Обыкновенное чудачество

Люди склонны верить в счастливый финал. Даже самая плохонькая пьеса в провинциальном театре должна иметь такое завершение, иначе деньги и время кажутся потраченными зря. К счастливому для некоторых заинтересованных лиц финалу подошел и процесс формирования нового, а точнее - обновленного правительства области

Люди склонны верить в счастливый финал. Даже самая плохонькая пьеса в провинциальном театре должна иметь такое завершение, иначе деньги и время кажутся потраченными зря. К счастливому для некоторых заинтересованных лиц финалу подошел и процесс формирования нового, а точнее - обновленного правительства области.

Незаметно для широкой общественности завершился драматический двухнедельный период, когда область в непростое кризисное время формально обходилась без самого важного - без министров и зампредов правительства. Впрочем, на работу и переназначенные, и поблагодаренные за проделанную работу ходили исправно и в статусе частных лиц, и после наделения временными полномочиями исполняющих обязанности себя прежних. Все это делалось так искусно, что со стороны казалось, будто бы при дворе не происходит ничего особенного, а достойнейшим людям, окружающим губернатора, вся эта неопределенность, а для некоторых и предрешенность, совершенно не доставляет видимых неудобств. Все они с прежним усердием продолжали нести свою нелегкую государственную службу, уповая на милость судьбы и своего вновь обретенного правителя.

Сюжетный ход, конечно, не нов, у Евгения Шварца в «Обыкновенном чуде» король так же приговорил весь свой двор, и в этом приговоренном состоянии они с не меньшим рвением отыгрывали свои роли до финального занавеса. И ничего, не хуже чем обычно выходило, возможности те же, а ответственности никакой. Чего взять с приговоренных. Да и за добродушной улыбкой, предшествующей мягкому губернаторскому рукопожатию, в последнее время как-то само собой просится: «Здравствуйте, любезные! Я король, дорогие мои». Для тех, кто еще не почувствовал за пять лет соответствующей метаморфозы, позволю себе привести еще одну цитату: «Отвечать самому, не сваливая вину на ближних, за все свои подлости и глупости - выше человеческих сил! Я не гений какой-нибудь. Просто король, какими пруд пруди. Ну и довольно об этом! Все стало ясно. Вы меня знаете, я - вас: можно не притворяться, не ломаться. Чего же вы хмуритесь? Остались живы-здоровы, ну и слава богу… Чего там…» Действительно, мы его знаем, он нас, кого стесняться, когда все свои.

Для пущей тождественности образов подобрано окружение или, в нашем случае, скорее декорация. Вот этот, похожий на веселого молочника, играет первого министра. Былого лоска уже нет, но выправка осталась: «Когда-то все угадывали с первого взгляда, что я министр. Я был сияющий, величественный такой. Знатоки утверждали, что трудно понять, кто держится важнее и достойнее - я или королевские кошки. А теперь… Сами видите…» А вот и первая дама, если можно так выразиться - Сударыня Саратовской губернии. Здесь вообще без комментариев. Министр-администратор теперь все реже появляется из-за кулис, да и не министр он теперь, и даже не вице-губернатор, а секретарь генеральных штатов и златоуст нижней палаты верхнего собрания. Впрочем, от этого мало что изменилось. Первый министр по-прежнему боится, что о его вольных высказываниях станет известно, а зря - причины такого способа управления вложены Шварцем в уста соответствующего сценического образа: «Он единственный из всех нас умеет путешествовать. Он умеет достать лошадей на почтовой станции, добыть карету, накормить нас. Правда, все это он делает плохо, но мы и вовсе ничего такого не можем». Там же дан ответ на мучающий многих вопрос о причинах сложных взаимоотношений на нашем Олимпе. На вопрос хозяйки дома, за что Администратор так ненавидит свиту, тот отвечает: «Сам не знаю. Но чем больше я на них наживаюсь, тем больше ненавижу». Повторяющийся парадокс превращается в догму.

Мы все еще верим в счастливые финалы. Мы каждый раз возлагаем надежды на тех, кто давно показал себя в деле. Мы ждем, что в новом акте на сцене будет совершенно другая птица. Мы, как в детстве, верим в чудесные превращения. Добрый режиссер Марк Захаров в одноименном фильме подправил написанный Шварцем сюжет, и телезрители остались в неведении о том, что случилось с Королем и Администратором в финале пьесы, а зря. Счастливых концов на всех никогда не хватало, и об этом нелишне помнить, соглашаясь отыгрывать даже самую престижную роль.