На оленях утром ранним

Не так давно областное правительство имело смелость утверждать, что у нас самая высокая транспортная доступность районов области. Чуть ли не лучшая в России. Между тем, некоторые уголки Саратовщины сегодня живут по принципу «до неба высоко, до губернатора далеко»...

Не так давно областное правительство имело смелость утверждать, что у нас самая высокая транспортная доступность районов области. Чуть ли не лучшая в России. Между тем, некоторые уголки Саратовщины сегодня живут по принципу «до неба высоко, до губернатора далеко»...

Когда-то, в глубокой древности, Турковский район был напрямую связан железной дорогой с областным центром. Да что там железная дорога, туда даже самолеты внутриобластной авиации летали - сорок минут страха, и «кукурузник» уже приземляется неподалеку от Хопра.

Давно это было. С тех пор ограждение взлетно-посадочной полосы местные жители разобрали на заборы, а рельсы, ведущие к районному центру, сегодня частью отсутствуют, а частью покрыты густой ржавчиной. Все привыкли к тому, что ехать до дома приходится на перекладных - сперва на поезде Балашов-Саратов, а потом 14 километров на автобусе от станции Летяжевка.

Добираться на экспрессе Балашов-Саратов было довольно удобно. Ведь зачем сельчанин едет в областной центр? Кто-то спешит на работу, на совещание, кто-то торопится к врачу. Электричка прибывала в Саратов в шесть утра - фактически к началу рабочего дня, а уезжала в половине шестого вечера. Одним словом, житель Турков мог обернуться по своим делам за один день, не думая о ночлеге.

Но недолго, как говорится, музыка играла... С 16 марта 2010 года экспресс Саратов-Балашов был отменен с формулировкой «высокая убыточность и низкая населенность поезда».

Известно, что пригородные поезда приносят железной дороге лишь убытки. Впрочем, социальная значимость многих рейсов заставляет искать пути решения этой проблемы. Еще в 2008 году между правительством Саратовской области и ОАО «Российские железные дороги» было заключено соглашение «О взаимодействии и сотрудничестве на 2009-2011 годы». В соответствии с данным соглашением, наше сверхответственное правительство было обязано возместить убытки от пригородных железнодрожных перевозок в 2009 году на 50%, в 2010 - на 75%, а в 2011 - аж на все 100%. Впрочем, пока обязательства остались только на бумаге - на сегодняшний день выделенные из облбюджета дотации обеспечивают покрытие убыточности лишь на 30%.

А посему жители Турковского района теперь вынуждены пользоваться услугами автоперевозчиков. Что не всегда удобно - график движения автобусов построен таким образом, что за один день обернуться в оба конца стало невозможно.

Впрочем, руководство Приволжской железной дороги считает, что недавно в структуре министерства транспорта и дорожного хозяйства области произошли «позитивные изменения», благодаря чему начался «конструктивный диалог». В результате многие пригородные маршруты были сохранены, иные - оптимизированы. Не исключено, что, не будь такого общения, жители многих районов ощутили бы на себе бескрайность саратовских степей.

Неплохо было бы, если бы «позитивные изменения» коснулись и 14 тысяч жителей Турковского района, которые имеют несчастье проживать так далеко, но не могут «густо населять» экспресс Балашов-Саратов. Стоит напомнить, что при среднем уровне заработной платы в районе не только автомобиль, но даже хороший велосипед - недостижимая мечта для многих.

Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию человека, которому судьба турковчан должна быть небезразлична в силу границ избирательного округа, - депутата облдумы Юрия Заигралова. Выяснилось, что у него свой взгляд на проблему.

- С мнением народа не посчитались - в одностороннем порядке ОАО «РЖД» прекратило это... Мы отстояли электричку до Ртищева - и я писал, и министерство подключалось, а до Балашова электричку - до Турков ведь не ходит ничего - не отстояли. Это убыточно, и никто не вспомнил ни про народ, ни про что. Депутатского влияния на акционерное общество недостаточно. Мы и через министерство, и на Якунина (президент ОАО «РЖД» - авт.) написали - теперь будем ждать ответа.

Нужен или не нужен поезд? Нужен части населения, но не всем - только части. Студенчество и малоимущие ездили на нем, а те, кто имеет свои машины, добирались своим ходом.