Пассатижи

Пассатижи

Продолжение. Начало см. в №№7-15

без названия«Единая Россия»: отцы-основатели и творцы идеологии

«Понять, насколько «инженеры кремлевского счастья в тот момент в буквальном смысле слова были как под кайфом, можно по эпизоду, рассказанному мне тогдашним гендиректором «Коммерсанта» Леней Милославским:

- Прихожу в больницу навещать Бориса Абрамыча... А Березовский мне, весь желтый, с больничной койки кричит: «Мне срочно нужна Родина-Мать! Найди мне хорошую Родину-Мать!» Ну-у-у, думаю, с приездом… Чего-то здесь нашему Абрамычу вкололи лишка… А оказалось, что Березовский прямо там, на больничной койке, создавал партию «Единство» и подыскивал в первую тройку помимо Шойгу и Карелина какое-нибудь эпическое женское лицо…» (Елена Трегубова. Байки кремлевского диггера. М.: «Ад Маргинем», 2003. С.169.)

«Таким образом, одним из первых исторических руководителей нынешней «Единой России» в Саратове был Эдуард Абросимов». (Борис Высокодолов. Из жизни мальтийских соколов. «Саратовские вести», №8 (3363) от 20.01.2005 г.)

 Один из наиболее оригинальных и красивых методов в математике называется способом «доказательства от противного». Суть этого способа заключается в том, что исследователь вроде бы принимает за истину весьма сомнительный тезис и начинает его логически развивать в разных направлениях. Если ни одна из попыток развития этого тезиса не приводит к абсурду, то тезис (или теорема) считается доказанным. Тезис о том, что Эдуард Абросимов является «одним из первых исторических лидеров «Единой России» в Саратове», на первый взгляд, выглядит весьма сомнительно. Ведь если быть до конца точным, то «Единая Россия» в Саратове официально возникла 2 марта 2002 года. Именно в этот день в саратовском Доме знаний состоялось первое общее региональное собрание членов Всероссийской партии «Единство и Отечество - Единая Россия». Немного позже сакральные слова «Единство» и «Отечество» выпадут из названия этой партии, чтобы не напоминать о той безобразной политической сваре, которую развязали осенью 1999 года два рвущихся к власти в России клана номенклатурщиков. С одной стороны, выразителем политических амбиций кремлевской администрации было созданное   Борисом Березовским движение (позднее - партия) «Единство». А с другой - движение «Отечество - вся Россия», основной политической задачей которого было продвижение мэра Москвы Юрия Лужкова на пост президента России.

 Однако в 2002 году политические реалии изменились. А потому публично напоминать о том, что осужденный заочно Борис Березовский имел когда-то отношение к президентской администрации и обеспечивал путь во власть Владимиру Путину, было столь же неудобно, как и вспоминать о президентских амбициях Юрия Лужкова. А потому о «Единстве» и «ОВР» постарались забыть, объединив прежде конкурировавших номенклатурщиков в новообразование под названием «Единая Россия».

«Все это замечательно, но при чем же здесь Абросимов?» - спросит нас удивленный читатель и будет по-своему прав. Ведь выше неоднократно утверждалось, что «спин-доктор» Абросимов в очередной раз вернулся из Киева в Саратов в конце 2002 года, перед самыми новогодними праздниками. А до этого находился в Киеве, где пытался редактировать журнал «Адреналин». Но не будем торопиться с выводами. Лучше примем на веру утверждение «Бориса Высокодолова» и посмотрим на то, как обосновывает первенство «нашего замечательного земляка» в области партийного лидерства его «достоверная биография».

Воспоминание 21.

