Сотри мушкетёра!

Сотри мушкетёра!

На днях в Саратове завершилось первенство России по фехтованию. Прошло оно буднично, фактически без зрителей на трибунах. В общем, как обычно. И не было бы в том ничего особенного, если бы не одно обстоятельство - специалисты изначально знали, что среди юных саратовцев нет претендентов на призовые места. Так и случилось. Ни один из 41 юных мушкетеров не попал даже в пятерку лучших. Печальный факт. Утеряны славные победные традиции, некогда заложенные великим трио: Сисикиным, Шаровым и Прудсковой. Тенденция, однако.

без названияНа днях в Саратове завершилось первенство России по фехтованию. Прошло оно буднично, фактически без зрителей на трибунах. В общем, как обычно. И не было бы в том ничего особенного, если бы не одно обстоятельство - специалисты изначально знали, что среди юных саратовцев нет претендентов на призовые места. Так и случилось. Ни один из 41 юных мушкетеров не попал даже в пятерку лучших. Печальный факт. Утеряны славные победные традиции, некогда заложенные великим трио: Сисикиным, Шаровым и Прудсковой. Тенденция, однако.

С чужого плеча

Нельзя сказать, что фехтование как вид спорта утратило былую привлекательность. Исторические боевики с захватывающими боями на шпагах по-прежнему вызывают, в большей степени у мальчишек, желание попробовать себя в столь романтичном поединке. Тренеры констатируют, что проблем с ежегодным набором в секции не существует. Идут туда ребята с горящими глазами, но менее чем через полгода начинается отток, еще через год - остаются единицы. В чем причины?
Их несколько, но основной является материальная сторона. Вернее, ее отсутствие. Достаточно посмотреть, на каких «раритетах» занимаются в саратовских спортшколах. Один из таких экспонатов под названием «рапира», изготовленный в середине 60-х годов, находится в экспозиции краеведческого музея.
Однофамилец нашего губернатора, Владимир Ипатов, вот уже 30 лет связан с фехтованием. Тренирует он своих воспитанников в спорткомплексе «Юность» за зарплату в шесть тысяч рублей.
- Вот посмотрите: защитным маскам по 10 лет, курткам еще больше, рапиры чуть ли не ежедневно ремонтируем. У нас ведь как: один поносил, а как только вырос - отдал другому, и так годами. Когда начнут уделять внимание детскому спорту?
Тренер 1-й категории Олег Карсаков придерживается несколько иного мнения, хотя в целом поддерживает коллегу Ипатова:
- Да, действительно, нередко затраты по приобретению инвентаря ложатся на родителей, но говорить, что фехтование в Саратове деградирует, я бы не стал. У нас есть талантливые воспитанники, они добиваются успехов. Другое дело, что по сравнению с другими городами, такими как Казань, Москва, Уфа, мы находимся в неравном положении. Если провести аналогию с футболом, то наши соперники - это питерский «Зенит», а мы имеем уровень «Сокола». Понимаете, какая разница? У них есть поддержка, фора, материальные ресурсы, а у нас только желание. Тем не менее, прорыв иногда происходит.

С протянутой рукой

Бремя покупки нового инвентаря, как уже было отмечено, в основном ложится на плечи родителей, ежемесячно выплачивающих сумму в пределах оговоренных 200 рублей. Это на начальном этапе, когда дети только приступили к занятиям. Подобное происходит при громогласном утверждении властей, что дети в спортшколах тренируются якобы бесплатно и им предоставляется все необходимое.
Винить тренеров в сборе средств на покупку оружия (шпаг, рапир, обмундирования), а в последующем - выезд на соревнования, проживание и питание, ни в коем случае нельзя. Иначе заниматься им было бы не с кем, тем более не с чем.
Если первые полгода еще можно обойтись без ощутимых затрат, сделав ставку на общефизическую подготовку и изучение боевых стоек, то в последующем без практических навыков уже не обойтись. В этом момент и начинаются основные родительские траты. Значительные, потому как только необходимая защитная амуниция, приобретаемая в Москве, «весит» не одну тысячу рублей. Понятно, что не всем такие расходы по карману, и, как следствие, дети вынуждены уходить и искать иной род занятий. Как ни странно, но чиновники от спорта в выигрыше от такой ситуации. Ведь в итоге получается, что по документам один ребенок проходит дважды. К примеру, в марте Ваня Сидоров (имя и фамилия вымышлены) числился в ДЮСШОР по фехтованию, а в сентябре уже воспитанник ДЮСШОР по легкой атлетике. Вот так растет статистическая отчетность по итогам года. А если ребенок трижды за год сменит вид спорта? Догадываетесь, как вырастает процентная отчетность? Такими темпами скоро смело можно будет рапортовать, что у нас каждый второй ребенок занимается спортом. Вот что значит умелая работа с цифрами.

