Те же и модернизация

29.01.2010 | 00:09
Те же и модернизация

Модернизация набирает темп. Недавний Госсовет, на котором присутствовала вся политическая элита страны, показал, что нас ждут перемены, правда, очень не быстрые и осторожные, но тем не менее

Те же и модернизацияМодернизация набирает темп. Недавний Госсовет, на котором присутствовала вся политическая элита страны, показал, что нас ждут перемены, правда, очень не быстрые и осторожные, но тем не менее.

На уровне области партии, набравшие более пяти процентов, получат по одному депутату в областной думе, а численный состав облдумы может быть увеличен, но не обязательно, так как предусмотренная законом вилка достаточно широка. Но это сравнительно отдаленная перспектива, а уже через год нас ждут выборы в городскую думу. Событие, вероятно, не самое интересное для большинства горожан, зато крайне важное и даже судьбоносное для всей местной политтусовки.

Для переназначенного губернатора это первые крупные выборы в новом сроке, для главы города и его команды - серьезная переэкзаменовка, а для местной партгруппы Володина - шанс избавиться, наконец, от назойливой и неудобной оппозиции и полностью взять город под собственный контроль. Казалось бы, до начала избирательной кампании трудно судить о ее итогах, на самом деле это не так.

Курс на тотальную партизацию практически свел на нет так называемую роль личности, иными словами, большинство избирателей голосуют не за конкретных кандидатов, а за выдвинувшие их партии. Избирателю не очень важно, кто возглавляет список правящей партии: Олег Васильевич или Петр Витальевич, или даже какая-нибудь Наталия Александровна, значение имеет лишь акт проявления лояльности проводимому курсу и качество применения административного ресурса. А для оппозиции ситуация несколько отличается, так как присутствуют элементы конкуренции между несколькими оппозиционными партиями.

Еще выше значение личности оппозиционного кандидата в одномандатных округах. Сегодня победить ставленника партии власти могут только выдающиеся личности, коих в рядах местной оппозиции не так уж и много.

Но вернемся к спискам. Многочисленные социологические исследования свидетельствуют о том, что в зависимости от явки избирателей и независимо от персонального состава список «ЕР» получит от 40 до 60%, к тому же, чем ниже явка, тем выше результат. В конкретных мандатах, замещаемых по спискам, это означает от девяти до тринадцати. Вот за эту разницу в четыре депутатских места и будет вестись вся борьба правящей партии на предстоящих выборах.

 

Те же и модернизация Те же и модернизация Те же и модернизация Те же и модернизация Те же и модернизация

 

Теперь о ситуации в одномандатных округах, где из потенциальных кандидатов личную конкуренцию представителям правящей группы могут составить два представителя «Справедливой России» - Марков и Полещиков (или два плюс один, если Самсонова и Тюхтин решат серьезно вложиться в неких своих выдвиженцев), один представитель КПРФ (скорее всего Турунтаев) и, пожалуй, всё. Шансы у независимых одномандатников могут появиться только в том случае, если они не совсем независимые, а представляют одну из серьезных групп, не получивших достаточного количества мест в списках правящей партии.

Те же и модернизация Те же и модернизация Те же и модернизация

Условно можно обозначить три таких группы: это представители Ипатова, Грищенко и депутата облдумы Курихина. Естественно, одновременно такие группы возникнуть не могут и, скорее всего, реально будет только одна такая группа или вообще ни одной. В любом случае, максимальный результат, на который они могут рассчитывать, - это четыре мандата. Таким образом, в одномандатных округах правящая партия получит минимум 12 мест, вероятнее же всего - 17-18, а по спискам - 10-12 мест. Итого, предельная разница у правящей партгруппы - от 21 до 33 мест, или двенадцать мандатов. У оппозиции, соответственно, от 8 до 20 мест на всех. Таким образом, даже при самом плохом для себя раскладе местная ячейка правящей партии получит большинство голосов, но простое большинство ее, конечно, не устроит, нужно подавляющее, вот за это они и будут бороться со своими избирателями и попутчиками. Существуют три основных сценария развития ситуации внутри правящей группы.

Те же и модернизация Те же и модернизация

1. Принуждение к миру

Это вариант «мира и дружбы». Когда Грищенко не имеет претензий к Ипатову, а Ипатова устраивает, как работает Сомов. Когда Глыбочко доволен всеми и не хочет большего, когда найден тонкий баланс между интересами и источниками финансирования. Этот вариант может возникнуть в случае реальных проблем с рейтингом правящей партии из-за ухудшения экономической ситуации, когда окончательные решения будут приниматься не в Саратове, и даже не в Банном переулке нашей столицы, а в кабинетах повыше, для обитателей которых не важны тонкие чувства и ранимые амбиции местных начальников. В этом случае кампания будет проводиться агрессивно и согласованно, что приведет к ограничению числа потенциальных участников, падению явки избирателей, но и к самому высокому из возможных результату для «ЕР». Итогом такого развития событий станет очередное падение доверия к институту выборов, от чего предостерегал Президент (при этом внешне очень пристойный результат, как в процентах, так и в мандатах). И образование разнородной фракции, управляемой из различных центров.

