Зачатые в День Патриота

Еще в декабре минувшего года в «Журнальном зале» появилась электронная версия ноябрьско-декабрьского номера «Волги», и вот теперь, наконец, любители изящной словесности дождались и традиционного, «бумажного» выпуска этого саратовского литературного журнала. Как обычно, в номере немало любопытных публикаций

Еще в декабре минувшего года в «Журнальном зале» появилась электронная версия ноябрьско-декабрьского номера «Волги», и вот теперь, наконец, любители изящной словесности дождались и традиционного, «бумажного» выпуска этого саратовского литературного журнала. Как обычно, в номере немало любопытных публикаций.

Основная журнальная площадь поделена между окончанием романа «Стень» одессита Сергея Шикеры и фрагментами мемуарно-публицистического полотна Вячеслава Лопатина «Саратовская школа. Эволюция. Контекст. ХIХ-ХХI века».

О романе Шикеры мы уже отчасти писали в предыдущем обзоре журнала, так что нет особого смысла повторяться в деталях. Напомним лишь, что жанр произведения покажется фантастическим, сюрреалистическим или даже детективно-конспирологическим тем из читателей,ф кто поддастся искушению воспринять всерьез параноидальные конструкции мрачно-сосредоточенных на своих маниях и фобиях персонажах романа. Те же читатели, которые примут в расчет все возможные извивы помраченного сознания «подпольных» (по Федору Михайловичу Достоевскому) людей, имеют полное право считать данное сочинение реалистическим, а главного его персонажа, почтальона-визионера Игоря Тимницына - полноправным героем нашего вывихнутого времени…

К фрагментам из произведения художника и реставратора саратовского Радищевского музея Вячеслава Лопатина «Волга» уже обращалась в 2008 году, и, видимо, процесс публикации продолжится и дальше, поскольку текст живет своей жизнью: он постоянно развивается, растет, видоизменяется, дописывается и трансформируется. «Вяч. Лопатин редко прибегает к прямому высказыванию, но предпочитает искать свое видение мира через высказывания других, через коллаж цитат, - говорится в редакционном предисловии, - в целом же выстраивается сложное, нелинейное повествование, в котором каждый фрагмент не только имеет собственную цену, но и является частью общего сюжета…» В журнальный вариант вошли, в первую очередь, эпизоды, прямо или опосредованно связанные с Саратовом. Особую ценность, по мнению публикаторов (с которыми и читатель, скорее всего, будет солидарен), представляют записанные Лопатиным мемуары художницы Лидии Суворовой-Алферовой, воспоминания о сталинском Акмолинском лагере жен изменников родины (печально знаменитый «АЛЖИР») Зои Олехнович, а также несколько стихотворных текстов из художественного наследия поэта Валентина Ярыгина.

В разделе прозы публикуется рассказ «Забракованный патриот» Оксаны Ефремовой. Название рассказа заранее настраивает на авторскую иронию, и предчувствия не обманывают: интонация с первых же строк вполне ожидаемая («До моего рождения у родителей не было особых причин испытывать патриотизм. Отец в ту пору вообще числился гражданином Узбекистана. Милиционеры это чувствовали. А он чувствовал милиционеров, и никогда не носил с собой паспорт…»). Однако у забавно-абсурдной истории про то, как едва родившийся ребенок становится объектом пиаровских спекуляций местных властей (губернатор решил учредить награду для детей, зачатых в День Патриота), вполне серьезный - и даже весьма печальный - подтекст. Чиновничий идиотизм выглядит таковым только вне системы административных координат, но если смотреть «изнутри» властной вертикали, то порожденные ею химеры кажутся ничуть не безумными, а очень даже логичными. И потому чиновники, узнавшие о том, что ребенок героини родился семимесячным (а значит, зачат был «не в тот» день), отказывают молодой маме в обещанных губернаторских призах. К слову сказать, в губернаторе, чья фамилия не названа, кое-кто может узнать нашего Дмитрия Федоровича…

Поэзия в этом номере журнала представлена обширно: здесь напечатаны стихи Фаины Гринберг и Михаила Матвеева, Михаила Окуня и Евгения Сидорова, Виталия Зимакова и Ильи Иословича (в одном из предыдущих номеров журнала этот литератор выступал и как автор любопытных мемуаров). Интересно, что некоторые публикации журнала как бы перекликаются между собой, вступают в живое взаимодействие. Например, здесь напечатана подборка Андрея Пермякова под общим названием «Стихи для Елены Горшковой», причем в том же номере представлены стихи и самой Елены Горшковой; тот же Андрей Пермяков, помимо поэтических текстов, выступает в журнале еще и как рецензент книги московского поэта Евгения Никитина «Невидимая линза».

Среди других рецензируемых книг - сборник «Сумерки «Сайгона», посвященный легендарному кафе ленинградской богемы (Олег Рогов), роман Марии Галиной «Малая Глуша», вошедший в шорт-лист премии «Большая Книга» (Анна Голубкова), книга стихотворений Феликса Чечика «Алтын» (Сергей Трунев), роман «Башкирский девственник» Айдара Хусаинова (Андрей Савельев), а также отрецензированная видным саратовским литературоведом Виктором Селезневым книга театрального критика, бывшего завлита саратовского тюза (а потом - завлита московского «Современника» и питерской «Александринки») Евгения Калмановского «Мое собранье лиц. Жизнь. Книги и люди. Опыт рассудительной прозы». Рецензент не без горечи пишет о том, что за тринадцать лет, которые прошли после смерти Калмановского, это, увы, - первая вышедшая в свет книга…