N17 (74) 7 мая 2010   07.05.2010 | 00:09
Пыль в глаза
Рубрика: позор джунглям
Просмотров: 498
Версия для печати

Пыль в глаза«Ах, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не пыль да зной, да комары, да мухи», - посетовал почти двести лет назад Александр Пушкин. С тех пор люди придумали десятки эффективных способов борьбы с неприятностями, досаждавшими классику в теплое время года. Однако в нашем городе слова поэта по-прежнему актуальны. Как только сошел снег, Саратов захватила пыль.

Саратовский дождик

Конечно, пыль в Саратове появилась не сегодня и даже не вчера. Ее не завезли нам из Энгельса или Самары. В саратовской «грязной» истории трудно найти крайнего. Еще в начале прошлого века наш город считался одним из самых пыльных в России. Даже бытовал иронический термин - «саратовский дождик», которым называли пыльные вихри, кружащие по городу и оседающие серым слоем на всех и вся. Но в этом году Саратов, похоже, побил даже собственные рекорды. На центральных улицах при порывах ветра случаются настоящие пыльные бури, а на перекрестках взвиваются столбы пыли, захватывая в свой мутный водоворот чертыхающихся прохожих. «Саратовский дождик» оседает на одежде, на коже, скрипит на зубах, а главное - попадает в наши легкие.

Как пояснил декан факультета экологии и сервиса СГТУ, заведующий кафедрой геоэкологии СГУ Алексей Иванов, высокая запыленность областного центра - явление как природного, так и антропогенного происхождения. Котловина, в которой расположен город, аккумулирует пыль, летящую с окрестных холмов. Однако настоящим пылесборником Саратов стал не только благодаря своему географическому положению. В немалой степени этому поспособствовали и современные проектировщики. «Заметьте, историческая часть города имеет четкие геометрические очертания. Старые улицы направлены под определенным углом к берегу Волги, - рассказывает ученый. - Наши предки были не идиоты. Они знали, что такое расположение домов облегчает проветриваемость территории».

А вот адекватность наших более близких предков и современников довольно сомнительна. В результате хаотичной застройки за пределами исторической части города были перегорожены так называемые ветровые коридоры, которые обеспечивали нормальную циркуляцию воздуха. Почти разрушены и засыпаны некогда мощные Глебучев и Белоглинский овраги, так же выполнявшие функцию естественных воздушных коридоров. По мнению ученых, планировка современной части города не выдерживает никакой критики. «В Саратове любят строить многоэтажные дома буквой П или колодцем. В результате образуются замкнутые резервуары, проветриваемость которых практически равна нулю. Это не только настоящие пылесборники, но и «газовые камеры», в которых скапливаются выхлопные газы», - объясняет Алексей Иванов.

По данным мониторинга, проведенного учеными СГУ, хорошо проветриваемых территорий в Саратове всего две. Свободно дышать можно только на Набережной Космонавтов и склонах Лысой горы. «Центральная часть города в этом смысле представляет собой достаточно жуткое зрелище», - говорит Алексей Иванов. По подсчетам ученых, ежегодно на город «выпадает» более 100 тысяч тонн пыли, а в отдельных районах - до 60 тонн пыли на квадратный километр. Саратовская пыль состоит не только из мелких частиц почвы - в ней также обнаружена примесь асбеста, абразива, гипса. «Представьте, что будет, если попудрить кожу сначала железной пылью, потом асбестовой и гипсовой. Будут язвы на коже. Этот процесс идет медленно, но получается, что сверху нас так и посыпают», - отмечает декан экологического факультета СГТУ.

