Пассатижи

Продолжение. Начало см. в №№7-13

ПассатижиВоспоминание 20.

«Простые люди, не русофобы, не западники, а простые украинские люди хотят, чтобы Украина стала частью Еврозоны. Главный редактор «Комсомольской правды» в Украине» Алексей Насонов, мой бывший зам, говорит: «Скорей бы Украина вступила в ЕС и НАТО, потому что этот «совок», против которого мы с тобой боролись в свое время, все равно остался, а если мы будем в ЕС и НАТО, то его, может быть, все-таки выкорчуют». Это для них шанс стать нормальной европейской страной. В свое время мы с вами тоже надеялись на позитивный исход, особенно когда Горбачев говорил об общечеловеческих ценностях и общем доме. Сейчас уже поняли: «No God Damm, fucking way»! Медведь в теремке вместе с мышкой-норушкой и лягушкой-скакушкой не поместится. А вот Украина - не такая большая страна, жителей не так много, в то же время - достаточно ресурсная. У них еще есть возможность очень хорошо выстрелить. Они - в раскачке: то за Тимошенко, то за Януковича, то за Ющенко, а это очень хорошо». («Радиус города - Саратов», октябрь 2008 г.)

Оценивая это признание, сразу сталкиваешься с необъяснимым противоречием. С одной стороны, Абросимов утверждает, что «в свое время» он боролся в Киеве с «совком», то есть с политическими и кадровыми рудиментами советской эпохи. И даже вместе со своим замом Алексеем Насоновым пытался выкорчевать из украинской политики «сорняки» однопартийной номенклатурной системы. И в то же время Абросимов обеспечивает победу на выборах мэра Киева старому советскому номенклатурщику Александру Омельченко. Как подобная разнонаправленность действий (если, конечно, верить приведенным выше откровениям) может совмещаться в одном человеке? Или все объясняется той всепоглощающей, патологической страстью Эдуарда Николаевича к шальным деньгам, о которой поведал читателям на «Саратовинформе» Роман Чуйченко?

Но на этом таинственные приключения и необъяснимые превращения Эдуарда Абросимова, порожденные его редакторством в «СТОличной газете» и участием в выборах киевского мэра, не закончились. В 2002 году на Украине случился крупный медийный скандал с антисемитским подтекстом. В выходящей во Львове газете «Идеалист» был опубликован список из 400 фамилий, которые, как сообщалось, являются злокозненными евреями, а потому уничтожали и продолжают уничтожать украинский народ и украинскую культуру. Список этот содержал как ныне здравствующих, так и давно почивших с миром людей. В него были включены покойный генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и первый секретарь ЦК компартии Украины Щербицкий; певцы - покойный Леонид Утесов и ныне здравствующий Иосиф Кобзон. Авторы публикации в львовском «Идеалисте» требовали немедленной депортации с территории Украины поименованных в перечне лиц. И, что самое удивительное, на второй позиции этого списка, составленного в алфавитном порядке, значился «Абросимов Е. - головний редактор «Столичной» газеты». Спрашивается, чем же так сумел насолить «наш замечательный земляк» украинским антисемитам, что даже спустя четыре года после оставления им редакторского поста и три года после отъезда из Киева они причислили его к «жидам, замордовавшим украинский народ»?

Рискну высказать одно чисто умозрительное предположение. Фамилия Омельченко - украинская и, по идее, никакой неприязни у украинских националистов-антисемитов вызывать не должна. А вот фамилия Суркис сильно смахивает на еврейскую. «Но позвольте, - скажет находящийся в недоумении читатель, - ведь Абросимов неоднократно в печати утверждал, что именно благодаря его «стратегическому гению» была одержана победа над «кланом Суркисов» (читай, над еврейским кланом). Выходит, что благодаря Эдуарду Абросимову была одержана победа на выборах над целым еврейским олигархическим кланом, а сам Эдуард Николаевич при этом попал в разряд самых злокозненных «жидов» Украины?» И вот тут я предлагаю вспомнить другие абросимовские признания - о том, что после выборов Суркисы ему якобы угрожали или даже его «заказали». И именно по этой причине наш Эдичка был вынужден прятаться в Саратове.

