Деньги в лопасть

Деньги в лопасть

Правительство области обзавелось временными крыльями

Если есть возможность тратить большие деньги из областного бюджета на сомнительные дела, значит, они, по крайней мере, есть. Это само по себе очень положительный факт. Однако основной вопрос здесь таков: чего больше у региональных чиновников - денег или сомнительных дел?


без названияПравительство области обзавелось временными крыльями

Если есть возможность тратить большие деньги из областного бюджета на сомнительные дела, значит, они, по крайней мере, есть. Это само по себе очень положительный факт. Однако основной вопрос здесь таков: чего больше у региональных чиновников - денег или сомнительных дел?

Вынос судна

Редакция нашей газеты уже сообщала о довольно странном открытом аукционе, который проводило ГУ СО «Транспортное управление» в конце прошлого - начале нынешнего годов. Тогда чиновники облправительства решили приобрести 16 летных часов на воздушном судне (ВС), не подчиняющемся расписанию, за 1,5 миллиона рублей.
Поскольку в конкурсной документации заказчик тогда указал лишь технические характеристики судна (избегая прямого наименования транспортного средства), мы пришли к выводу, что речь идет о приобретении чартерных рейсов на самолете. Редакция даже подсчитала, в какую сумму может «вылиться» нашим чиновникам один перелет из Саратова в Москву (получилось примерно 93 тысячи 750 рублей).
Однако все оказалось куда интереснее. Итак, начнем с конца, точнее, с завершения открытого аукциона, которое случилось 19 января 2009 года. Как ни странно, поучаствовать в этом мероприятии вызвалась лишь одна компания, и это вовсе не «Саравиа». Счастливым получателем контракта по максимальной цене стало самарское ООО «Деловая Авиация Поволжья».
На официальном сайте этой компании сообщается, что ООО «предлагает уникальную услугу по организации авиаперевозок на индивидуальном самолете VIP-класса, при этом используются самолеты семейства business jet зарубежного и представительского класса отечественного производства. Интерьеры предлагаемых самолетов выполнены по последним мировым стандартам». Думается, что нашим родным чиновникам облправительства такие предложения могут только греть душу.
Эта компания занимается перевозкой VIPов не только на самолетах, но и на вертолетах. Как оказалось, именно «вертушка» была прописана в технических характеристиках, представленных Транспортным управлением Саратовской области. Как пояснил нашему изданию генеральный директор «Деловой Авиации Поволжья» Андрей Черницов, речь идет действительно о вертолете.
- Контракт с нашей компанией уже подписан, - сообщил он. - Могу сказать, что это вертолет МИ-8. К сожалению, вся остальная информация о контракте является конфиденциальной.
В свою очередь, заместитель генерального директора ОАО «Саравиа» по корпоративным вопросам Валерий Исайкин признался, что ничего не слышал о проведении этого открытого аукциона. Не осведомлен о госзаказе на 16 летных часов и зам. гендиректора предприятия по коммерческим вопросам.
Единственное, что смогли рассказать работники «Саравиа», - раньше компания обслуживала вертолет МИ-8, принадлежавший правительству Саратовской области, однако впоследствии чиновники отказались от эксплуатации этой машины. По словам г-на Исайкина, обл-правительство расторгло договор с саратовской авиационной компанией на техническую эксплуатацию этого судна. Теперь ОАО не имеет ни одного вертолета, потому, скорее всего, и не принимало участия в открытом аукционе.
И вот вопрос: зачем региональным чиновникам понадобился вертолет, да еще и с двумя салонами? Первый - «люкс» на четверых (с большими комфортабельными креслами и столиками), и второй - на восьмерых (просто с комфортабельными креслами). Ко всему вышеперечисленному непременно прилагается биотуалет. И все это чудо будет арендовано на 16 летных часов за 1,5 миллиона рублей...

