N2 (59) 22 января 2010   22.01.2010 | 00:32
Дедушка на шаре и страшный пришелец с Земли
Рубрика: кинопроба
Просмотров: 249
Версия для печати

вверх«Вверх» (Up). США, 2009. 96 минут. Режиссеры - Пит Доктер, Боб Петерсон. «Уолт Дисней Компани СНГ», 2009. Анимационный.

Полнометражный мультфильм, рожденный «Диснеем» и «Пиксаром», начинается с двадцатиминутного пролога, в котором юный Карл и юная Элли подружатся на почве совместного почитания знаменитого исследователя Чарльза Манца (в оригинале озвучивал Кристофер Пламмер), потом Карл и Элли вырастут, поженятся, потом состарятся, и всю жизнь они будут мечтать о поездке в Южную Америку - на водопад. Потом Карл (его в старости озвучивал Эд Эйснер, а у нас - Армен Джигарханян) потеряет подругу жизни и едва не потеряет дом (который мечтает снести строительная компания). В последний момент старик, вспомнив о своей мечте, улетит вместе с домом, привязав к нему тысячу воздушных шариков, а в компанию к нему навяжется пухлый бойскаут Рассел (озвучивал Джорджан Нагай), у которого тоже есть мечта - получить очередной значок «За помощь пожилым людям». Примерно в середине фильма дом приземлится в районе водопада, и вот тут-то и начнутся приключения...

Картина Пита Доктера и Боба Петерсона демонстрировалась на открытии минувшего Каннского фестиваля, и этот факт говорит сам за себя: фильм балансирует на грани между откровенно детским кино (разноцветная чудо-птица, говорящие собаки, мальчик-лузер, способный в итоге на героические поступки ) и кино вполне взрослым, способным без ужимок говорить о печальных вещах - смерти, разочаровании, крушении старых иллюзий и обретении новых. Уже тот факт, что и главный герой, и главный злодей (им, как нетрудно догадаться, оказывается экс-кумир детства Манц) - дряхлые старики, придает фильму оттенок горечи. Оба антагониста - мономаны, готовые на многое ради осуществления давней мечты, и положительный персонаж отличается от отрицательного лишь умением вовремя опомниться, остановиться на грани и понять, что окружающий мир вовсе не обязательно должен подстраиваться под твои стародавние мании. Упертый Чарльз Манц тупо идет до конца и проигрывает, Карл Фредриксен находит новые приоритеты (и новых друзей) и выигрывает. «Взрослое» кино, в отличие от «детского», может, в принципе, обойтись без хеппи-энда, однако создатели фильма «Вверх» все-таки предпочитают заканчивать не на печальной ноте. И мы не станем авторов осуждать за это...

планета 51«Планета 51» (Planet 51). Испания - Великобритания - США, 2009. 91 минута. Режиссеры - Хорхе Бланко, Хавьер Абад, Маркос Мартинез. «Парадиз-ВС», 2009. Анимационный.

Сюжет многих фантастических лент про инопланетян - включая классический фильм Стивена Спилберга «E.T.» - выстроен просто: на Землю прибывают хорошие (вариант: плохие) пришельцы, которые ничего плохого против землян не замышляют (вариант: хотят завоевать землян), а в финале убираются восвояси (вариант: уничтожены тем или иным способом). Испанские аниматоры переворачивают классический сюжет с ног на голову. На планету, населенную зелеными человечками (по виду точь-в-точь пришельцы из комиксов), сваливается земной модуль, оттуда бодрой походкой выходит астронавт, чтобы водрузить звездно-полосатый флаг и сказать дежурную фразу про маленький шаг человека и большой шаг человечества. Водрузив флаг, герой по имени Чак Бейкер внезапно замечает, что планета населена, а ее жители выглядят (если, конечно, не считать зеленого цвета кожи) и, главное, ведут себя, как американцы 50-х годов ХХ века. То есть они - потребители тамошнего фант-масс-культа и верят в зловредных гостей из космоса. Поэтому на Чака Бейкера начинается охота тамошних военных, а помогают нашему герою, как и в упомянутом уже фильме Стивена Спилберга, дети во главе с юным астрономом-неудачником. Почему дети, понятно: там, где взрослые пребывают во власти химер, дети соображают, что пришелец ничуть не опасен и напуган еще больше, чем аборигены...

Как и следовало ожидать от фильма-перевертыша, авторы пародируют множество популярных лент - от «Чужих» и «Звездных войн» до «Дня Независимости» и «ВАЛЛ-И». Да и сам земной астронавт временами смахивает на молодого и бодрого Арнольда Шварценеггера времен первого «Терминатора». В фильме много забавных шуток (одна только здешняя собачонка-монстр чего стоит!), но главная мысль вполне серьезна: среди звезд нас ждет Неведомое, и, возможно, это самое Неведомое будет призвано сыграть роль нашего зеркала. Мысль эта, кстати, задолго до испано-англо-американской анимации была сформулирована в романе Станислава Лема «Солярис». Зря, что ли, в «Планете 51» юный астроном носит имя Лем?

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную