День последней Победы

День последней Победы

В это воскресенье в России в 150-й раз будет отмечаться День Победы. Юбилей мог бы быть и еще солидней, однако 48 лет этот праздник в Советском Союзе не отмечался. В первый раз перерыв имел место с 1917 по 1945 год, по причине непризнания новым советским руководством заслуг царского правительства, вкупе с подвигами помещиков, капиталистов, всякой интеллигентской сволочи и мелкобуржуазного крестьянства, а также отсутствия собственного значимого повода

День последней ПобедыВ это воскресенье в России в 150-й раз будет отмечаться День Победы. Юбилей мог бы быть и еще солидней, однако 48 лет этот праздник в Советском Союзе не отмечался. В первый раз перерыв имел место с 1917 по 1945 год, по причине непризнания новым советским руководством заслуг царского правительства, вкупе с подвигами помещиков, капиталистов, всякой интеллигентской сволочи и мелкобуржуазного крестьянства, а также отсутствия собственного значимого повода.

Второй раз перерыв был сделан с 1947 по 1965 год, то есть ровно до тех пор, когда у дорогого Леонида Ильича Брежнева возникла острая внешнеполитическая необходимость попытаться указать бывшим союзникам «на место». А также продемонстрировать всему миру, что в то время, когда представитель советского народа-победителя выходит в открытый космос, кое-кто нагло вторгается во Вьетнам и вообще ведет себя ненадлежащим образом.

Мы в последнее время как-то особенно начали ценить правду там, где ее практически не может быть, а именно - в отечественной истории. Затея оказалась весьма заразной: сначала крупные политические деятели современности начали испытывать потребность опереться на сильное плечо, прижаться к потному крупу боевого коня и почувствовать себя такими же большими и сильными. Следом пишущая братия подтянулась. Саратовские СМИ просто переполнены мемуарами сорокалетних о месте войны и Победы в их личной жизни. Ушлые чиновники именем Победы организуют выгодные муниципальные заказы и кампании по сбору средств с населения на обеспечение достойного уровня отмечания Великого праздника. В общем, чумятся как могут. Я как гражданин и «патриот каких мало» тоже не могу оставаться в стороне и не внести свою лепту в борьбу с фальсификаторами, очернителями и прочими космополитами, а потому предлагаю вашему вниманию собственные размышления на эту тему.

Две войны - две победы

Социологические опросы показывают, что у жителей современной России нет общего представления даже о том, с какого времени следует начинать исчисление истории собственной страны. Отбросив фантастические версии, у которых, кстати, немало сторонников, можно отметить, что большинство склонно относить начало российской истории приблизительно к IX веку нашей эры, хотя немало и тех, кто указывает на время образования Московского княжества или на период освобождения от ига, а то и на эпоху Петра. Сегодня мало кто готов заявить, что считает началом нашей истории октябрьский переворот 1917 года, но это лишь в ответах на прямой вопрос. Фактически большинство наших сограждан по-прежнему подсознательно разделяют то, что было до революции, и то, что после, причем дореволюционный период воспринимается не совсем как история наших прямых предков. Мы оцениваем и переоцениваем роль различных одиозных личностей в новейшей истории, но не готовы сравнить, например, роль полководцев в двух Отечественных войнах, в которых наша страна победила. Почему? Возможно, потому что в силу специфического исторического образования не можем навскидку вспомнить, как и в какой день отмечалась победа в Отечественной войне 1812 года. А ведь именно из традиций этого праздника взяты и военные парады, и юбилейные медали, и многое другое. Более ста лет, до самой Октябрьской революции, 25 декабря в России отмечали не только Рождество, но и день «избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык», то есть День победы в первой Отечественной войне. Подвигу народа было посвящено множество храмов, таких как храм Христа Спасителя или разрушенный собор Александра Невского в нашем городе, монументов, произведений литературы и искусства. Казалось, что память о подвиге народном будет жить в веках - и вдруг все в одночасье кончилось. Ни один депутат не порвал на себе тельняшку, обличая кощунство уничтожителей храмов, в которых сохранялись для потомков имена павших героев. Почти на пятьдесят лет празднование дня победы в России было отменено. Возможно потому, что с точки зрения руководства большие и малые победы в это время случались постоянно. Были победы над неграмотностью, голодом и разрухой, над кулаками и троцкистами, над самой природой, не считая ежегодных побед в битве за урожай. Мало ли было побед, настоящих и надуманных. И так до тех пор, пока страну не возглавил товарищ Л.И. Брежнев. Нет, с его приходом победы не то чтобы прекратились, просто стали не такими эпохальными, как у предшественников, и тогда в 1965 году был возрожден праздник Дня Победы, значение которого с каждым годом только возрастает, скорее всего, ввиду отсутствия иных видимых достижений.

