Пассатижи

Продолжение. Начало см. в №№7-12

Воспоминание 13 (продолжение).

«После ознакомительного путешествия по странам Европы, Абросимовы останавливают свой выбор на субтропическом острове Мальта и становятся частью его русской диаспоры. Здесь Абросимов знакомится с Валентиной Матвиенко, занимавшей тогда должность чрезвычайного и полномочного посла России на Мальте. Партиями в волейбол с дамой-послом коротает Абросимов эмигрантские вечера. Однако не только волейбол и изучение языков составляют распорядок дня «мальтийского сокола». Абросимов оказывается востребованным своими земляками в качестве бизнес-консультанта. Для получения разовых консультаций по различным вопросам бизнеса и массовых коммуникаций мальтийский особняк Абросимова посещают известный саратовский ресторатор Благодаров, московский предприниматель с саратовскими корнями Евтушевский, депутат Государственной думы последнего созыва Алексей Чернышев, известный деятель культуры Марк Пинхасик». («Из жизни мальтийских соколов», там же.)

матвиенкоПрежде всего, хотелось бы обратить внимание читателя, как будущий «спин-доктор» госдепа Панкова «коротал» свои длинные «эмигрантские вечера». Оказывается, он коротал их за игрой в волейбол с «дамой-послом». Как будто волейбол - это не спортивная командная игра, а какой-то «подкидной дурак» или «очко». Любопытен и чисто человеческий аспект данного «коротания». Ведь на Мальту Абросимов приехал вместе с женой и сыном, которому на тот момент не исполнилось и года. Но вместо того чтобы помогать супруге с малышом, наш герой коротает свои вечера с «дамой-послом» и нынешним губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко. И страшно мучается от необходимости регулярно отвечать на неприятный для него вопрос «Ху ю?» при каждом визите к этой даме.

Очень весело выглядит список «выдающихся земляков», которые якобы настолько нуждались в разовых консультациях Эдика Абросимова, что даже прилетали из Саратова к нему на Мальту в 1994 или 1995 годах. Фамилии бизнесменов Александра Благодарова и Игоря Евтушевского действительно хорошо известны в Саратове. Правда, по состоянию на упомянутые годы первый не был ресторатором, а второй - «московским предпринимателем». Но не будем придираться к мелочам. Лучше посмотрим, какие проблемы привели этих бизнесменов на виллу «мальтийского сокола» с балашовскими корнями. Об обстоятельствах этих визитов достаточно подробно рассказано в статье «Пояснительная записка о деятельности банка «Порта», опубликованной в газете «Губерния» летом 2000 года - как раз в тот непродолжительный период, когда Эдуард Абросимов был главным редактором этого издания. Впоследствии эта статья была размещена на сайте саратовского городского отделения «Единства». Предлагаю читателям отрывок из этой статьи, который поможет понять суть странных «мальтийских» визитов.

Воспоминание 15.

«Зимой 1994 года А. Колесников предложил Благодарову провести финансовую махинацию под кодовым названием «Золотая паутина». Суть ее заключается в следующем: банк «Порта» закладывает в московский банк «Менатеп» депозит на сумму $1000000 в рублевом эквиваленте под 180% годовых. В то же время «Менатеп» по поручению банка «Порта» и под гарантии его депозита выдавал валютные кредиты зарубежным структурам Ассоциации «Самолет».

На совещании Совета директоров Благодаров объявил, что кредиты «Самолету» выдаются со счетов оффшорных фирм, принадлежащих проживающему на Мальте Эдуарду Абросимову, который требует за прохождение денег по счетам комиссионные в размере 5% от суммы. Фактически же Благодаров, когда гостил у Э. Абросимова в июне 1994 года, сам открыл на Мальте оффшорные фирмы и присваивал себе выплаченные якобы Абросимову вознаграждения. Для убедительности однажды Благодаров действительно прогнал через контролируемую Э. Абросимовым оффшорную компанию «Fin international» (владельцы И. Евтушевский и А. Колесников) 300 тыс. долларов, но Абросимова он по телефону уговорил это сделать «по старой дружбе» и никаких процентов ему не выплачивал. Факт прохождения денег от банка «Менатеп» и в дальнейшем на «самолетовскую» структуру Э. Абросимов перед членами Совета директоров никогда не отрицал, и они воспринимали как должное, что ему выплачивались проценты за работу. Через счета своих мальтийских фирм Благодаров провел около 700 тыс. долларов и дополнительно присвоил 35 тыс. долларов. Операции по заграничным счетам Благодарова в Bank of Valetta International и Mid-med Bank вела его секретарь Вита Фликер по телефону, т.к. Благодаров не владел на тот момент английским языком. Помимо мальтийских банков, А. Благодаров в то время открыл себе счета в банках Швейцарии, США и Чехии, которыми активно пользовался во время операции «Золотая паутина».