Какой смысл был в угрозах или даже «заказе» Абросимова - ведь проигрыша на выборах отыграть невозможно. Однако если предположить, что Абросимову каким-то образом удалось присосаться к штабу Суркисов (а где же еще можно было надеяться «срубить» шальных «бабок», как не в избирательном штабе рвущегося в мэры олигарха) и, в результате этого, поспособствовать существенному облегчению избирательного фонда владельца киевского «Динамо», то все становится на свои места. Во всяком случае, эта версия позволяет стройно и логично объяснить все существующие противоречия. По-видимому, Абросимов был объявлен «евреем» и попал в проскрипционный список львовской газеты «Идеалист», поскольку во время избирательной кампании (а может быть, и ранее) формально работал на Суркиса. А обеспечил он победу Александру Омельченко тем, что сотворил нечто (это еще предстоит уточнить дополнительно), отчего Суркис не только проиграл выборы, но и остался в большой обиде на политтехнолога. Если верить откровениям Абросимова, Суркис его даже якобы «заказал».

ПассатижиКиевский период жизни Эдуарда Николаевича характеризуется и еще одним значительным достижением в его биографии, о котором Абросимов по ряду причин предпочитает не упоминать. Я имею в виду обстоятельства получения нашим героем диплома о высшем образовании. Как я уже писал ранее («Газета Наша Версия» №13(70 ), Эдуард Абросимов был отчислен за академическую неуспеваемость с третьего курса исторического факультета СГУ, не сумев сдать зимней сессии. «Засыпался» Эдичка на таком предмете, как история стран Азии и Африки, который он пытался сдать молодому профессору Велихану Мирзеханову.

- Я хорошо запомнил этого студента по одному очень неприятному для меня случаю. За весь период моей работы в СГУ ничего подобного со мной ни до, ни после не происходило, - рассказывает Велихан Салманханович. На экзамене Абросимову достался вопрос о причинах гибели Китайской империи. Отвечая на этот вопрос, Эдуард заявил, что в кончине Китайской империи повинны какие-то природные катаклизмы - то ли наводнение, то ли землетрясение. Я был удивлен таким нелепым ответом и заинтересовался, каким образом студент, отважившийся с умным видом нести на экзамене такую чушь, смог доучиться до третьего курса. Заглянув в его зачетную книжку, я был поражен еще больше. В зачетке у Абросимова стояли исключительно «пятерки» и «четверки». Тогда я подумал, что у человека что-то, возможно, произошло в личной жизни, что помешало ему достойно подготовиться к экзамену. И предложил ему прийти еще раз и пересдать экзамен. Каково же было мое удивление, когда поздно вечером в дверь моей комнаты в общежитии кто-то настойчиво постучал. Я, как молодой преподаватель, в то время еще жил в общежитии с женой и маленьким сыном. Незадолго до этого неожиданного стука мы как раз уложили ребенка спать. Я открыл дверь - на пороге стоял студент Абросимов. Мне он с места в карьер заявил, что каждый вопрос имеет свою цену, а его нынешний доход в несколько раз превышает зарплату ректора СГУ…

Я едва удержался от того, чтобы не спустить Абросимова с лестницы.

В итоге приказом ректора № 226-С от 20 апреля 1992 года студент 3-го курса исторического факультета СГУ Эдуард Абросимов был отчислен за академическую неуспеваемость.

Восстановиться на историческом факультете СГУ Абросимову удалось лишь спустя пять лет - весной 1997 года. И, как уже не раз происходило с нашим героем, это восстановление сопровождалось чудесными, а потому трудно объяснимыми перемещениями во времени и пространстве. Впрочем, обо всем по порядку.