Трава не расти

Что касается особенно пыльного нынешнего года, то, по мнению руководителя «Зеленого патруля» Игоря Шопена, виной тому - песчано-соляная смесь, которой щедро посыпали дороги этой зимой. Выходит, что сейчас мы отряхиваем с себя наследие бывшего сити-менеджера Вячеслава Сомова. Вячеслав Леонидович ушел, а осадок остался. И пока незаметно, что новое руководство города спешит от него избавиться. «Если в доме не убираться, смешно апеллировать к запыленности города, - говорит профессор Алексей Иванов. - Я просто опускаю такие ликбезовские, прежде всего для саратовской власти, вещи, что надо элементарно подметать и чистить. Одно дело - когда пыль оседает на почве и листьях, другое дело - на асфальте. Ее туда ни втоптать, ни вмыть нельзя. Пыль просто нужно собирать и вывозить».

По мнению эколога Ольги Пицуновой, и в этом ее поддерживают другие саратовские экологи, главная причина сильной запыленности Саратова - в отсутствии полноценных газонов и других зеленых насаждений, которые собирали бы из воздуха взвешенные частицы и выхлопные газы. «Газоны и кустарники вдоль дорог практически все убрали, чтобы сделать «карманы» для парковки машин. Понятно, что машинам стоять негде, но и людям надо чем-то дышать», - отмечает Ольга Пицунова. «В городе должна быть создана специальная программа по зеленым насаждениям, - считает Игорь Шопен. - У нас есть МУП «Садово-парковое», которое занимается непонятно чем. Тут цветочек посадили, там посадили, а нужно планомерно засаживать газоны».

По мнению ученых и экологов, городу необходима хорошая дренажная система, для того чтобы поливальные машины смывали пыль с дорог, а не прибивали ее. «Сейчас появилась очень эффективная и недорогая технология - георешетка. Это сетка с достаточно высокими ребрами, в которую засыпается грунт и высевается газон, - рассказывает Ольга Пицунова. - По такому газону можно спокойно проехать на машине и просто ходить, при этом трава останется нетронутой. Если применить эту технологию хотя бы по краю проезжей части, пыли у нас станет гораздо меньше, и газоны будут зелеными». Пока же ни обычной, ни высокотехнологичной «зеленой прослойки» на саратовских тротуарах нет, и пыль перелетает с места на место. Она могла бы оседать на деревьях, но их в нашем городе, как известно, с каждым годом становится все меньше. А оставшиеся обрезают весной так, что листьев можно дождаться только к июню. Между тем, по данным ученых, площадь листочков только одного дерева равна целой волейбольной площадке.

А вот по данным пресс-службы администрации, которая в свою очередь ссылается на главу городского комитета дорожного хозяйства Валерия Данилина, в настоящее время на борьбу с пылью в Саратове выходят 12 подметальных и 8 вакуумных машин. К концу года - видимо, когда уже ляжет снег - комитет планирует приобрести еще 4 «пылесоса» и 3 подметальные машины. Кроме того, на этой неделе глава города Олег Грищенко и и.о. главы администрации Алексей Прокопенко наконец решили отвлечься от ларьков и осмотрели новую дорожно-уборочную технику - 10 машин «мустанг». Как пояснил осматривающим директор МУП «Дорстрой» Алексей Власов, «одна единица техники может выполнять до 60 видов работ в зависимости от сезона - это и тротуароуборочные пылесосы, и мусоросборные ковши, и снежные роторы». Всего в этом году город собирается купить 30 единиц техники. Относительно обустройства газонов саратовская мэрия тоже приготовила свой ответ экологам. В Ленинском районе объявлен конкурс для школьников на лучший эскиз клумбы. Сообщается, что «главный приз конкурса - поездка в г. Анапа». Действительно, может быть, хотя бы там дети узнают, что такое нормальный свежий воздух и что цветы могут расти на обычных улицах, а не только за высоким правительственным забором.

 

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (1)
7 мая 2010, 09:03

А надо бы с инициативой выйти на уровне регионов: сдаем отличные фильтровые установки в аренду, фильтруют пыль, грзяь, а также массу вредных примесей вроде свинца и кадмия, на выходе чистый влажный воздух с пониженным содержанием кислорода, затраты на обслуживание чрезвычайно низкие: бараки для саратовцев на месте фильтрации построить и картошки завезти, чтоб не померли с голодухи... Петрик отдыхает... ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ!

ответить
на главную