Игра на раздевание

Игра на раздевание

Самое удивительное не в том, что фактически все команды испытывают финансовые трудности, нередко занимая в долг на выплату зарплаты и вынужденно отказываясь от легионеров в целях облегчения платежных ведомостей - такая ситуация уже никого не удивляет. Куда более интригующим выглядит турнирное положение. Три саратовских полпреда в настоящий момент являются лидерами в своих дивизионах, как будто специально бросая вызов соперникам и региональной власти - кризис нас бьет, а мы крепчаем.

без названияСамое удивительное не в том, что фактически все команды испытывают финансовые трудности, нередко занимая в долг на выплату зарплаты и вынужденно отказываясь от легионеров в целях облегчения платежных ведомостей - такая ситуация уже никого не удивляет. Куда более интригующим выглядит турнирное положение. Три саратовских полпреда в настоящий момент являются лидерами в своих дивизионах, как будто специально бросая вызов соперникам и региональной власти - кризис нас бьет, а мы крепчаем.

Невыносимая жестокость

Давно прошли те времена, когда на игровиков из облбюджета выделялись значительные средства. Самым «сладким», согласно официальным данным, стал 2002 год. Запредельная ныне сумма в 306,750 млн рублей поступила тогда на нужды шести профессиональных клубов, что в два раза меньше (без учета инфляции) прошлогодней цифры, распределенной на восемь команд (см. таблицу). Последним же годом щедрого финансового благополучия стал 2004-й, когда 238,550 млн рублей легли на клубные счета. После этого все сильно изменилось: отношение, финансирование и, как следствие, задачи.
Надо ли говорить, каких результатов саратовские команды добились бы сейчас, имея столь солидную поддержку. Но все это в прошлом, так же, как выступления футболистов в премьер-лиге, баскетболистов в еврокубках, мини-футболистов в суперлиге, а волейболистов - в своем дивизионе. О былом - приезде грандов, сражении с ними на равных, многотысячных болельщиках на трибунах и ажиотаже, царившем возле билетных касс - остается ностальгировать. Тем более, сами понимаете, какая нынче пора - не до жиру, быть бы живым.
Впрочем, если внимательно присмотреться к прогрессирующей турнирной поступи ряда профессиональных коллективов, вполне можно тешить себя несбыточной еще пару лет назад надеждой на возвращение утраченного статуса и потерянных амбиций. Но только, если здраво разобраться, достигнутый успех локален, а мечты иллюзорны. Даже если и удастся добыть заветную путевку в элиту, то воспользоваться ею, за исключением воскресшего «Автодора», на всех парах мчащегося в суперлигу «А», попутно меняя тренеров как перчатки, не смогут ни МФК «Саратов», ни БК «Виктория». Есть на то объективные причины, ранее уже преграждавшие путь на повышение в классе. Для «викторианок» - это отсутствие возможности увеличить как минимум в два раза бюджет, у «горожан» - отсутствие в облцентре спортзала, отвечающего требованиям суперлиги.

 11

 Голодные, но довольные

Руководство «Виктории», по собственному признанию, вынуждено экономить на всем. К примеру, на календарные матчи в Тулу и Ижевск баскетболистки отправились в плацкартном вагоне, на получаемые суточные питаются «Дошираком», живут в общежитиях за 200 рублей в сутки, а зарплате, выдаваемой с двухмесячной задержкой, радуются, как дети шоколадной конфете. Казалось бы, в таких нищенских условиях девушки должны размышлять, прежде всего, о хлебе насущном, нежели о борьбе под щитом.
Тем не менее, побеждать, более того, быть лидером в высшей лиге помогает команде моральный настрой, созданный под руководством наставника Светланы Васильевой, женщины отнюдь не робкого десятка. Лишь после проигранного пермской «Катюше» домашнего матча тренер выглядела крайне удрученной, ей только и оставалось от безысходности разводить руками, признаваясь в бессилии сопротивляться неспортивным обстоятельствам. Более оптимистичен, по крайней мере, пока, председатель Совета БК Владимир Масленников, совмещающий обязанности директора, администратора, водителя, а при необходимости и грузчика: «Будем голодными, но с медалями в кармане». Надо так понимать, что терпеть трудности бытия - привычное дело для миловидных девушек, выходящих на площадку ради любви к игре.
- Назло кризису и безденежью наши девчонки постараются выиграть этот чемпионат, - утверждает Масленников. - Хотелось бы, чтобы руководство области повернулось лицом не только к нашей команде, но ко всему спорту в целом.
Большинство из опрошенных глав клубов подтвердили - весьма трудно пришлось в декабре, еще сложнее было во второй половине января. Как будет дальше, никто не хочет даже прогнозировать. В минувший месяц, традиционно самый сложный по причине задержки с выделением средств из облбюджета, командам пришлось затянуть пояса так сильно, как никогда ранее. Чтобы не сняться с участия в чемпионате, руководство «Виктории» взяло в долг 140 тысяч рублей. На подобный шаг, вынужденное кредитование, пошли в «Кристалле» и «Саратове». «Автодор» на днях вынужден был расстаться с сербским специалистом Мирославом Николичем, который не согласился на сокращение зарплаты. Что касается образовавшихся долгов... Несложно догадаться, как впоследствии гасятся ссуды - из тех сумм, что перечисляются с задержкой из облбюджета по цепочке минфин - облминспорта - клуб (либо федерация). Такая вот нехитрая схема.