«С этих пор Абросимов все чаще появляется в Саратове. Здесь, в 1999 году в частном поместье Сокино, он встречается с вице-спикером Государственной думы Сергеем Бабуриным, до сведения которого доводит неизвестные широкой публике подробности гибели руководителя украинской оппозиции Вячеслава Черновила. В свою очередь, вице-спикер обращает внимание Абросимова на только зарождающееся движение «Единство». Именно с подачи Бабурина Абросимов с группой соратников создает первую в Саратовской области городскую организацию «Единства». Таким образом, одним из первых исторических руководителей нынешней «Единой России» в Саратове был Эдуард Абросимов». (Борис Высокодолов. Из жизни мальтийских соколов. «Саратовские вести», №8 (3363) от 20.01.2005 г.)

Человеку, далекому от политики, трудно понять всю сенсационность признаний «Бориса Высокодолова». Для этого стоит хотя бы вкратце напомнить основные вехи политической биографии Сергея Николаевича Бабурина. Это тем более необходимо, чтобы читатель понял и оценил по достоинству весь исторический смысл встречи в усадьбе Сокино вице-спикера Сергея Бабурина с «нашим замечательным земляком» Эдуардом Абросимовым.

Биографическая справка

Бабурин Сергей Николаевич

Родился 31 января 1959 года в г. Семипалатинске (Северный Казахстан). Позже семья переехала на родину отца в Омскую область.

В 1981 году окончил юридический факультет Омского государственного университета. В университете был секретарем комитета комсомола юридического факультета, там же в 1981 году вступил в КПСС. Сразу после окончания университета был призван в армию. Сначала служил в Уральском военном округе, затем, в 1982-1983 году - в Афганистане в линейных частях военной прокуратуры.

После демобилизации учился в аспирантуре в Ленинграде (1983-1986), защитил диссертацию по специальности «история политических и правовых учений»; кандидат юридических наук. Работал в Омском университете сначала ассистентом, потом старшим преподавателем, затем заместителем декана факультета.

В 1989 году выдвигался в народные депутаты СССР, но был отсеян на окружном собрании. 18 марта 1990 года был избран народным депутатом РСФСР (территориальный округ №539, Омская область). Баллотировался в качестве независимого кандидата, однако омские сторонники «Демократической России» (ДР), не имея в этом округе более близкого себе кандидата, во втором туре оказали поддержку Бабурину. На I съезде народных депутатов был избран членом Верховного Совета (ВС). Был председателем подкомитета по правовому обеспечению развития Советов, управления и самоуправления в Комитете ВС по законодательству. Член Конституционной комиссии.

На I съезде народных депутатов активно выступал за принятие Декларации о суверенитете России, в том числе и за пункт о верховенстве российских законов над союзными, но в сочетании с требованием о сохранении союзного государства. Голосовал за избрание Ельцина Председателем Верховного Совета.

Осенью 1990 года голосовал в Верховном Совете за программу Григория Явлинского «500 дней».

В конце 1990 года вместе с Николаем Павловым, Владимиром Лисиным и другими организовал депутатскую группу «Россия» (первоначальное название - Демократический центр «Россия») и стал одним из ее координаторов. Группа (фракция) «Россия» претендовала на роль центра, но по большинству вопросов блокировалась в парламенте с группой «Коммунисты России».

В июне 1991 года вместе с Н. Павловым был инициатором открытого письма на Пленум ЦК КПСС группы депутатов-коммунистов (в основном из фракции «Россия»), в котором его авторы предложили КПСС отказаться от коммунистической идеологии и стать «партией национального возрождения». Программа, изложенная в письме, получила неофициальное название «Русская платформа».

21 августа 1991 года Бабурин заявил о том, что приостанавливает свое членство в КПСС, «поскольку руководство партии ее предало».

12 декабря 1991 года был одним из 6 депутатов Верховного Совета, проголосовавших против ратификации ВС Беловежских соглашений о создании СНГ и одним из троих, голосовавших против денонсации Союзного договора (два других - Владимир Исаков и Павел Лысов).

В сентябре 1991 года на базе группы «Россия» создал Оргкомитет Российского общенародного союза (РОС). На съезде РОС в декабре 1991 года был избран председателем правления союза. В феврале 1992 года участвовал в качестве гостя в Конгрессе гражданских и патриотических сил, но не вошел в созданное на Конгрессе Российское народное собрание. В октябре 1992 года входил в оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС), и на его Учредительном конгрессе 24 октября 1992 года стал членом Политсовета и одним из девяти сопредседателей ФНС. На II Конгрессе ФНС в июле 1993 года заявил о своем и Российского общенародного союза выходе из фронта.

