Потому что мы - банда

Потому что мы - банда

24 января в рамках фестиваля «Нева впадает в Волгу» в 10-м корпусе СГУ прошел джазовый концерт. В нем приняли участие Олег Бутман (барабаны), Наталья Смирнова (клавишные), Антон Давидянс (бас-гитара) и Тай Стивенс (вокал).

у24 января в рамках фестиваля «Нева впадает в Волгу» в 10-м корпусе СГУ прошел джазовый концерт. В нем приняли участие Олег Бутман (барабаны), Наталья Смирнова (клавишные), Антон Давидянс (бас-гитара) и Тай Стивенс (вокал).

 

У 10-го корпуса СГУ и у мероприятий, проводимых в нем, есть одна особенность - они скоординированы примерно так же, как лекция в университете: преподаватель все время опаздывает, студенты расхлябаны, и вся организация концерта напоминает что-то вроде студенческой практики. Хотя нет смысла жаловаться на то, что особо пронырливые граждане норовят занять чужие места поближе, это уже стало общим местом «культурной» жизни города. Действуя по принципу «кто успел, того и место», проводят свой досуг многие саратовцы. На них, безусловно, стоит обращать внимание, но не стоит на них задерживаться, как на случайной пылинке, попавшей на идеально белые брюки.
Ничто не предвещало праздника - ни более чем 15-минутная очередь в гардероб, за время которой можно было успеть прочесть новые стенды, где подробно рассказывается, как и где нужно воевать с терроризмом, ни борьба за собственные места, ни неприятный женский голос за кулисами в начале концерта, требующий хлопать компании - производителю сигарет, организовавшей мероприятие. И, тем не менее, это случилось.
Вначале на сцену вышли Наталья Смирнова, Олег Бутман (брат известного саксофониста - профессиональный барабанщик и настоящий музыкант) и Антон Давидянс. Они исполнили две композиции с пластинки, которую записали вместе в Нью-Йорке - «Passion». Диск еще не поступил в продажу, и у жителей нашего города появилась возможность услышать эти мелодии раньше остальных. Что характерно, авторство исполняемых композиций принадлежит самим музыкантам, это не аранжировки известных джазовых стандартов или просто любимых песен.
Манеру, в которой работает трио, трудно ограничить рамками какого-то одного направления или жанра. В их музыке классическая инструментальная школа сочетается с джазом, фанком и современными стилями. По звучанию чувствуется, что это музыка современная, это звук сегодняшнего дня, с его ритмичностью, свободой, открытостью миру.
После зажигательного вступления музыканты представили звезду вечера - Тая Стивенса, чернокожего исполнителя из Нью-Йорка. Он сразу очаровал весь зал. И зритель не прогадал. Тай начал с Summertime и, перемежая известные джазовые композиции (Caravan, Spain, My favorite things и т.п.) с песнями собственного исполнения, ни на минуту не дал никому оторвать глаз от сцены. На фоне известных песен его собственные звучали не хуже.
Здесь стоит оговориться и описать самих музыкантов. Принято считать, что исполнители джаза - это лохматые полубомжи-полугении. Хрупкая Наталья Смирнова в легком платье-тюльпане сидела за электронным пианино и концом туфли на высоком каблуке изо всех сил нажимала на его небольшую педаль. Крупный, особенно по сравнению с братом, Бутман отчаянно стучал на барабанах, да так сильно, что однажды палочка вылетела у него из рук, но он достал другую, предусмотрительно заготовленную как раз для таких случаев. Похожий на богатыря гигантский басист в майке с характерной надписью «500...и играю, что хочу» сохранял полное спокойствие, и лишь когда он особенно сильно сжимал губы и закрывал глаза, становилась очевидна его увлеченность своим делом. На фоне них эффектно выделялся Тай, в белой кепке, белой рубашке, расшитой белыми цветами, очень пластичный и удивительно артистичный. То, как он вел себя, как выглядел и как исполнял песни, напомнило мне обо всех «хороших» стереотипах, связанных с этим направлением - стиль, доведенный до совершенства, мастерство голливудского актера в 50-е.
Сочетание внутренней свободы, раскованности, доброты, адресованной залу, и признательности за то, как принимает выступление публика, сформировало атмосферу дружелюбия, которая царила на протяжении всего выступления.
Одним из контрапунктов концерта стало исполнение Таем блюза - женщины чуть ли не пускали слезу от умиления, когда он признавался словами песни в любви практически каждой из них. Певец даже спустился в зал, чтобы станцевать с понравившейся ему бабушкой, но та отказалась, и ему пришлось довольствоваться суровой блондинкой, сидевшей неподалеку. Бабушка же отправила Таю воздушный поцелуй.
Зрители реагировали на редкость дружно и адекватно - они и притопывали, и прихлопывали, и одобрительно кричали, реагируя на удачи музыкантов, их импровизации.
Конец выступления невольно смазала саратовская группа «Бридж», непонятно зачем решившая исполнить с Таем песню. Молодые люди, которые пришли из разных мест, судя по их одежде, и, судя по ней же, совершенно не собиравшиеся выступать, сначала решили немного распеться, подобно школьному хору, а после все-таки сделали это - исполнили то, что хотели, и удалились восвояси. Особо хотелось бы отметить вокалиста группы, он старался, как мог. Чего нельзя сказать о единственной девушке в коллективе, она не могла, но очень старалась.
После того, как молодые исполнители удалились, концерт продолжился. Одна импровизация сменяла другую, с более простых стандартов исполнители выходили на качественно новый уровень.
Этот вечер, я думаю, запомнится многим. У его успеха несколько составляющих. Прежде всего - оригинальная, современная джазовая музыка. Во-вторых, - артистизм, дружелюбие и очень теплое отношение музыкантов к публике. Хочу подчеркнуть, именно музыкантов. Саратовский зритель видел многих артистов, но до сих пор нередко ведет себя, как бездомный щенок - каждому