Восстановление Эдуарда Абросимова в СГУ произошло как раз в тот самый момент, когда наш герой находился в Киеве, где с успехом (если верить его более поздним рассказам) занимался редактированием и изданием «Столичной газеты». Чудеса же, сопровождавшие процесс восстановления, заключались в том, что отчисленному за неуспеваемость студенту удалось «перепрыгнуть» через два курса. А именно, приказом по СГУ № 146-С от 17 марта 1997 года Эдуард Абросимов был восстановлен сразу на пятый курс заочного отделения исторического факультета. Поскольку в Саратовском государственном университете официально отсутствует институт экстернатуры, то перепрыгнуть при восстановлении в СГУ через несколько курсов законным образом невозможно. Поэтому логично предположить, что при восстановлении Абросимова в университете со стороны должностных лиц СГУ имело место вопиющее злоупотребление своими служебными полномочиями.

Но даже если гипотетически предположить такой случай, что в СГУ отчисленным ранее студентам была предоставлена возможность сдавать экзамены экстерном, то реализовать эту возможность в таком виде, как это произошло  с Абросимовым, было бы весьма проблематично. Ведь для восстановления на пятый курс Эдуард должен был бы «подчистить хвосты», оставшиеся с зимней сессии 3-го курса. А затем сдать все предметы за летнюю сессию 3-го курса, а также за обе сессии 4-го курса. В общей сложности это более 30 экзаменов и зачетов. А теперь подумайте, как мог Абросимов сдать в марте 1997 года зараз такое количество предметов, если он в это время безвыездно находился в Киеве?

Тем не менее, несмотря на описанные выше «чудеса», уже летом 1998 года Эдуард Николаевич без проблем заканчивает заочное отделение исторического факультета СГУ и получает диплом историка. Для этого наш герой должен был бы к лету 1998 года лично появиться в Саратове. Если верить статье «Из жизни мальтийских соколов» («Саратовские вести» №8 (3369) от 20.01.2005 г.) , в середине 1998 года Абросимов действительно приезжал из Киева в Саратов. Однако целью визита «мальтийского сокола» в наш город были отнюдь не сдача государственных экзаменов и получение диплома. Абросимов, как пытался убедить читателей «Борис Высокодолов», приезжал в Саратов для организации съемок документального фильма о саратовском губернаторе Петре Аркадьевиче Столыпине по заказу украинского канала «Интер».

На мой взгляд, обстоятельства получения Эдуардом Абросимовым диплома СГУ заслуживают пристального внимания со стороны ректората этого вуза в форме очень тщательной служебной проверки. И, по идее, в результатах этой проверки должен быть кровно заинтересован ректор Леонид Коссович, который несколько лет назад вместе со своей службой безопасности предпринимал многочисленные, но безуспешные попытки «ущучить» на служебных прегрешениях своего предшественника - члена-корреспондента Академии наук Дмитрия Трубецкова. В случае с восстановлением Абросимова сама судьба подарила Леониду Юрьевичу уникальную возможность изобличить Дмитрия Ивановича в противоправных деяниях. Но оценит ли Коссович по достоинству этот дар судьбы? И захочет ли он возвращаться к той истории, чреватой большим политическим скандалом? Ведь речь идет о сомнительных обстоятельствах, связанных с получением диплома СГУ «спин-доктором» Абросимовым, обслуживающим медиа-интересы ближайшего соратника Вячеслава Володина - госдепа Николая Панкова.

Есть и иные, сугубо внутренние университетские причины, способствующие сохранению в тайне всех сомнительных обстоятельств восстановлению в СГУ Эдуарда Абросимова. По информации, которой располагает профессор Мирзеханов, заваленный Абросимовым в 1992 году экзамен по истории стран Азии и Африки спустя много лет принял у него профессор Сергей Шенин. Сергей Юрьевич Шенин - профессор кафедры международных отношений. Такой предмет как история стран Азии и Африки, как утверждает Мирзеханов, профессор Шенин никогда не преподавал. Зато он является близким другом Сергея Монахова, бывшего до недавнего времени проректором СГУ и пользовавшегося исключительным доверием Коссовича. Нельзя не отметить и такой весьма примечательный факт: заместителем декана исторического факультета СГУ по заочному обучению в 1997-1998 годах являлся Сергей Киясов. Ныне Сергей Евгеньевич также входит в круг доверенных людей ректора Коссовича. Поэтому нельзя исключать, что беспристрастное изучение сомнительных обстоятельств восстановления в СГУ Эдуарда Абросимова может затронуть интересы трех упомянутых выше профессоров. Что для Леонида Коссовича было бы весьма и весьма нежелательно.

