Как засюр засюру

Как засюр засюру

- Внимания прошу, потом будет время поговорить, - пытался успокоить депутатскую и прочую приглашенную общественность зампред облдумы Михаил Кискин. У него это получилось. И тогда он сказал свое веское вступительное слово про озабоченность парламентариев, дав старт депутатским слушаниям об охране общественного порядка в губернии

Как засюр засюру- Внимания прошу, потом будет время поговорить, - пытался успокоить депутатскую и прочую приглашенную общественность зампред облдумы Михаил Кискин. У него это получилось. И тогда он сказал свое веское вступительное слово про озабоченность парламентариев, дав старт депутатским слушаниям об охране общественного порядка в губернии.

Озабоченных среди законотворцев оказалось немного. Послушать и поговорить о правопорядке пришло с десяток народных избранников. Однако они не затерялись среди многочисленных гостей из силовых, правительственных и общественных структур.

 Зажигать депутаты начали не сразу, а лишь после докладов официальных лиц. На сей раз счастье «разогревать» парламентскую публику выпало заместителю начальника ГУВД Владимиру Ходжейсе и начальнику управления по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти правительства Саратовской области Олегу Грабко.

Ходжейса убеждал слушателей в том, что нашей доблестной милиции нужна помощь «лишнего штыка». Под ним Владимир Иванович подразумевал добровольные народные дружины (ДНД). Ходжейса ссылался на то, что «весь мир, шибко развитые государства» не обходятся без помощи общественности в нелегком деле охраны правопорядка. В Германии, например, граждане вместе с полицейскими патрулируют улицы. В США обыватели не то чтобы доносят на неблагонадежных, а информируют власти о своих подозрениях. Для пущей убедительности парламентариям продемонстрировали сюжет о деятельности ДНД в Энгельсе. Видео и правда впечатлило: на улицах - порядок, дружинникам - неплохая прибавка к зарплате, а некоторые в ДНД даже личное счастье обрели. «От разговоров надо переходить к делу», - настаивал Владимир Ходжейса на доработке и принятии соответствующего областного закона.

Олег Грабко поведал о многоуровневой системе профилактики правонарушений в рамках специальных областных целевых программ. В основном он говорил на языке цифр: 100 миллионов рублей - туда, 75 миллионов - сюда и т.д., и т.п. Есть и результаты - для некоторых стражей порядка приобретено жилье, милицейская материально-техническая база постепенно обновляется и укрепляется. Когда же Олег Владимирович от цифр перешел к словам, выяснилось, что среди субъектов Приволжского федерального округа закона, регулирующего помощь граждан правоохранителям, нет только в Саратовской губернии. У нас «рассмотрение законопроекта приостановлено до принятия федерального закона, устанавливающего правовые основы участия граждан в охране общественного порядка». «Не надо ждать федерального центра, надо принимать», - высказал свое мнение Грабко.

 «Без участия общества, граждан обеспечить порядок невозможно», - считает и облдеп Виктор Щербаков. Да вот беда, граждане, по его мнению, занимают позицию стороннего наблюдателя. «Будут убивать на улице человека иногда, граждане будут мимо проходить», - сетовал на несознательность обывателей парламентарий. Отсюда вывод: граждан надо воспитывать, объясняя, что они сами должны заботиться о собственной безопасности. А еще, разумеется, предусмотреть финансирование ДНД и вернуть доверие к человеку в форме.

 Включившись в обсуждение «архиважного вопроса», председатель Общественной палаты области Федор Григорьев отметил, что обеспечение правопорядка - «это одна из основных внутренних функций государства». Федор Андреевич тоже за возрождение ДНД и против социальной апатии общества, в том числе - народных избранников. Федор Андреевич крайне удивлен тем, что законопроект до сих пор не принят: «Как можно понять позицию нашей думы? Годами мурыжим вопрос, чтобы принять закон». Где же активность депутатов, в том числе заслуженного юриста (засюра) Ландо? - недоумеваем мы вместе с другим заслуженным юристом, Федором Андреевичем Григорьевым. Председателя ОПы тревожит и тот факт, что количество пунктов общественного порядка в области сократилось в разы. А они, как считает Григорьев, с точки зрения близости к народу и контактности вне конкуренции в профилактической работе.

 «Я с точки зрения эмоций со всем согласен», - взял слово облдеп Андрей Россошанский. А потом начал ностальгировать и продолжал это делать в течение всего своего выступления. Он рассказывал о личном. О том, как, учась в СГУ, попал в сообщество лучших из лучших - оперативный студенческий отряд вуза: «Мы были большой-большой командой, и все другие студенты университета нам завидовали». «У нас тоже случилось много семей, - делился воспоминаниями Россошанский. - Я со своей супругой познакомился».

