуб» (Гая сыграл актер, исполнивший там главную роль). Так что, хотим мы того или нет, ориентиры для зрителя расставлены четко: поглазеть на потешную зверушку - в одну кассу, подумать и поразмышлять о судьбах человечества - в книжный магазин.

 

все статьи
номера
на главную