Краснодарский раб

Зная о том, что часть районов Саратовской области подвержена наводнениям, можно было бы предположить, что вертолет нужен чиновникам для эвакуации местных жителей. Ну или на случай других непредвиденных обстоятельств, связанных с нуждами жителей районов. Однако, как пояснил нашему изданию начальник ГУ МЧС России по Саратовской области Александр Рабаданов, к подобным нуждам аренда вертолета не имеет никакого отношения.
- На случай чрезвычайных ситуаций у нас есть эскадрилья внутренних войск в Энгельсе и полк в Пугачеве, где готовы предоставить до трех вертолетов, - отметил Александр Николаевич. - Вертолет же правительства области мы не используем уже 3-4 года.
Подробностей того, куда делся МИ-8, принадлежавший облправительству, Александр Рабаданов рассказать не смог. Тем временем, источник, работавший в региональном правительстве при экс-губернаторе Дмитрии Аяцкове, сообщил, что продажа МИ-8 произошла приблизительно через год после назначения Павла Ипатова. Где-то в то же время, по словам нашего информатора, с правительственного баланса были «сброшены» теплоход «Бунтарь» и пансионат «Пугачевский» (судьбу этих двух объектов мы рассмотрим подробнее в следующих номерах газеты).
Покупка вертолета облправительством состоялась до 2000 года. На тот момент МИ-8, со слов нашего эксперта, был в отличном состоянии. «Кроме того, в 2004 году тогдашний управляющий делами регионального правительства Станислав Бойко организовал капремонт воздушного судна с заменой всех необходимых запчастей на новые», - подчеркнул наш источник.
В свою очередь, управляющая делами правительства Саратовской области Елена Каменева сообщила «Газете Наша Версия» крайне интересную информацию. Оказывается, точное название «саратовского» вертолета - МИ-8Т, и он до сих пор является областной собственностью. Это судно находилось на балансе управделами облправительства с сентября 1997 по декабрь 2007 годов.
Однако в целях оптимизации расходов на содержание и эксплуатацию вертолета, по словам Елены Владимировны, МИ-8Т был передан госучреждению СО «Транспортное управление», которое, в свою очередь, подконтрольно управлению делами регионального правительства. Вы спросите, как же такой рокировкой можно было добиться оптимизации затрат на вертолет? Да и вообще, если воздушное судно - все еще собственность области, то зачем привлекать в губернию самарскую технику?
Ответ на эти вопросы Елена Каменева знает. По ее словам, уже в декабре 2007 года, после вышеназванной рокировки, ГУ СО «Транспортное управление» сдало МИ-8Т в аренду ОАО НПК «ПАНХ». Эта организация с интересным названием находится в чудном городе Краснодаре и предоставляет всевозможные услуги по перевозке пассажиров, транспортировке грузов, выполнению ремонтных и прочих работ при помощи вертолетов. На данный момент в парке этой компании находится 20 машин, в том числе и «саратовский» МИ-8Т.
Как сообщил нашему изданию заместитель генерального директора ОАО НПК «ПАНХ» по маркетингу и организации авиаработ Николай Сумовский, с 2008 года компания пользуется этим вертолетом на правах аренды. Кроме того, Николай Александрович внезапно (без малейшего для того повода) стал защищать честное имя саратовских чиновников:
- На тот момент решение о передаче МИ-8Т нам в аренду было вполне обоснованным, - заверил он. - Дело в том, что вертолет правительством области практически не использовался, а средства на его содержание уходили немалые. Например, в нашем деле есть такое понятие, как календарный ресурс. Это когда приходит время капитального ремонта вертолета и его агрегатов, вне зависимости от того, летал он до этого или нет.
Осветить условия сдачи областными чиновниками вертолета в аренду г-н Сумовский отказался, сославшись на коммерческую тайну, и посоветовал с этим вопросом обратиться к «саратовской стороне». Соответствующий запрос информации «Газета Наша Версия» направила в адрес управляющей делами облправительства Елены Каменевой в надежде на оперативный и объективный ответ.
Хотя на данный момент опыт работы нашего издания с Еленой Владимировной вряд ли можно назвать конструктивным. Например, она проигнорировала наш вопрос о сумме, в которую обходилось правительству Саратовской области содержание МИ-8Т. Будем надеяться, что такого больше не повторится.

Пока это все, что известно о появлении и исчезновении правительственного вертолета. Куда интереснее еще один резонный вопрос: для какой цели наши чиновники хотят использовать самарский МИ-8? Если для облета полей, когда там проходят посевные работы, то уж слишком мало летных часов получается, да и дороговато выходит. Конечно же, сразу, как несостоятельную, необходимо признать версию о надобности судна для модной среди браконьеров «охоты с воздуха». В таком случае остается еще одна загадка, которую, как мы надеемся, в ближайшее время нам помогут разгадать чиновники правительства Саратовской области.