Под себя

Под себя

Похоже, жизнь налаживается. Губернатор стал какой-то свежий, обновленный, в мэрии воцарился эффективный тандем Грищенко-Прокопенко, а у горожан, неравнодушных к внешнему виду родного города, появилась некоторая надежда. Но при этом возникает один большой и, пожалуй, главный вопрос: а достойны ли мы сами чистого города под названием Саратов?

без названияПохоже, жизнь налаживается. Губернатор стал какой-то свежий, обновленный, в мэрии воцарился эффективный тандем Грищенко-Прокопенко, а у горожан, неравнодушных к внешнему виду родного города, появилась некоторая надежда. Но при этом возникает один большой и, пожалуй, главный вопрос: а достойны ли мы сами чистого города под названием Саратов?

В свое время я имел удовольствие наблюдать за жизнью сельскохозяйственных животных. У коров и свиней глаза едва ли не осмысленные - такие большие, грустные, но главным удовольствием их жизни является еда. Они готовы жевать всегда и везде. При этом с ними время от времени происходит... небольшая неприятность. Прямо на ходу, не отрываясь от жевания и созерцания собратьев и сельской природы. Эта неприятность ничуть не смущает наших меньших братьев - похоже, что для них это настолько малозначительный факт, что он не способен вызвать и тени смущения в их чистых и грустных глазах.

Увы, похожую картинку мы и по сей день можем наблюдать в родном городе. Вот стоят, к примеру, три персонажа возле шикарного «мерседеса» у сада «Липки». Один из них примостился на заднем сиденье авто, распахнув дверь навстречу девушкам и весне. Все трое сосредоточенно и упоенно грызут семки. Шелуха густым слоем покрывает тротуар перед «мерседесом», а в больших и чистых глазах парней нет ни тени смущения или колебания...

Такое же отсутствие угрызений совести можно наблюдать у потребителей пива, чипсов и соленой рыбки. Их не трогает чистота сквера на Набережной, детская площадка с качелями и горкой, памятник 1700-летия принятия христианства Арменией, убранный цветами, или памятник Гагарину. В любом месте они оставляют после себя стеклотару и обрывки бумажек, густо оплеванный тротуар и окурки. Ведь в городе еще так много скамеек, куда они в следующий раз направят свои стопы...

Или взять, к примеру, проект Михаила Волкова, бывшего главы Волжского района, а ныне бизнесмена. Предприниматель придумал приучать людей к прекрасному с помощью... заборов. Он прикрепил баннер с фотографиями шедевров античной культуры на ограду ремонтирующегося здания. Вначале на фотобаннере появились неприличные надписи, потом неизвестные, видимо, возбужденные видом обнаженного Давида, попытались закрасить достоинство библейского персонажа черной краской. Вскоре баннер попросту сорвали. Так повторялось раз пять (если честно, я потерял счет этим актам вандализма). Ну не хотят люди глядеть на античные скульптуры. Им нравится голый железный забор, облепленный объявлениями о приезде очередной «звезды»...

Кстати, об афишах - не успели (хотя бы в центре города) очистить некоторое количество стен и заборов от многослойных «художеств» антрепренеров, как они начали появляться вновь. Причем афиши клеят по принципу «чем больше, тем лучше» - приезд даже третьесортной группы приводит к тому, что каждый квадратный сантиметр заборов заклеен объявлениями, как обоями.

Особую строку в списке гадящих прямо под себя составляют студенты. Ранним утром, выходя из автобуса возле института механизации сельского хозяйства имени Калинина, я вынужден идти зигзагами, чтобы не наступить в плевки, которыми студенты виртуозно и густо покрывают асфальт...

Выкидывание мусора в пакетах в нашем городе - это отдельная песня. В моем доме мусорные баки расположены неудобно - вдалеке от автобусной остановки. Поэтому соседи стыдливо подкладывают пакеты на газон с цветами перед нашим подъездом. За пару месяцев, если вовремя не пресекать это явление, скапливается мусора на целый КамАЗ. И нам еще везет: люди хотя бы делают небольшое усилие над собой - выносят пакет из дома. В городе немало общежитий и домов, где пакеты сноровисто швыряют прямо из окон. А что? Эдакий мусоропровод с эргономичным интерфейсом. Называется форточка. При этом первые этажи нередко скрываются под отходами соседей сверху, но ведь удобство пользователя превыше всего, не так ли?

В связи с этим вспоминается рассказ Андрея Кочергина, мастера боевых искусств, автора книги «Как закалялась сталь-2 и 1/2», который недавно посетил Саратов по приглашению Православного молодежного общества. Андрей Николаевич рассказал о том, что разрушенный Берлин был приведен немцами в порядок без всякого центрального руководства за один год: «Просто каждый брал камень и нес куда нужно». «Нельзя сидеть сиднем, - считает Кочергин. - Вот я принял простое решение: я не мусорю. Когда из окна машины выбрасывают банку или окурок, у меня горе. И не надо заниматься нравоучениями. Надо собирать и выбрасывать. Надо брать этот «берлинский камень» и выносить его».

Вполне возможно, что если каждый житель Саратова примет для себя такое решение, мы вновь сможем радовать свои глаза созерцанием родного города. Если же отношение останется прежним, как у сельскохозяйственных животных, с которыми порой происходит неосознаваемая неожиданность, то никакой, даже самый сверхсуперэффективный менеджер, тандем или даже трио нам не помогут.