2. Те же лица

Это вариант возможен в том случае, если политическая ситуация в стране будет относительно благоприятна и «высшие силы» предпочтут не вмешиваться в местные расклады. При таком развитии событий при формировании списков правящей партии будет предприниматься попытка нахождения компромисса между основными игроками (в данном случае Володин, Ипатов и Грищенко) и относительно демократичный способ проведения избирательной кампании, внешним демонстрационным проявлением которого будет не столько достижение тотального контроля, сколько приверженность курсу на модернизацию.

Вероятно, основные участники в этом случае не обойдутся без «фиг в карманах», потому что важную роль будет играть не столько численность всей фракции, сколько раскладка по группам влияния, как внутри, так и вне ее. На практике это может означать скрытую поддержку некоторых независимых или оппозиционных кандидатов (в надежде на их последующее вхождение в одну из групп влияния) или применение технологии «кукушат» - когда в квоту одного из участников включаются кандидаты, которые в дальнейшем войдут не в группу этого участника, а в группу его более хитрого товарища-однопартийца. Итогом такого варианта станет дума, практически не отличимая от нынешней ни по работоспособности и пользе для горожан, ни по персональному составу (за редкими исключениями).

3. Обстоятельства

Теперь о менее вероятных вариантах развития событий, предусматривающих изменения в сложившемся балансе. Таких, с разной степенью вероятности, может быть четыре: 1. Ипатов не будет переназначен на новый срок; 2. Глыбочко не будет возглавлять фракцию «ЕР» и не пойдет в думу; 3. Грищенко не впишется в новый расклад и не получит партийной поддержки; 4. Володин потеряет интерес к ситуации в области или существенно ослабит степень своего влияния на местные дела.

Те же и модернизацияДля расклада в новой думе это будет означать примерно следующее. Назначение одного из альтернативных кандидатов на место Ипатова (Радаева или Глыбочко) со всей очевидностью означает, с одной стороны, полнейший контроль Володина над ситуацией в области, с другой - ускоренное объединение всех недовольных таким положением дел. Ипатов при этом, вероятнее всего, уйдет из активной политики и полностью перестанет влиять на ситуацию в Саратове, а место третьего центра, скорее всего, займет группа, формирующаяся вокруг депутата облдумы Курихина. При таком развитии событий Володин может выбрать один из двух вариантов: или попытаться обойтись только преданными сторонниками (но, во-первых, таковые отсутствуют в необходимом количестве, а, во-вторых, придется тратить собственные накопленные по зернышку средства), или пойти на компромиссный вариант, предложив Грищенко и Курихину взять на себя финансирование кампании взамен на какое-то количество мест в списке и по округам. При этом суммарное количество таких мест будет меньше, чем число преданных соратников. Основной проблемой для Володина в данном случае будет сохранение верности всех «своих» депутатов при постоянных соблазнах, возникающих для них с различных сторон. Вся борьба в такой думе будет носить непубличный характер и вестись за контроль над ресурсами города. Роль оппозиции будет сведена к поддержке той или иной группировки, возможно, не без материальной выгоды для себя лично. Избирателям от такой думы ничего ждать не приходится.

Те же и модернизацияВариант с отсутствием Глыбочко, по сути, является подвариантом первого, вся разница лишь в том, кто непосредственно будет контролировать фракцию «ЕР», а значит, думу. Шансы просматриваются у Грищенко (не очень большие) и у Баталиной (несколько больше) - горожане разницы не почувствуют.

Третий вариант предполагает, что Ипатов и Володин поделят фракцию на двоих, а Грищенко предложат продолжить карьеру на другом поприще. Здесь три варианта: или, как с Аксененко, пообещают место в думе более высокого уровня, или посулят государственную должность, или просто пошлют куда подальше. В первый вариант Грищенко может и поверить, во втором, с очень низкой степенью вероятности, может начать собственную игру, используя сильную позицию в Заводском районе и близость некоторых районных глав. О подробностях варианта с «поверить» см. историю Аксененко, с «не поверить» - достаточно посмотреть персональный состав горизбиркома, оценить степень влияния на судебную систему и вероятность регистрации независимых кандидатов (с учетом, что регистрация по залогу отменена). По совокупности факторов можно сделать вывод, что в лучшем для себя случае Грищенко удастся переизбраться только с большими потерями и сильно испортив со всеми отношения, а о месте в руководстве новой думы можно не мечтать, что Грищенко, очевидно, не устроит. Сама же городская дума в этом случае будет похожа на нынешнюю областную, с соответствующей полезностью для избирателей.

