Школьные комплексы

Школьные комплексы

Вот уже год на территории Саратовской области продолжается реализация комплексного проекта модернизации образования. Главная цель КПМО - увеличение реальных доходов учителей в зависимости от эффективности их труда и повышение качества образования учащихся. Уже
к концу 2009 года пилотный образовательный проект должен выполнить свою историческую миссию, а работа областной системы общего образования - пойти по новым правилам. Сегодня «Газета Наша Версия» подводит фактические итоги реализации КПМО, которые нельзя назвать однозначными.

без названияВот уже год на территории Саратовской области продолжается реализация комплексного проекта модернизации образования. Главная цель КПМО - увеличение реальных доходов учителей в зависимости от эффективности их труда и повышение качества образования учащихся. Уже
к концу 2009 года пилотный образовательный проект должен выполнить свою историческую миссию, а работа областной системы общего образования - пойти по новым правилам. Сегодня «Газета Наша Версия» подводит фактические итоги реализации КПМО, которые нельзя назвать однозначными.

 

Каждому по способностям

Как известно, главных направлений проекта, за счет которых планируется кардинально модернизировать школьное образование, пять. Это введение новой системы оплаты труда (НСОТ) учителей, переход на нормативное подушевое финансирование школ (НПФ), развитие региональной системы качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений и, наконец, расширение общественного участия в управлении образованием.
На качестве обучения, по мнению разработчиков проекта, в первую очередь должно положительно сказаться введение новой системы оплаты труда учителей. НСОТ в 2008 году затронула только 346 пилотных школ региона, или 32% от их общего числа. А с января 2009 года на новую систему оплаты труда перешли все 1100 школ области. Казалось бы, наконец-то педагоги дождались справедливого вознаграждения своего труда за счет так называемой стимулирующей части зарплаты. Безусловно, у учителей появилось больше стимулов для работы, но вместе с тем прибавилось и бумажной волокиты. Саратовские педагоги буквально тонут в кипах документов, необходимых для подтверждения реальных результатов работы.
«Основная трудность, связанная с введением КПМО, - увеличение количества документации, которую приходится теперь вести каждому педагогу», - отметила директор Медико-биологического лицея г. Саратова Татьяна Сыромолотова. А вот директор школы №107 Волжского района Ирина Шеремет высказывается по поводу нововведений исключительно положительно. Те педагоги, которые жалуются на ворохи документов, по ее мнению, показывают тем самым свою профессиональную несостоятельность. «Пусть про бумажную работу сказки не рассказывают: её у учителей всегда было много. За каждую государственную копейку надо отчитываться», - отметила Ирина Шеремет. Средняя зарплата учителей в возглавляемом ею учреждении выросла с 5-6 до 16 тысяч рублей. Педагоги держатся за свои места, ведь новый подход к формированию зарплаты дает им больше стимулов для ведения аудиторных и внеаудиторных занятий.