В декабре 1992 года на VII съезде народных депутатов России от имени фракции «Россия» выступал против утверждения Гайдара премьер-министром. Голосовал за признание неудовлетворительной деятельности правительства Гайдара, против отставки Руслана Хасбулатова с поста Председателя Верховного Совета. На XI съезде в марте 1993 года предлагал отрешить от должности и Президента Ельцина, и Председателя ВС Руслана Хасбулатова. После указа Ельцина о роспуске парламента в сентябре 1993 года подписал от имени РОС заявление «Дать отпор врагам России». Был на непродолжительное время задержан во время штурма парламента.

12 декабря был избран депутатом Государственной думы РФ по центральному округу №130 Омской области. Создал и возглавил (в качестве сопредседателя) незарегистрированную депутатскую группу «Русский путь».

На IV съезде РОС 25-26 марта 1995 года вновь переизбран председателем партии. На съезде в РОС вступил председатель Союза офицеров и Державной партии Станислав Терехов, а Бабурин взамен вступил в Союз офицеров.

В июле 1995 года создал предвыборный блок «Власть - народу», в который привлек бывшего премьер-министра СССР Николая Рыжкова (первое место в списке кандидатов блока в Государственную думу РФ). Список не преодолел 5-процентного барьера, однако сам Бабурин и несколько его сподвижников прошли в Госдуму по мажоритарным округам. В Думе вошел в депутатскую группу «Народовластие», став одним из заместителей председателя группы (Н. Рыжкова). При распределении постов в руководстве Думы был избран одним из заместителей Председателя Государственной думы РФ.

На президентских выборах 1996 года в составе Коалиции народно-патриотических сил поддерживал Геннадия Зюганова, однако после выборов отказался войти в Народно-патриотический союз России (НПСР).

В августе 1996 года возглавил группу из 17 депутатов (меньшинство депутатской группы «Народовластие»), выступившую против утверждения Виктора Черномырдина главой Правительства.

В январе 1997 года вместе с Сергеем Глотовым стал организатором внефракционного депутатского объединения «АнтиНАТО», в которое вошли представители фракции КПРФ, ЛДПР, НДР, депутатских групп «Народовластие» и АДГ». (Верховский А.М., Прибыловский В.В., Михайловская Е.В. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М.: ООО «Панорама», 1998. С. 78-80).

 

Привожу здесь столь объемный и подробный перечень всех наиболее значимых событий из политической биографии Сергея Бабурина, чтобы читатель смог убедиться, что этот «национально ориентированный» политик является конъюнктурщиком экстра-класса. Как видим, в начале своего пути нынешний лидер партии «Народная воля» довольно много метался между родственными политическими образованиями и более сильными политиками. В разное время он то требовал отставки Руслана Хасбулатова, то вдруг поддерживал последнего спикера ВС РФ; то голосовал за избрание Бориса Ельцина председателем Верховного Совета, то предлагал отрешить от должности Ельцина-президента; то смыкался с коммунистами и «Фронтом национального спасения», то расходился с ними. Однако неизменным оставался главный вектор проводимой Бабуриным линии. А именно - практически всегда Сергей Николаевич Бабурин оставался националистом-державником, ярым «антизападником» и апологетом российского милитаризма. Причем до такой степени, что голосовал не только против либеральной экономической политики премьера Егора Гайдара, но и против назначения на пост премьера старого номенклатурного технократа и представителя «Газпрома» Виктора Черномырдина. Причина этого политического парадокса, на мой взгляд, заключалась в следующем. «Газпром» по определению был не только основой энергетической безопасности России, но и одним из основных экспортных источников живой валюты для тощего (в 90-е годы) бюджета страны. Поэтому националистам-державникам, выстраивавшим политическую линию на противостоянии России и Запада, вряд ли стоило ждать одобрения своих взглядов, а тем более поддержки такого премьера, как Виктор Черномырдин. Ведь премьер, кровно заинтересованный в благополучии «Газпрома», был заинтересован и в нормальных конструктивных отношениях со странами Запада.

