Конституция и проституция

Конституция и проституция

Молчание воистину золото. А точнее, тысячи сэкономленных рублей. Говорить нынче не выгодно. Даже спикеру Совета Федерации не положено своего мнения о партии «Единая Россия» высказывать, что уж говорить о депутатах дум различных уровней и тем более о простых неомандаченных гражданах

судМолчание воистину золото. А точнее, тысячи сэкономленных рублей. Говорить нынче не выгодно. Даже спикеру Совета Федерации не положено своего мнения о партии «Единая Россия» высказывать, что уж говорить о депутатах дум различных уровней и тем более о простых неомандаченных гражданах.

На очередное заседание Октябрьского районного суда по иску регионального отделения партии «Единая Россия» к гордепу Леониду Фейтлихеру и к редакции газеты «Саратовский взгляд» ответчик Фейтлихер явился с весьма объемной сумкой. Кому-нибудь даже могло показаться, что гордеп собрался воспользоваться предложением представителя регионального отделения «Единой России» Ларисы Кузнецовой и покинуть Саратов (о том, как единороссы послали Фейтлихера в Израиль, читайте в №3 (60) «Газеты Наша Версия»). Только вот в сумке оказалось неколько томов доказательств, которые ответчик собрался предоставить в распоряжение суда. Чтобы рассказать обо всех приобщенных к материалам дела документах, подтверждающих факт наличия «войны», которая ведется местными единороссами против гордепа Леонида Фейтлихера, потребуется не одна газетная полоса. Среди этих документов, например, материалы о проведенных проверках в отношении ряда видных единороссов: Петра Глыбочко, Ольги Баталиной, Александра Фролова, временно приостановившего свое членство в партии из-за работы в Общественной палате РФ Дмитрия Чернышевского, и других.

На заседание участники процесса ждали эксперта ГУ «Саратовская лаборатория судебной экспертизы» Дарью Калуженину, которая провела экспертизу опубликованного в «Саратовском взгляде» комментария Леонида Фейтлихера. Но до начала допроса специалиста Лариса Кузнецова приобщила к материалам дела один очень интересный документ - заключение специалиста, изготовленное в Центре языка и культуры «Слово» при СГУ Евгенией Старостиной. Несколько лет назад именно Старостина подготовила заключение, в котором написала, что слово «шут» является неприличным по форме. На основании этого вывода специалиста в отношении Леонида Фейтлихера было возбуждено уголовное дело, которое закончилось оправдательным приговором, реабилитацией и взысканием с казны возмещения морального ущерба. Теперь заключения такого «опытного» лингвиста появились и в этом процессе. Странно, что партия никогда не обращается за экспертизами, скажем, в гильдию лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам. Или, например, в Московский государственный университет. На заключениях, которые приносит в суд партия, всегда стоят одни и те же фамилии: Девяткина, Старостина, Каменская...

Теперь, возможно, к ряду этих фамилий прибавится и еще одна. Ну, а предоставленные ответчиком материалы из правоохранительных и надзорных органов на видных членов партии, похоже, нельзя будет кому-либо показывать и читать вслух. Ведь, как выяснилось на этом же заседании, информация о членах партии - это информация о самой партии. Об этой замечательной особенности суду поведала эксперт Калуженина. После ее допроса стало ясно, что в великом и могучем русском языке появилось самое главное правило - для партии всегда есть исключения.

без названияКак выяснилось в самом начале допроса эксперта, Дарья Калуженина преподает в СГУ и знакома и со Старостиной, и с Каменской. Да и право подписи на самостоятельное производство экспертиз этот эксперт получила лишь 3 декабря 2009 года, то есть незадолго до того, как судья Шушпанова направила материалы дела в Саратовскую лабораторию судебной экспертизы. Все эти обстоятельства заставили представителя ответчика Елену Кобзаренко заявить Калужениной отвод. Правда, судье доводы Кобзаренко показались неубедительными. Поэтому стороны приступили к допросу, который оказался весьма познавательным. Особое внимание было уделено вот этому отрывку из комментария Леонида Фейтлихера: «Пресс-секретарем Аяцкова тогда был нынешний партийный пропагандист - редактор газеты «Наша версия в Саратове» Роман Чуйченко, а главным идеологом-советником по специальным операциям - Эдуард Абросимов. Одна из таких операций закончилась для Абросимова осуждением за клевету и тюрьмой. Причем по заявлению Вячеслава Викторовича Володина. Мог ли тогда кто-то предположить, что эти люди всплывут активными участниками сегодняшнего, на мой взгляд, беспредела. Причем под флагом партии «Единая Россия».

- Почему в вашем исследовании говорится только об этих лицах, а вывод вы делаете, что речь идет обо всем реготделении? - поинтересовалась Елена Кобзаренко.

Ответ эксперта получился весьма пространным:

- Саратовское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» - это полное номенклатурное обозначение данной организации, - начала эксперт. - Текст комментария представляет собой публицистический фрагмент. Только требования официально-делового стиля предполагают использование полного обозначения наименований. В разговорной речи, в публичной коммуникации возможна редукция и экономия речевых усилий. В данном случае следует, что следующее предложение «Причем под флагом «Единой России» относится к предыдущему, где упомянуты те самые люди. Я дала расшифровку выражения «под флагом». Как я вывожу его из контекста - это под руководством, при содействии, при одобрении, с разрешения. Получается, что некоторое количество людей, а именно названные выше фамилии, под флагом «Единой России» являются участниками беспредела. А когда мы говорим: партия решила, отделение партии сделало то-то и то-то, - мы используем такой распространенный речевой прием, как метонимия, т.е. перенос части на целое. Потому что партия состоит из членов, это не отдельный организм, который может функционировать без входящих в него членов. Съесть тарелку супа - съесть не тарелку, а ее содержимое. Партия сказала - значит, члены партии сделали что-то, приняли решение и огласили его от лица партии, под флагом партии. В данном случае как раз указано, что под флагом, то есть руководствуясь разрешением, имея взаимодействие с партией.