 2

Ресурсы ограничены

Исправить пагубную ситуацию могли бы титульные спонсоры. В Саратове таковых, к сожалению, нет. Общеизвестно, что многие работающие на территории города крупные предприятия не имеют местной прописки, соответственно и права распоряжаться получаемой прибылью, в том числе - на социальные нужды. С более мелкими компаниями еще сложней договориться - у них затраты на рекламу минимальны, большинству подобное сотрудничество невыгодно, а значит и не интересно, в свете же кризисных явлений - тем более. Тем не менее, некоторым клубам удавалось ранее и удается до сих пор заключать долгосрочные контракты. Конкретно - двум из восьми финансируемых из бюджета. «Кристалл» сумел продать более десяти рекламных мест на бортиках, в числе таковых - мебельный салон «Мария». «Сокол-Саратов» также успешно сработал на рынке, заключив контракт с «Мегафоном». Остальным командам абсолютно нечем похвастать - привлечением рекламодателей там никто толком не занимается, руководство опирается по привычке, как на излюбленную палочку-выручалочку, на лишившуюся значительных налоговых поступлений областную казну.
Вместе с тем стоит добавить: руководители клубов, в случае обращения рекламодателей, с каждым готовы договариваться сугубо индивидуально. В частности, президент «Автодора» Владимир Родионов, известный не только своим крутым нравом, но и способностью вырастить баскетбольные «бриллианты», в беседе заметил, что можно найти общую точку соприкосновения со спонсорами. Подобной точки зрения также придерживается директор «Сок-Сара» Андрей Потапов, президент «Энергетика» Анатолий Годаль, не исключает такой возможности администратор «Универсала» Александр Бакурский. По словам вице-президента «Нижней Волги» Дмитрия Варданяна: «У нас есть спонсор, его логотип размещен на игровой форме». В МФК «Саратов» и ХК «Кристалл» от комментариев отказались.

 3

 Нестандартный подход

Есть еще один, проверенный на Западе, способ заработка средств на его существование. Как правило используют его в крайнем случае, проще говоря, когда припрет, а также для привлечения всеобщего внимания. Речь о фотосессиях в стиле ню. Смелый шаг для решившихся на такой неординарный поступок, нередко способствует увеличению популярности самих спортсменов и притоку инвестиций. Известно, что женская австралийская и немецкая футбольные команды снимались нагишом, прикрыв интим руками, российские футболисты и их жены однажды также согласились появиться без одежды, голландские волейболистки и легкоатлетки, румынские гимнастки, итальянская гольфистка... Всех и не упомнить - занятие стало чуть ли не модным веянием в мире спорта. Неплохие дивиденды собрали гандболистки из немецкого «ПСВ Росток» после выпуска иллюстрированного календаря стоимостью в 15 евро. «Несомненно, это было интересно. Кому-то даже понравилось. Впрочем, нашей основной целью было стремление заработать немного денег для команды», - сообщила одна из лидеров Ульрике Венцлавски. Стоит ли говорить, как после этого стали в Ростоке популярны девушки - посещаемость матчей болельщиками увеличилась в полтора раза.
Все это к чему? Может быть, пришло время саратовским командам, перебивающимся с хлеба на воду, не думать о «копейках» из областной казны, забыть об опостылевшем кризисе и попробовать нестандартно зарабатывать самим, попутно завлекая зрителей на полупустые трибуны? Даже если для этого придется в буквальном смысле раздеться. Спорт, как заметил в одном из интервью главный тренер «Кристалла» Геннадий Цыгуров, в определенном смысле искусство, а оно, как известно, требует жертв.

Р.S. Сведения, приведенные в таблицах №2 и №3, - экспертная и журналистская оценка. Данная информация не является официальной.