В среднем годовой процент «Менатепа» по валютному кредитованию составлял в то время 20-30%. Курс рубля к доллару в это время находился в состоянии относительного покоя. «Самолет» валютные кредиты оплачивал Благодарову под 75-80% годовых. Всего было проведено несколько таких кредитно-депозитных сделок. Для того чтобы скрыть истинную процентную ставку валютного кредита банка «Менатеп» от Ассоциации «Самолет», Благодаров оформляет кредитование через структуру АО «Петр Столыпин». (Зигмунд Пак. Правда о банке Порта. Пояснительные записки о деятельности коммерческого банка. «Губерния», №7 от 11.07.2000 г. с. 26-29, а также - http://russkyi.narod.ru/anoboz.ru/porta.htm)

Как видим, этот якобы удачный абросимовский пиар-проект под названием АО «Петр Столыпин» занимался не только уборкой мусора на саратовских улицах. Как явствует из приведенного выше отрывка, эта фирма была подставной и имела более осязаемую задачу - надувательство партнеров по бизнесу из ассоциации «Самолет». В этой связи не вполне понятна роль Эдуарда Николаевича в «мальтийских махинациях» (если таковые, конечно, имели место) его приятеля и бывшего партнера Благодарова. В частности, каким образом Абросимов мог контролировать оффшорные фирмы, хозяевами в которых были Благодаров и Евтушевский. И если Благодаров являлся хозяином фирмы, имевшей счета в мальтийских банках, на которые вполне законно могли быть перечислены валютные кредиты, то зачем, спрашивается, ему нужно было просить формально постороннего человека Абросимова провести поступающие деньги через счета своей же фирмы. Ведь Абросимов (и об этом Благодарову было хорошо известно) никакой не финансист, не бухгалтер, а недоучившийся студент-историк, отчисленный из СГУ за академическую неуспеваемость. Да еще и просить Абросимова по «старой дружбе» не брать проценты за эти услуги. На мой взгляд, подобное могло быть только в одном случае - если Абросимов открывал на Мальте для Благодарова эти самые подставные оффшорные фирмы и являлся в них единоличным исполнительным органом. Иные варианты контроля Абросимовым счетов «чужой» коммерческой фирмы вряд ли могут существовать.        

В любом случае очевидно, что и в «мальтийский период» Абросимов продолжал тесные бизнес-контакты с Благодаровым, который впоследствии с подачи того же Абросимова и в редактируемой им газете «Губерния» был фактически обвинен в мошенничестве и отмывании через банк «Порта» бандитских денег.

евтушевскийВоспоминание 15 (продолжение).

«Руководитель Ассоциации «Самолет» Игорь Евтушевский был убежден, что получает кредиты непосредственно от банка «Порта», который имеет с «Менатепом» соответствующие договоренности. Таким образом, за год И. Евтушевский выплатил лично Благодарову в наличной форме или перечислением на зарубежные счета около 3 млн. долларов.

После того, как через год Ассоциация «Самолет» нашла более дешевые источники кредитования, вся схема рассыпалась. Банк «Порта» по своим обязательствам погасил кредит банка «Менатеп», но заработанные средства с частных счетов Благодарова и Колесникова в «Порту» не вернулись. В результате чего на балансе банка «Порта» образовалось дебетовое сальдо в 1 млн. долларов. Когда настал срок расплачиваться по обязательствам с другими кредиторами, поскольку банк оперировал заемными средствами, дебетовое сальдо увеличилось до 4 млн. долларов.

...Совету директоров Благодаров объявил, что И. Евтушевский нарушил условия кредитного договора и не вернул банку деньги, поэтому и ощущается такая нехватка средств.

В конце февраля 1995 г., когда А. Благодаров со своей супругой Еленой Благодаровой возвращался вечером из супермаркета «Ракета», в его подъезде прогремел взрыв. Александр Благодаров был легко ранен в голову и контужен, Елена Благодарова отделалась нервным потрясением, ее верхняя одежда была посечена осколками от взрывного устройства.

Благодаров обвинил в покушении на его жизнь Евтушевского, якобы тот не хочет возвращать долг в 1 млн. долларов. Но подняв документы по операции «Золотая паутина», логично и убедиться, что Благодаров лжет, Евтушевский по своим обязательствам расплатился. Он расторг договор с Благодаровым потому, что тот поднял кредитную ставку до 90% годовых в валюте.