При этом во второй половине 90-х годов существовало такое движение (а впоследствии и партия) как «Наш дом - Россия» (НДР), лидером которой являлся премьер Черномырдин. По большому счету, центристская часть политического спектра была прочно занята НДР. Наверное, именно поэтому создатель «Межрегионального движения «Единство» («Медведь») Борис Березовский негласно привлек к процессу рождения новой «кремлевской» партии такого известного националиста-державника, как Бабурин. Опираясь на его известность и опыт, была надежда удачно поиграть на «патриотической поляне», отобрав часть озабоченного проблемой национального величия электората как у коммунистов, так и у оппонентов-номенклатурщиков из движения «Отечество - вся Россия».

 В конце 1999 года, в преддверии выборов в Государственную думу третьего созыва, движение ОВР рассматривалось в президентской администрации не только как очевидный оппонент на парламентских выборах, но больше как трамплин для «прыжка» в президентское кресло Юрия Лужкова. И если Кремль привлек в «посаженные отцы» для новорожденного «Медведя» более или менее умеренного националиста Сергея Бабурина, то главными фигурами в подготовке программных документов для будущей «Единой России» являлись национал-радикалы фашистского толка - Эдуард Лимонов и Александр Дугин. Саратовскому читателю Эдуард Лимонов больше известен как писатель и как человек, суд над которым в 2002-2003 годах проходил в нашем городе. Собственно говоря, именно благодаря Лимонову, а точнее, беллетристике его бывшей жены Наталии Медведевой, и стало известно об участии лидеров национал-большевизма в подготовке идеологической базы для нового политического движения высокопоставленных номенклатурщиков.

 В одном из своих рассказов Медведева описывает, как два партийных лидера - Лимон и Дуга - прямо в партийной штаб-квартире, обустроенной в одном из московских подвалов, готовили идеологическую программу «политического центризма». Работа проходила в жарких дебатах. А в перерывах между трудами идеологи совокуплялись с юными партийками из числа учениц ПТУ, которых Медведева в своем эссе называет «мокрощелками». Личность депутата-заказчика из рассказа Наталии Медведевой идентифицировать довольно сложно. Во всяком случае, этим депутатом мог быть либо Сергей Бабурин, либо Степан Сулакшин, который в 1998 году возглавлял так называемый Фонд развития политического центризма. В рамках этого фонда тогда же было издано несколько брошюр с кричащими названиями типа «Измена» и т.п., автором большинства которых значился сам Сулакшин. Однако спустя год теоретические разработки по центризму каким-то странным образом стали идеологическим багажом лужковского движения «Отечество». После чего депутат Сулакшин как-то тихо и незаметно сошел с политической сцены и больше на ней не появлялся.

Впрочем, нас здесь интересует не столько депутат-заказчик, сколько сам факт того, что официальные лидеры и теоретики российского большевизма выступили в качестве подрядчиков для написания идеологии серьезного политического движения, ставшего одной из составных частей «Единой России». Причем из упомянутой выше пары - Лимонов и Дугин - настоящим идеологом-теоретиком стоит признать лишь Александра Дугина. Лимонов же скорее практик и неплохой беллетрист, основой творческого метода которого является моделирование в реальной жизни сюжетов для своих будущих произведений. К вопросу о «героической» личности Эдуарда Лимонова и ее влиянию на его саратовского тезку - нашего партийного «спин-доктора» Эдуарда Абросимова, мы вернемся чуть позже. А пока хотелось бы обратить внимание читателей на Александра Дугина, который по праву считался вторым лицом в Национал-большевистской партии (НБП).

