Отрезвители

Отрезвители

«Мы засылали шпионов», «надо перевести из разряда внешних проблем во внутренние», «нет страха у людей», «вчера еще надо было остановиться», «как только начинается борьба..., меняется общественно-политическая формация» - примерно такие фразы звучали недавно в парламентском центре губернского заксобрания. Не пугайтесь, это не заговорщики в облдуме обосновались, а члены Молодежного парламента

без названия«Мы засылали шпионов», «надо перевести из разряда внешних проблем во внутренние», «нет страха у людей», «вчера еще надо было остановиться», «как только начинается борьба..., меняется общественно-политическая формация» - примерно такие фразы звучали недавно в парламентском центре губернского заксобрания. Не пугайтесь, это не заговорщики в облдуме обосновались, а члены Молодежного парламента.

На сей раз юные депутаты проводили рабочую группу по вопросам: «О продаже алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним» и «О деятельности игровых интернет-клубов на территории Саратовской области». Молодежь не стала пренебрегать опытом старших поколений и в качестве эксперта пригласила на заседание руководителя Саратовского общества трезвости и здоровья и пока еще члена Общественной палаты области Наталию Королькову. Ребятишки ждали и гостей из правоохранительных органов, но не дождались - люди в погонах не смогли отвлечься от борьбы с преступностью и переключиться на алкоголь. Не страшно, обсуждение все равно получилось увлекательным.

 Начали с конкретики - надо существенно повысить штрафы для физических и юридических лиц, необходимо создать «летучий отряд» для проведения рейдов по торговым точкам. И тут в обсуждение включился юноша. «Кирилл, «Молодая гвардия», - отрекомендовался он и поведал, как «с октября по декабрь мы засылали шпионов в магазины». Несовершеннолетние разведчики, по словам Кирилла, побывали в 40 торговых точках и нигде не получили отказа. На следующем этапе к молодогвардейской антиалкогольной кампании подключились представители СМИ. Дети покупали водку, а телевизионщики фиксировали это действо на камеру. Затем видео отправили в УВД, вот только о мерах реагирования молодогвардейцам до сих пор не сообщили.

В общем, водочный «шпионаж» себя не оправдал. И вовсе не потому, что молодогвардейские засланцы плохо сработали. Слишком уж защищен малый бизнес, сетовали члены рабочей группы. Не может теперь сотрудник милиции просто так приходить с проверкой. Необходимо заявление конкретного гражданина, лучше, если с указанием Ф.И.О. торговца-нарушителя.

Посыпались новые конструктивные предложения: за неоднократную продажу алкоголя несовершеннолетним предпринимателя лишать лицензии - пусть сам со своими сотрудниками разбирается. Тогда и прозвучала мысль о переводе проблемы из рязряда внешних во внутренние.

Наталия Королькова не против репрессивных мер, но, по ее мнению, их надо подкреплять просветительскими. В крупных сетевых магазинах разъяснительная работа среди продавцов уже проводится. А вот в ларьки и мини-маркеты дух просвещения вряд ли проникнет. «Мы, к сожалению, живем в России, - произнесла Наталия Александровна и сразу же исправила допущенную ошибку: - К счастью, живем в России, к сожалению, с российской ментальностью». Поэтому, как считает Королькова, лучший выход, если государство решит, «что малый бизнес алкоголем не торгует».

Вот, например, на Западе не боятся жестких мер, держа под строгим государственным контролем распространение алкоголя и табака. У нас же все иначе. Хотя опыт борьбы за трезвость в России накоплен немалый. Тут-то впервые за последние годы в стенах облдумы добрым словом помянули коммунистов. Правда, не современных, а тех, кто пришел к власти в стране в 1917 году. Наталия Александровна напомнила собравшимся, что те коммунисты ввели в стране сухой закон. В итоге, по словам Корольковой, «поколение трезвых людей выиграло Великую Отечественную войну». «Сейчас я не знаю, что бы мы выиграли», - с горечью сказала она.

 Наталия Александровна рассказала много интересного о том, как власть в России пыталась «отрезвить» население. И в конце концов сообщила ребятам давно открытую закономерность: как только в стране начинается активная борьба с алкоголем, меняется общественно-политическая формация. Примеры: сухие законы вводили Николай II, Ленин, Горбачев. Отменяли Сталин и Брежнев.

И все-таки сухой закон Королькова считает достаточно эффективной мерой. Однако в России, по ее мнению, рубить с плеча нельзя - «будет мощное сопротивление». Парламентская молодежь тоже против запретительных мер и за широкомасштабную профилактику. Среди продавцов, родителей и, конечно, самих несовершеннолетних.

 В процессе обсуждения вспомнили и о Ландо, точнее, о его активной роли в закрытии на Саратовщине вытрезвителей. По мнению собравшихся, вытрезвители нужно вернуть. Наталия Королькова убеждена, что «можно сделать их с человеческим лицом», если, конечно, деньги найдутся. Она не сомневается, что вместе с юными парламентариями и молодогвардейцами можно переубедить ярого противника таких заведений. «Победим Ландо», - заявила она.

А члены рабочей группы продолжали нелегкий путь к победе над алкоголем. Шаг первый - увеличение штрафов, шаг второй - «рецидивистов» лишать лицензии, шаг третий - запретить малому бизнесу торговать горячительным, шаг четвертый - ввести в школьный курс обществоведения уроки трезвости, шаг пятый - в учебных заведениях распространять наглядные пособия о вреде алкоголя.

Спиртная тема отняла у почти совсем настоящих парламентариев много сил и времени, на борьбу с игровыми интернет-клубами их почти не осталось. «Посоветовались, посмотрели законодательство, поняли, что надо вносить изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях», - так пока закончилось противостояние молодежи азартным играм.