А теперь стоит сказать хотя бы пару слов о других украинских медийных проектах Эдуарда Абросимова - глянцевом журнале «Адреналин» и программе «Криминал» на телеканале «Интер». Сразу же признаюсь, что от затеи специальной поездки в Киев с целью поиска следов трудовых свершений нашего героя, ныне подвизающегося на ниве медиаобслуживания госдепа Николая Панкова, я отказался. Зато решил поискать следы работы Абросимова в упомянутых выше СМИ с помощью всезнающего Интернета. Однако поиск в этом направлении особых успехов не принес. Телеканал «Интер» действительно является крупнейшим и популярнейшим украинским телеканалом, на котором в настоящее время трудится такой мэтр отечественного телевидения, как Евгений Киселев (физическое лицо, выполняющее функции иноагента). Канал «Интер» имеет свой сайт, содержащий обширную информацию об этом телевизионном СМИ, его основные рубрики и анонсы будущих передач. Но вот ведь незадача - поисковая система сайта никак не отреагировала не только на фамилию Абросимова, но и на слово «криминал». А ведь это название отдельной передачи, над которой, если верить Борису Высокодолову, помимо «нашего замечательного земляка» трудился солидный творческий коллектив. Но то ли программу «Криминал» закрыли и постарались забыть о ней как о дурном сне, то ли, что тоже весьма вероятно, программы «Криминал» на телеканале «Интер» вообще никогда не существовало. Иначе бы Абросимов, работая советником губернатора Аяцкова, не преминул бы продемонстрировать землякам свои творческие достижения в области документальной кинематографии. Хотя бы в виде фильма о жизни и деятельности Петра Аркадьевича Столыпина, о котором сообщалось в «Саратовских вестях» в «достоверной биографии» Эдуарда Абросимова.

Зато поиск в Интернете по ключевому словосочетанию «журнал «Адреналин» увенчался относительным успехом. На сайте рабочих вакансий Киева, в разделе «редактора и журналисты», в 2004 году от имени Елены Юрьевны Лисовской было помещено объявление о поиске работы. В своем резюме соискательница сообщала, что в 1996-1999 годах работала редактором отдела культуры в «Столичной газете», а с октября 2002 по март 2003 года - в журнале «Адреналин». Последнее издание госпожа Лисовская приводит в качестве СМИ, максимально соответствующего ее творческим интересам и наклонностям. Но при этом сообщает, что в журнале «Адреналин» было довольно плохо с деньгами, отчего ей пришлось уволиться. В случае каких-либо сомнений в профессиональных качествах соискательницы потенциальным работодателям было рекомендовано обращаться к бывшему главному редактору журнала «Адреналин» Эдуарду Абросимову, работающему советником губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Обращает на себя внимание тот факт, что Елена Лисовская работала в «Столичной газете» с 1996 по 1999 годы. То есть более половины ее трудовой деятельности в «Столичной газете» пришелся на период руководства этим изданием Эдуарда Абросимова. Однако Елена Лисовская почему-то предпочитает не упоминать Абросимова как редактора «Столичной газеты». Но при этом ссылается на Эдика как на главного редактора «Адреналина», хотя, судя по ее резюме, могла реально проработать под руководством Абросимова в этом журнале не более трех месяцев (в конце 2002 года). Ведь с января 2003 года, как мы знаем, Абросимов уже работал на Аяцкова, занимаясь подготовкой «хорьковой» провокации. Стало быть, в «Адреналине» Эдуард Николаевич трудился в 2002 году, то есть в тот самый период, когда был вынужден покинуть Саратов из-за суда над Сергеем Ислентьевым - своим бывшим идеологическим наставником и соратником по городскому «Единству».

Продолжение следует