Биографическая справка

без названияДугин Александр Гельевич

Родился в 1962 году в семье офицера. В конце 70-х годов поступил в Московский авиационный институт, но был исключен из него со второго курса за политическую неблагонадежность. В последующие годы нигде не работал.

В 1970-е годы был участником кружка Юрия Мамлеева, а после эмиграции Ю. Мамлеева входил в «Черный Орден SS» Евгения Головина - первого русского «нового правого», которого считает своим учителем. Осенью 1988-1989 года был членом Центрального совета НПФ «Память» Дмитрия Васильева, вступив в «Память» вместе с Гейдаром Джемалем по совету Е. Головина. Входил в редколлегии газет Александра Проханова «День» (1991-1993) и «Завтра» (1993-1994).

В 1991 году выпустил альманах «Милый ангел»» (в 1995 году вышел №2) и 1 номер журнала «Гипербореец». Они стали прообразом для основного проекта А. Дугина - концептуального журнала «новых правых» «Элементы», который начал выходить под его руководством с июля 1992 года.

В сентябре 1993 года на 1-м канале «Останкино» с повтором на 4-м транслировался цикл передач «Тайны века» А. Дугина и Юрия Воробьевского. Основные идеи передачи: попытка представить возможность «доброкачественного» фашизма, незаслуженно скомпрометированного Гитлером - фашизма, который «защищает права личности в незащищенных сферах, таких как генетическая и репродуктивная безопасность нации».

В мае 1994 года вошел от имени несуществующего «Движения новых правых» сначала в не реализовавшийся Национал-большевистский фронт Эдуарда Лимонова, а затем в Национал-большевистскую партию (НБП). Сразу стал вторым лицом (после Э. Лимонова) в НБП и главным теоретиком партийной газеты «Лимонка».

Считает, что вся история «не что иное, как явная и тайная борьба двух секретных орденов - «менестрелей Морвана» (атлантистов-мондиалистов) и «менестрелей Мурсии» (евразийцев).

Хозяин историко-религиозной ассоциации и издательства «Арктогея», которое издало несколько книг европейских «новых правых» Рене Генона и Юлиуса Эволы, книги самого Дугина, несколько романов немецкого оккультиста Густава Майринка. В 1995 году выступил в «Лимонке» за восстановление самодержавия «на основе принципов традиции и духа национальной истории». В конце 1996 - начале 1997 года вел на «Радио 101» еженедельную передачу «Finis mundi» («Конец мира»), где в форме рассказа о «замечательных людях» (Юлиусе Эволе, Рене Ганоне, Карле Хаусхофере, Эрнсте Юнгере, св. Григории Паламе и др.) пропагандировал идеи евразийства, «консервативной революции» и национал-большевизма. С сентября 1997 года еженедельно начал вести часовую передачу, посвященную геополитическим проблемам, на радио «Свободная Россия». (Верховский А.М., Прибыловский В.В., Михайловская Е.В. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М.: ООО «Панорама», 1998. С. 53.)

 

Любопытно, что дискуссии об идеологии «правого консерватизма», которые разрабатывали Александр Дугин и Эдуард Лимонов, находили живой отклик в русской глубинке среди тех, кого Сергею Бабурину удалось привлечь к созданию нового политического движения под названием «Единство». Как уже говорилось ранее, вместе со своими бывшими коллегами по банку «Порта» Сергеем Майоровым и Николаем Пициком Эдуард Абросимов работал над созданием в Саратове городской организации «Единства». Общую координацию деятельности потенциальных партийных функционеров осуществлял весьма известный в Саратове одиозный политтехнолог Сергей Ислентьев. Об этом я достаточно подробно рассказал в предыдущих главах сериала «Пассатижи». При этом за скобками повествования оказались идеологические усилия «ислентьевской команды», которые заслуживают отдельного рассказа.