Не каждому по потребностям

Казалось бы, все честно. Однако, согласно НСОТ, заработная плата учителя напрямую зависит не только от его личной активности, но и, например, от количества учеников в классе. Подушевое финансирование, как известно, строится на сугубо рыночном подходе: средства, выделяемые из бюджета на школу, пропорциональны реальному количеству обучающихся в ней детей. А значит, реальному росту личных доходов могут радоваться только педагоги крупных городских школ. Малокомплектные же школы, коими является не только подавляющее большинство сельских, но и немалая часть школ городских, «благодаря» КПМО оказались выброшены на периферию процессов модернизации. Для них новые рыночные отношения обернулись большой головной болью.
За примером далеко ходить не надо: достаточно взять любую школу, расположенную на окраине Саратова. Так, в основной общеобразовательной школе №32, которая находится в поселке Зональный Волжского района, обучаются всего 98 человек и работают 14 педагогов. Средняя заработная плата - 5 тысяч рублей. По словам директора школы Анны Скидановой, на уровне доходов педагогического состава КПМО практически никак не отразился: «Если зарплата и выросла, то несущественно, не более чем на 500 рублей».
Но вопрос упирается не только в деньги: КПМО поставил под вопрос сам факт существования данного учебного заведения. Сегодня рассматривается вопрос о его переводе в статус филиала школы №66 поселка Юбилейный либо в статус малокомплектной школы. Оба варианта не радуют ни учителей, ни учеников. Для первых они грозят неминуемым сокращением, для вторых, если школа станет филиалом, - проблемой ежедневной доставки до школы в Юбилейном. Здесь стоит напомнить об основных целях, которые преследует реализация КПМО. «Кто-то будет водить ребенка в школу рядом с домом, а кому-то придется ломать голову над тем, как ребенок будет добираться до учебного заведения. О каких равных стартовых условиях для школьников может идти речь?» - этот вопрос директора относится к разряду риторических. «Ни с нами, ни с родителями, ни с учениками на этот счет в городском комитете по образованию разговаривать, похоже, не собираются. Эта проблема просто замалчивается», - добавила Анна Скиданова.
Подобная печальная участь может постигнуть также расположенные близ Юбилейного школы №33 и №65, которые также не могут похвастаться большим количеством учеников (40 и 115 человек соответственно). Но не только в Волжском, но и в других районах Саратова также немало общеобразовательных учреждений, для которых КПМО принес плохие новости. Еще более острая ситуация сложилась в сельских школах: по данным федерального мониторинга за 2008 год, в половине районов области наполняемость классов на селе в среднем менее 9 человек. Этот пробел в КПМО признают даже в федеральном центре. Проблема малокомплектной школы названа в качестве «критической задачи» 2009 года, однако готового ее решения пока ни в областном, ни в федеральном министерстве образования нет.
Более укомплектованные школы чувствуют себя в условиях реализации КПМО увереннее. Или делают вид, что еще держатся на плаву. Так, с начала реализации проекта в школе №17 Кировского района произошло сокращение штата учителей на 6 человек. Однако руководство образовательного учреждения не связывает данный факт с нововведениями. По словам заместителя директора школы Клавдии Лукьяненко, сокращение числа учителей связано в первую очередь с «естественным» сокращением числа учеников. И хотя 17-я школа небольшая - в ней обучаются 303 человека - в финансировании недостатка она не испытывает.
Как выяснилось, не все руководители школ готовы публично, через прессу рассказать о реальном положении дел, видимо, не понимая, что замалчивание проблем не способствует их решению. «Для прессы у нас все хорошо», «Зачем вам эти цифры? Наш лицей не является показателем для всех школ области» - такие фразы можно было услышать из уст директоров некоторых учебных заведений. Остается только недоумевать: почему с такой покорностью они приняли на себя тяготы КПМО?

Количество и качество

На состоявшемся в прошлую пятницу Совете по реализации приоритетных национальных проектов при правительстве области министр образования Михаил Горемыко отчитался по каждому из направлений реализации КПМО. Читая доклад министра, очень хочется порадоваться за саратовских педагогов. Но не получается. По озвученной им информации, в прошлом году средняя зарплата учителей 346 пилотных школ возросла более чем в два раза: с 6,9 до 14,8 тысячи рублей. «За счет финансовой поддержки высококвалифицированных педагогических кадров за качественные показатели их работы, - отметил Михаил Горемыко, - начались качественные изменения в учительской среде».
Только качественны ли эти изменения, если измерять их количественными методами, как это принято в системе КПМО? Ведь доля учителей, получающих зарплату свыше 15 тыс. руб., по итогам 2008 года составила 35,3%, от 10 до 15 тыс. руб. - 37,9%, но и тех, кто получает меньше 10 тыс. руб., тоже немало - 26,8%. Вряд ли это означает, что треть педагогов не справляется со своими непосредственными обязанностями. Скорее всего, стоит задуматься об эффективности проекта, который должен модернизировать систему образования так, чтобы и учителя, и их подопечные реально ощутили на себе, что учить и учиться в школах «стало лучше, стало веселей».

Справка
По данным интернет-ресурса kpmo.ru, количество учителей в школах г. Саратова в текущем месяце составило 4367 человек, в предыдущем - 4359. Общие показатели по состоянию до начала проекта отсутствуют. Однако, исходя из данных по каждому учебному заведению, представленных на сайте, до внедрения КПМО в саратовских школах трудились 4584 педагога. Таким образом, с введением проекта только в областном центре под сокращение попали 217 учителей. Уменьшение штата педагогов произошло в большинстве саратовских общеобразовательных учреждений: в 73 из 116 участвующих в проекте. Наиболее массовые сокращения произошли в гимназии №87 - 42 педагога (105 до введения КПМО и 63 в настоящее время), в гимназии №1 - 27 (102 и 75 соответственно), в средней общеобразовательной школе №6 - 15 (58 и 43), в средней общеобразовательной школе №9 - 14(40 и 26).