Как засюр засюруВ общем, польза для отдельных представителей общества от охраны правопорядка очевидна всем. Правда, не в равной степени. Засюр Ландо, например, признался, что не является ни ярым противником, ни ярым сторонником возрождения народных дружин. Он не стерпел хвастовства Россошанского и также начал ностальгировать. В юридическом институте (ставшем со временем СГАП), когда там учился Ландо, тоже был студенческий оперотряд, и в него отбирали лучших. Видимо, таких, как Ландо. Однако методы работы в этом вузе были иными - студентами временно замещали вакантные должности в органах внутренних дел, причем не только в Саратове, но и по всей области. По мнению засюра, такую практику надо возобновить для учащихся правовых вузов.

Не забыл Ландо и о критическом высказывании Федора Григорьева по поводу принятия закона. «Мяч на ваше поле перебросил», - соригинальничал «футболист» Ландо. И расшифровал свой «пас». Облдеп напомнил Федору Андреевичу, что ОПу «наградили» законодательной инициативой, так пусть она и разрабатывает документ. «И я с удовольствием поучаствую в работе», - обрадовал Григорьева Ландо. Федор Андреевич мяч  принял  и перепасовал его облдепу, призвав законотворцев заняться своими прямыми обязанностями: «А мы подключимся».

 «Что-то тут не так», - периодически повторял засюр, говоря о милиции. Например, об удивившем его заявлении главы МВД РФ Рашида Нургалиева, который разрешил гражданам защищаться от стражей порядка. Такого «наезда» Ходжейса стерпеть не смог. Но едва он принялся отстаивать честь министерского мундира, как погруженный в разговор по мобильнику Ландо покинул зал. Ходжейса дождался возвращения облдепа и сообщил, что «прошло разъяснение» того, что хотел сказать Нургалиев. Этот документ замначальника ГУВД обещал показать засюру. Правда, потом - после слушаний.

Благодаря незаурядным способностям шоуменов местного розлива, мероприятие получилось на редкость нескучным. Но, к сожалению, малорезультативным. Остаток оказался максимально сух: на муниципальном уровне ДНД создаются и без регионального закона, более того, в ряде районов, например, в Лысогорском и Энгельсском, они успешно действуют. Однако закон нужен - должен же и областной бюджет «оброк» за общественный правопорядок заплатить. Поэтому, дорогие парламентарии, будьте так любезны, доработайте законопроект, «основываясь на положительном опыте законотворческой деятельности субъектов РФ Приволжского федерального округа и поступивших в ходе проведения депутатских слушаний предложениях».

 Кстати говоря, тема слушаний так возбудила собравшихся, что они допустили нарушение регламента мероприятия. Открывая его, Кискин дал установку разобраться с вопросом за полтора-два часа. Не вышло - перебрали. Время, разумеется.

 

Как засюр засюруКомментарий

Прокомментировать это плановое мероприятие корреспондент «Газеты Наша Версия» попросил Ольгу Алимову, депутата Саратовской областной думы.

 

- Ольга Николаевна, насколько, по вашему мнению, этот закон необходим? Поможет ли он в решении проблемы?

- Я не знаю, насколько он поможет, но точно не помешает. Все-таки одно дело - нормативный акт на уровне муниципалитетов, другое дело - областной закон. Но, к сожалению, законов у нас много, но их: а) не читают, б) читают, но неправильно, и в) читают, кому как удобно.

Тот, кто хочет работать, обойдется нормативными актами. ...Возьмем, к примеру, Энгельс. Если Михаил Алексеевич (глава Энгельсского муниципального района Лысенко - прим. авт.) - хозяин, он нашел возможность договориться с руководителями предприятий различных форм собственности. Он заинтересован, и он знает, как это сделать. И без закона, благодаря своему нормативному акту. Кто хочет работать, найдет тысячу возможностей, а кто не хочет, найдет тысячу отговорок. ...Сегодня прозвучала мысль о том, что все материализовано. Но меня беспокоит не столько оплата и льготы, сколько незащищенность этих людей (дружинников - прим. авт.). Они не облачены в форму, у них только есть желание исправить ситуацию. Полномочий - никаких. А вдруг те же милиционеры, с которыми они будут ходить, отшибут им все почки? Потом будешь доказывать, что ты, оказывается, пытался защитить простого человека. А тебе скажут: «А кто тебе вообще это разрешил?» Мне кажется, если даже будет принят закон, все останется просто на бумаге.

- А почему так мало депутатов было на слушаниях?

- Они не думают, что это серьезная проблема. Они озабочены совершенно другим, в основном душа болит о «распиле» бюджета, а все остальное - безопасность граждан, здоровье граждан, дети, малоимущие - не очень их волнует.

- Вы думаете, поэтому отсутствовали и младодепутаты Линдигрин и Фадеев?

- Они, наверное, готовят какие-то очередные запросы по поводу средств массовой информации. Я думаю (это моя точка зрения), что они в основном приходят, если есть указания. Им нужно все время одобрение начальства. «А можно ли подумать об этой проблеме?» Им говорят: «Можно». Все-таки они не самостоятельны в своих высказываниях, мыслях, решениях и действиях соответственно. А потом это, наверное, не даст той популизации, не даст того эффекта, которого они ожидают.