 Вот как об этом периоде вспоминает старый саратовский журналист и политтехнолог Сергей Почечуев:

«С лета и практически до конца 1999 года я был главным редактором еженедельника «Саратовский репортер», выпуск которого финансировался Ислентьевым. Регулярно я приходил в офис Сергея Ислентьева, и его помощница Айгуль Альжанова регулярно выдавала мне на руки по 5 тысяч рублей. В то время этих денег вполне хватало, чтобы не бедствовать и еженедельно выпускать газету. Всем, кто в то время соприкасался с Ислентьевым, Сергей настойчиво предлагал подписать бумаги и стать членами двух движений - ОПОД «Единство» и «Россия Православная». Лидером городской организации «Единства» в то время являлся близкий друг Абросимова Сергей Майоров, лидером «России Православной» сам Сергей Ислентьев. В офисе Ислентьева довольно долго стояло что-то типа хоругви или транспаранта с церковной символикой, хотя сам Ислентьев не скрывал, что является неверующим. При этом Ислентьев при общении любил подчеркнуть, что он имеет связь с крупными столичными чиновниками, являющимися кураторами этих проектов (нередко называлось имя Франца Клинцевича). Я тоже был вынужден подписать предложенные Ислентьевым бумаги и вскоре был назначен руководителем организации «Единства» в Заводском районе Саратова. Нередко вечерами весь актив «Единства» собирался в офисе у Ислентьева и проводил своеобразные «мозговые штурмы», в ходе которых обсуждались актуальные вопросы современной политики.

Традиционно организатором дискуссии выступал профессор-историк из СГУ Сергей Монахов, которого все собравшиеся почему-то воспринимали как научного руководителя Эдуарда Абросимова. Хотя никакой научной деятельностью Абросимов, насколько я помню, в ту пору не занимался. Профессор Монахов обычно рассказывал о каком-либо историческом случае, а затем просил собравшихся припомнить аналогичные эпизоды из современности. Завязавшиеся в результате дискуссии были столь интересны и продуктивны, что засиживались мы допоздна. Поэтому между собой мы называли эти дискуссии «монаховскими посиделками».

Сухим же остатком этих посиделок стало провозглашение так называемого «правого консерватизма» основной идеологической доктриной партии «Единство». Формальным «сухим остатком» от описанных выше «монаховских посиделок» стала статья «Что такое правый консерватизм», опубликованная весной 2000 года за подписью лидера городского «Единства» Сергея Майорова. Выступление практически неизвестного для политического бомонда Саратова Сергея Майорова с цельной политической доктриной не осталось незамеченным. На статью откликнулись многие местные журналисты, в том числе и автор этих строк.

Воспоминание 22.

 В отличие от Александра Мирошина, руководитель городской организации «Единства» Сергей Майоров счел необходимым более подробно остановиться на теории. Вот письмо, озаглавленное «Что такое правый консерватизм» и имеющее подзаголовок-разъяснение «коллегам из Кировского райкома движения «Единство». Лично на меня его чтение навеяло ностальгические воспоминания о временах юности, когда с не меньшим упоением читывалось «Письмо рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком».

Скажем, идеологический противник указан также достаточно конкретно: «Битва, которая идет вокруг понимания места России и русских в мировой истории, видна невооруженным взглядом. Усиление давления уже на некоммунистическую Россию очевидно. Осуществление глобальных проектов против Православия и России как исторического явления, начавшееся в начале двадцатого столетия под флагом марксизма, продолжается и по сей день, под новыми лозунгами радикального либерализма, провозглашаемыми СПС и яблочниками (…) В электронных и печатных СМИ идет неутомимое забалтывание либо замалчивание идей правого консерватизма «Единства». Отталкиваясь от логики миропорядка, навязываемого России радикальным либерализмом, чьим рупором являются НТВ и «Московский комсомолец», нам пытаются навязать всевозможные клише, и это только начало».

Помимо антилиберальной риторики, есть в письме Майорова моменты, ставящие его автора в один ряд с поборниками идеалов тоталитарного государства. Руководитель саратовских «медведей» ратует за единую государственную идеологию, которая «представляет собой центральную ось мироустройства».

 Продолжение следует