Такой ответ не удовлетворил Леонида Фейтлихера и его представителя, и чуть позже они вернулись к своему вопросу.

- Правильно ли назвать местными единороссами двух членов партии, которые находятся здесь, в Саратове? - спросила Кобзаренко и для наглядности привела пример: - Вот вы видите, стоят двое, оба они члены партии, можно ли сказать - вот стоят местные единороссы?

Тут все оказалось просто, эксперт согласилась, что эти двое вполне сойдут за местных единороссов. Впрочем, как выяснилось потом, если о них надумает что-то сказать Фейтлихер, то речь автоматически пойдет сразу обо всем региональном отделении.

- Например, стоят два единоросса, они пьяные, я говорю: вот местные единороссы стоят пьяные, - попытался на примере добиться истины Леонид Фейтлихер. - Сказал ли я обо всей партии или только об этих двух единороссах?

- Текст, который стал информационным поводом для комментария, повествует о событиях в Саратове, - снова начала пространно объяснять Калуженина. - Комментарии, которые были приведены после текста, говорили об этих же событиях. Местный в этом контексте воспринимается как саратовский. Единороссами в современном русском языке называют членов партии.

- Члены партии и партия - это разные вещи! - не выдержал гордеп. - Вот стоят пьяные единороссы, означает ли это, что перед нами пьяная партия стоит?

- Негативная информация о действиях членов партии распространяется на партию, - уверенно заявила Калуженина, тем самым запретив говорить что-либо о 41 тысяче жителей области, которые подались в партийные ряды. Теперь придется аккуратней свое мнение высказывать. Даже с соседом, который тебя затопил, не поругаешься, козлом не назовешь, вдруг он член партии...

- Я вас уверяю, что Чуйченко, Абросимов и Володин - это еще не вся партия, - заметила Кобзаренко. - Возможно, я и считаю, что партия «Единая Россия» - это прогрессивная партия. А есть отдельные лица, которые под флагом партии скрывают свои истинные намерения.

В ходе заседания Калуженина не раз пыталась доказать, что в комментарии гордепа речь идет именно о региональном отделении партии.

- Номинация «местный единоросс» относится к неопределенному кругу лиц, - отметила эксперт. - Но в данном случае этот неопределенный круг лиц имеет очень важный идентификационный признак - единоросс, то есть член партии. Но невозможно из текста выяснить, кто конкретно, двое или двадцать тысяч, осуществляли то, о чем здесь сказано.

Вот так: речь идет о неопределенном круге лиц. Только в выводах эксперта этот круг странным образом становится вполне определенным юридическим лицом - региональным отделением партии.

- Ну, не привлекают же за отдельных членов всю организацию, - не выдержал Леонид Фейтлихер. - Вот еще пример: член ДОСААФ стал педофилом, не привлекают же всю организацию за это! Почему у вас здесь такая солидарная ответственность?

Получается, что теперь упаси Бог хоть полсловечка сказать о члене партии, будь он хоть сто раз неправ. И тут не помогут даже так называемые маркеры мнения (по моему мнению, я считаю и т.п.), которые так любят искать и не находить некоторые саратовские лингвисты, даже если этими маркерами обильно сдобрен весь текст. Ведь всегда можно, сославшись на свои специальные познания, сказать, что они стоят не в том месте. То же самое и с оценочной лексикой. Тут уж приходится полностью полагаться на эксперта. Вот решит он, что слова «война» и «уничтожение» употребляются в переносном значении, но оценки никакой не передают - значит все, получится, что вы не мнение свое выражали, а утверждали о факте. Дарья Калуженина, например, и вовсе не стала писать, что некоторые слова в комментарии - это не что иное как метафоры. Возможно, этого требовала какая-нибудь особая «партийная» лингвистическая методика, а может быть, это помешало бы сделать столь однозначный вывод: в комментарии Фейтлихера содержится негативная информация о региональном отделении в форме утверждения о факте.

После такого экспертного заключения, честно говоря, хочется поскорей вступить в партию. И пусть только кто-нибудь попробует даже подумать плохое! Партия не бросит, сразу же вступится. А ну как это региональное отделение назвали глупой блондинкой, а не конкретного члена партии? В суд скорее! Сказали, что член партии Иван Петрович сутенер? Значит, целое региональное отделение публичным домом обозвали! В суд! А Ивану Петровичу премию - за то, что поддерживает столь близкое одному видному единороссу направление.

Вот вам и политическая дискуссия. Однобокая и избирательная. Как всегда, у нас одни равнее других. Кто-то «конструктивно критикует», а кто-то «распространяет ложные сведения». А что дальше? Может быть, возвращение шестой статьи Конституции в новой редакции: «Руководящей и направляющей силой общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Всероссийская политическая партия «Единая Россия». ВПП «Единая Россия» существует для народа и служит народу. Партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики России, руководит великой созидательной деятельностью российского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу своей идеологии».