благодаров и колесниковНе желая более ни с кем объясняться, А. Благодаров в марте 1995 года тайно уезжает из страны и по-приятельски отсиживается у Э. Абросимова на Мальте. Абросимов укрыл А. Благодарова и его жену у себя в квартире, не подозревая, что Благодаров прикрывается его именем для утаивания денег в операции «Золотая паутина». Благодаров убедил его, что на руководителей банка «Порта» открыта охота и «Самолет» нанял киллера для их физического уничтожения. Э. Абросимов поверил А. Благодарову, потому что знал о совершившемся на сотрудника банка Сергея Кормилицына покушении в г. Балашове. С. Кормилицын открывал тогда в Балашове филиал банка «Порта» и скупал акции Балашовского комбината плащевых тканей, в марте 1994 года у Кормилицына взорвали автомобиль ВАЗ-21099, так что заказным убийством в Саратове уже никого удивить было нельзя. К тому же, в июле 1994 года И. Евтушевский, когда гостил с семьей у Абросимова на Мальте, сам откровенничал, что Благодаров слишком зарывается, считая себя гениальным банкиром, которому должен принадлежать весь город, и надо его как-то останавливать. Теперь, в свете событий, описанных Благодаровым, слова Евтушевского выглядели зловещими. Благодаров пробыл на Мальте около месяца и уехал потом, по его словам, в Чехию, где жил у своего знакомого юриста Дмитрия Еремеева, а оттуда улетел в США к каким-то знакомым Марка Клабина. По рассказам А. Благодарова, он жил у американского миллионера армянского происхождения и встречался со скандально знаменитым князем Владимиром Голициным, сотрудником «Банк оф Нью-Йорк», обвиненным впоследствии американскими властями в причастности к отмыванию денег из России».(«Пояснительные записки о деятельности коммерческого банка», там же.)

А теперь сопоставим эту цитату из «Зигмунда Пака» с тем, что писал «Борис Высокодолов» в «Саратовских вестях» пятью годами позже. Во всяком случае, становится очевидно, что и Игорь Евтушевский, и Александр Благодаров приезжали на Мальту отнюдь не ради высокоценных консультаций крупного «специалиста по бизнесу» Абросимова. Игорь Евтушевский приезжал с семьей на отдых, а Александр Благодаров искал на вилле у Абросимова убежища от гипотетических или реальных убийц. И Абросимов данное убежище предоставлял, хотя прекрасно был осведомлен о «крысятничестве» (если верить статье Зигмунда Пака) Благодарова. Уж не потому ли, что Эдуард Абросимов сам был причастен ко всем сомнительным сделкам под кодовым названием «Золотая паутина»? И не потому ли этот самый Абросимов в редактируемой им газете «Губерния» спустя пять лет начал обличать Благодарова, Колесникова, Борисенкова и некоторых иных «старинных приятелей» и партнеров по бизнесу фактически в мошенничестве и иных противоправных делах? Лично мне кажется, что главной мотивацией этого поступка бизнес-аутсайдера Абросимова является снедающий его комплекс неполноценности и ощущение того, что он чего-то серьезно недополучил. Но, в любом случае, технология публичного покаяния в прессе и обливание грязью былых бизнес-партнеров, которые Эдуард Николаевич Абросимов явил миру в 2000 году в газете «Губерния» и в 2001 году - в «Настоящем Саратове», достаточно наглядно характеризовали моральные качества этого господина. Главное отличие - в первом случае Абросимов с подачи Ислентьева каялся в связях с Александром Благодаровым и Алексеем Колесниковым, попутно поливая их грязью. А во втором случае он же (то есть Абросимов) с подачи главного губернаторского советника Сергея Родионова каялся уже в своих связях и сотрудничестве с Ислентьевым (см. «Газета Наша Версия», №№ 8,9 за 2010 год).

Что же касается визитов на Мальту для встреч с Абросимовым простого (в то время) вузовского преподавателя Алексея Чернышева или директора студенческого клуба СГУ Марка Пинхасика (и тогда, и сейчас), то если такие беседы и встречи и имели место в действительности, то мне весьма затруднительно даже предположить тему этих консультаций. Возможно, Эдуард консультировался с Алексеем Чернышевым о том, как и где ему, исключенному из университета за неуспеваемость, будет лучше и дешевле обзавестись дипломом о высшем образовании. Впрочем, все это лишь мои гипотезы, которые могут оказаться так же далеки от действительности, как и повествование Бориса Высокодолова.

Завершая тему пребывания Эдуарда Абросимова на Мальте, не могу удержаться от упоминания о том, как наш герой облагодетельствовал весь мальтийский народ. Если верить статье «Из жизни мальтийских соколов», то у Эдуарда Николаевича Абросимова имеются следующие заслуги перед далеким средиземноморским островом и его обитателями.