Обреченные на поражения

Однако давайте вернемся к сути обозначенной проблемы. В чем причина отката назад? Как ни обидно было бы для нынешних тренеров, но в немалой степени сказывается отсутствие опытных кадров. С уходом поколения заслуженных наставников, таких как Владимир Попов (умер), Моисей Сазонов (умер), Григорий Шварц (четыре года не выходит из дома), Георгий Дундуков (прикован к постели), талантов, воспитавших плеяду новых чемпионов, так и не появилось. Можно вспомнить об Андрее Школа, взрастившем шпажиста Игоря Турчина, но это скорее исключение из правил. В целом похвастать местным специалистам особо нечем, о чем наглядно свидетельствуют итоговые протоколы всероссийских соревнований - саратовцы в призерах не значатся. Завершившееся 9 февраля в Саратове первенство страны среди кадетов (14-16 лет) - наглядный тому пример. Без комментариев приводим только результаты.
Среди девушек-рапиристок (77 участниц) Мария Гребцова стала 14-й, Александра Пескова с Анастасией Борисенко поделили 76-77-е места. В рапире среди юношей (93 участника): Кирилл Самойлов - 67-е, Руслан Чардырлы - 71-е, Владислав Замятин - 76-е, Игорь Гурьянов - 79-е, Руслан Галлиев - 80-е, Борис Бурлаков - 82-е, Иван Рогозянский - 84-е, Данила Самойлов - 89-е, Александр Генералов - 91-е, Виктор Жужгин - 93-е. Среди саблистов юношей (79 участников): Андрей Коршунов - 21-е, Сергей Баталин - 41-е, Алексей Алексеев - 46-е, Константин Сенаторов - 52-е, Эльвин Везиров - 66-е, Александр Скуленко - 74-е, Андрей Спирин - 76-е, Николай Железко и Иван Линник - 78-е и 79-е места соответственно. У девушек-саблисток (57 участниц): Ксения Борисенко - 37-е, Наталья Мухатдисова - 41-е, Анастасия Орлянская - 51-е, Анита Колесова - 56-е, Виктория Богатова - 57-е. У шпажисток (79 участниц): Инга Бунтова - 48-е, Луиза Мавлютова - 56-е, Дания Решетарова - 68-е, Ксения Мовчан - 69-е, Ольга Сухова - 76-е. И, наконец, шпажисты (112 участников): Михаил Чубенко - 8-е, Кирилл Чечулин - 27-е, Александр Наумкин - 65-е, Алексей Зрюмов - 67-е, Владислав Колесников - 71-е, Артем Сурков - 83-е, Егор Родионов - 85-е, Александр Хохлов - 102-е. Таким образом, в четырех категориях из шести саратовцы заняли последние места. Можно лишь представить, каково психологически пришлось нашим девчатам и юношам от такого удара.

Мнение ветеранов

По словам двукратного олимпийского чемпиона Юрия Сисикина, «сложности есть, их не скроешь». Другой олимпийский чемпион, Юрий Шаров, заметив в начале разговора, что не владеет всей информацией, тем не менее, признал: «Происходит общий спад. Особого прогресса нет, хотя люди стараются, выступают, добиваются определенных результатов. Очень многое ведь зависит не только от тренеров, но и от самих воспитанников, их способностей и предрасположенности. Также играют свою роль учебный процесс, регулярные выезды на сборы и соревнования, достаточное финансирование и многое другое».
В целом получается - фехтование в Саратове живет в основном благодаря тренерам-энтузиастам и родительским пожертвованиям. Учитывая, что в этом году расходы из облбюджета на развитие физической культуры значительно урезаны, ждать улучшения ситуации мушкетерам не приходится. Обидно, что крайними оказываются, прежде всего, дети. Их романтическая надежда стать д'Артаньянами заранее несбыточна. По крайней мере, в ближайшие годы и в родном городе.