О месте вождей

Не могу со всей уверенностью утверждать, что в 1812 году солдаты шли в бой с именем царя-батюшки Александра I, скорее матушку вспоминали, равно как и все солдаты во все времена. Сомневаюсь, что именно руководящая и направляющая роль царского правительства послужила основной причиной победы в войне над Наполеоном. В то же время на медалях и рублях в честь 100-летия той Победы был изображен профиль без вести пропавшего Александра, а не Кутузова или Багратиона. Что изменилось? Практически ничего. Мы спорим о роли вождя народов и уместности отдельных изображений на памятной продукции, а я почему-то не сомневаюсь, что если наше государство не развалится до 2045 года, на памятных знаках в честь столетия будет Иосиф Виссарионович, вне какой-либо зависимости от степени либеральности власти и общества к тому времени. Просто у нас так принято. И когда очередной Володин в очередной раз будет открывать памятник политруку, он обязательно вспомнит не только о героизме, но и о партии, без которой такой героизм был бы невозможен. Потому что и героизм, и победы нужны в первую очередь большим и маленьким вождям.

В 1965 году Брежневу потребовалось сделать День Победы очень значимым праздником. Видимо, на то были не только внешнеполитические причины. Было и разочарование людей после «разоблачения культа личности», с одной стороны, и освобождение репрессированных, знавших другую правду о советской жизни, с другой. В то время ветераны были ровесниками нынешних сорокалетних зануд, типа некоторых наших журналистов, не снимая шляпы печалящихся о духовной хилости подрастающего поколения. Их заботила не столько хилость сменяющего поколения, сколько оправданность понесенных жертв и лишений. И тогда самый героический генсек всех времен устроил для них праздник, призванный изменить отношение к собственной недавней истории, да и к самой Великой Отечественной войне. Иногда мне кажется, что теперь мы отмечаем не прекращение самой кровопролитной войны в истории, не Победу над фашизмом, а некий ритуал приобщения к подвигу тех, кто сегодня, взгромоздясь на гробницу вождя и прочие постаменты, принимают парады с участием грозной техники и еще живых ветеранов. Это было нужно Брежневу, а теперь, видимо, становится еще нужнее. И незачем это стыдливо скрывать. Почему бы прямо и честно не изобразить на плакатах самого заслуженного кавалера ордена Победы, самого героического из героев и прочая, прочая - дорогого Леонида Ильича, который как никто другой сумел подчеркнуть отличия окончания смертных мук народа от «великой победы» вождей.

Если трудное время настанет

Я - внук участников войны, не сын, и тем более не ветеран, тем смешнее мне слушать причитания своих ровесников о том, что следующее поколение не готово к защите своей Родины и если что, то китайцы будут на Урале через неделю после начала войны. Не знаю, в каких полках служили эти новые патриотические стратеги, но могу посоветовать им беречь лучше свои шляпы, а не изливать тревогу за судьбу Отечества на предпраздничные страницы. Если они действительно думают, что были такие времена, когда большинство населения только и делало, что готовилось принять достойную смерть на полях сражений, тогда им в комиссары нужно идти - вместе с Линдигрин и Нестеровым, а если появилось желание приобщиться к поколению былинных богатырей, то это, скорее всего, старость пришла преждевременно. Можете спать спокойно. Еще живы те, кто привык пилить не только бабло, они-то «китайца» и остановят в случае чего. Новыми немыслимыми жертвами, под руководством новых «эффективных» командиров и политработников, с именем новых вождей и указанием направления, в котором им следует пойти, на устах, но остановят. Только воевать в мировом масштабе теперь никто не будет, потому что мир изменился. Территориальные и торговые уступки, особые условия движения капиталов и трудовых ресурсов - это пожалуйста. А дальше - движение вслед за Солнцем, в смысле на Запад. Скорее всего, в 1945 году была наша последняя Победа, одна на все следующие поколения россиян, и в этом ее главный сегодняшний смысл и всевозрастающее значение, по крайней мере, для вождей.