абросимовВоспоминание 13 (продолжение).

«Эдуард Абросимов оставил яркий след в истории независимой Мальты. Именно благодаря его выдающимся лоббистским способностям на острове и в сопредельных регионах начинаются продажи знаменитых российских внедорожников марки «УАЗ». В 1995 году Абросимов даже принимает участие в знаменитом ралли Париж-Дакар в составе мальтийской команды, оснащенной этими автомобилями. Ульяновские «козлики» с честью выдержали испытание скалистой пустыней Туниса, гордо объезжая на своем пути многочисленные Мицубиси и Тойоты, сдавшиеся перед стихией камня и песка». («Из жизни мальтийских соколов», там же.) 

Приведенный выше отрывок примечателен тем, что являет собою образец чистейшей воды «хлестаковщины». С полной ответственностью могу заявить, что написанное выше не соответствует действительности. Ни в каком ралли Париж-Дакар Абросимов в 1995 году не участвовал. Делаю этот вывод столь уверенно, потому что ралли Париж-Дакар является довольно серьезным спортивным мероприятием. Маршрут гонки и состав национальных команд каждый год тщательно фиксируется и отражается в СМИ. Так вот, по территории Туниса эта гонка проходила всего раз - в 1989 году. Просто из-за разгула в Алжире исламского религиозного терроризма и многочисленных фактов уничтожения средств автотранспорта организаторы гонки в 1989 году решили изменить маршрут и проложили его через Тунис и Ливию. Но было это всего лишь раз за всю историю этой знаменитой гонки. С 1990 года устроители ралли сделали Ливию первой африканской страной, на территории которой оказывались гонщики и их автомобили.

Что же касается 1995 года, в котором наш герой якобы в составе мальтийской команды принимал участие в ралли, то, как свидетельствуют интернет-источники, маршрут соревнований в очередной раз претерпел серьезные изменения. Гонка стартовала не в Париже, а в испанском городе Гранада. Таким образом, до минимума был сокращен морской путь и затраты на переправку автотранспорта через Средиземное море. Далее маршрут проходил через территории королевства Марокко, Западной Сахары, Мавритании и далее в Сенегал. То есть маршрут гонки, фактически минуя территорию Северной и Центральной Африки, стал проходить по западным странам этого континента. Произошло это не от хорошей жизни, а в целях безопасности. С 1992 года в Алжире разгорелась гражданская война между правительственными войсками и исламскими фундаменталистами, унесшая за 10 лет более 100 тысяч жизней граждан этого государства. Поэтому организаторы ралли в принципе исключили попадание участников гонки на территорию Алжира.

Сообщает Интернет и о победителях гонки (фамилии водителя и штурмана, их национальная принадлежность и марка автомобиля) в каждом из годов, когда она проводилась. В 1995 году в классе легковых автомобилей победили французы Пьер Лартиг и Мишель Перен на «ситроене ZX», а в классе грузовиков - Стефан Карел Лапрайс из Чехии на «Татре». Никаких упоминаний об участии в ралли «Париж-Дакар» национальной команды Мальты или отдельных представителей этой страны в интернет-источниках обнаружить не удалось. Что же касается участия в гонке автомобилей УАЗ, то на сайте «УАЗ-life», который преподносится как «интернет-журнал об автомобилях и запчастях Ульяновского автозавода», 14 февраля 2007 года была размещена заметка под названием «Победа УАЗов в ралли-рейдах». В этой заметке рассказывалось об участии автомобилей марки УАЗ в различных ралли. Практически все эти ралли проходили в России, в ее сибирских регионах. А в завершение сообщалось о планах на будущее:

«Как сообщает пресс-служба УАЗ, в перспективе в спортивном отделении компании планируется создать новые команды на автомобилях УАЗ-Патриот как для участия в других российских спортивных дисциплинах (трофи-рейды, марафоны), так и в международных соревнованиях (чемпионат мира по ралли-рейдам, марафон Париж-Дакар)». Однако этим планам не суждено было воплотиться в жизнь, поскольку с 2008 года ралли «Париж-Дакар» (на самом деле «Гранада-Дакар») перестало существовать.

Впрочем, в статье «Из жизни мальтийских соколов» немало и других «ляпов», свидетельствующих о крайнем гуманитарном невежестве «Бориса Высокодолова». Взять хотя бы для примера тот факт, что климат на острове Мальта не субтропический, а средиземноморский. Непонятно и то, о каких «сопредельных регионах» может идти речь применительно к чисто островному государству Мальта? Впрочем, это уже вопрос из разряда риторических.

Продолжение следует