Те же и модернизацияИ последний вариант, предусматривающий отсутствие интереса Володина к новой гордуме. Этот вариант самый невероятный, но и самый интересный, в том числе для горожан. У Ипатова просто нет столько верных ему людей, чтобы пытаться полностью захватить контроль, поэтому он, вероятнее всего, выберет позицию демонстрации приверженности президентскому курсу на модернизацию и даст установку на предельно демократический вариант выборов с регистрацией всех кандидатов и честным подсчетом голосов. Грищенко мог бы существенно усилить степень собственного влияния, но так как испытывает такой же кадровый голод, скорее всего, будет искать союзников, способных принять участие в финансировании кампании. В результате интерес горожан к выборам и явка возрастут, а дума получится довольно разнородной и интересной. Но вероятность такого варианта развития событий крайне мала.

Об оппозиции

КПРФ

В новом составе думы у коммунистов может быть от трех до пяти мандатов в зависимости от явки избирателей. Если раньше возрастной и дисциплинированный электорат этой партии обеспечивал неплохой результат при сравнительно низкой общей явке, то теперь в его структуре произошли существенные изменения. С одной стороны, происходит естественное выбытие пожилых сторонников, голосующих по ностальгическим мотивам, с другой - появляются новые сторонники, голосующие за КПРФ из-за протеста против политики правящей партии. Однако новые избиратели крайне недисциплинированны и склонны проявлять свой протест не только голосованием за КПРФ, но и отказом от участия в выборах. Таким образом, снижение явки приводит к уменьшению процентов всех оппозиционных партий, и в первую очередь - КПРФ. В одном из одномандатных округов Заводского района возможна победа кандидата от этой партии, но ее вероятность не очень высока. Персональных изменений в составе фракции ждать не приходится, вопрос лишь в том, кто из нынешних депутатов войдет в первую тройку списка. Влияние фракции КПРФ в новом созыве думы, скорее всего, ослабнет.

«Справедливая Россия»

Эта партия имеет возможность провести двух-трех кандидатов по одномандатным округам (в Волжском и Ленинском районах) и получить один-два мандата по списку. При благоприятном раскладе партия получит фракцию, равную фракции КПРФ, и усилит свое влияние в городской думе. При этом в наших условиях партия власти может счесть своими главными конкурентами не коммунистов, а справедливороссов, и соответственно усилить сопротивление в одномандатных округах.

ЛДПР

Голосование за ЛДПР определяется только отношением к лидеру этой партии и никак не зависит от ее местных кандидатов. По оценкам социологов, партия в состоянии преодолеть заградительный семипроцентный барьер, а при высокой явке получить даже два депутатских места. В округах у кандидатов этой партии шансов мало. Вероятнее всего, партия получит один мандат. О персоналии депутата от ЛДПР пока говорить сложно.

«Яблоко»

Партия находится в состоянии некоего оживления, а ее лидер вошел в президентскую комиссию по модернизации, однако особой активности в Саратове пока не заметно. Проблема в том, что стоит этой партии начать набирать голоса раньше времени, сразу же будет задействовано проЕРовское «Правое дело», а в дальнейшем «Яблоко» может испытать проблемы с регистрацией, в то время как ПД получит зеленый свет, и все наработки яблочников достанутся этому филиалу «ЕР». С учетом того, что совокупный правый электорат в Саратове не превышает пяти процентов и отличается низкой выборной активностью, шансы этой партии невысоки, но при принятии поправки, предусматривающей представительство партий, набравших свыше 5%, возникает вероятность получения ею одного мандата.

Независимые кандидаты

Победа в округах независимых кандидатов маловероятна, кроме случая, если за ними будут стоять серьезные силы, недовольные результатом распределения мест внутри списков «ЕР», о чем было сказано выше.

Итоги и выводы

С учетом перспектив развития социально-экономической ситуации в стране наиболее вероятным представляется вариант вынужденной консолидации всех групп внутри местной «ЕР» для достижения приемлемого результата. В этом случае выборы будут проходить по сценарию, напоминающему октябрьские выборы в Мосгордуму, а их результат приведет к формальному усилению фракции «ЕР» при углублении внутренних противоречий в самой фракции. Серьезных кадровых изменений, по крайней мере, на первом этапе, в этом случае ждать не стоит. Другие варианты были рассмотрены выше, и с учетом низкой на сегодняшний день вероятности описывать их более подробно, на наш взгляд, не стоит.

Агентство ситуационного анализа - специально для «Газеты Наша Версия»