Саратовские переборы

Саратовские переборы

«Люблю саратовскую гармонь по-настоящему, от всей души! А вот за что и почему - не знаю. Захватывает и пьянит, всего берет гармонь, особенно когда заходит в живых искусных руках. Не случайно в народе прозвали ее саратовским соловьем, и говорят, что голос ее больного подымет, мертвого оживит», - писал Алексей Толстой. В числе именитых поклонников народного инструмента были Василий Чапаев и Виктор Черномырдин, Федор Шаляпин и Лидия Русланова... Возможно, любители «саратовских переборов» есть и среди местных чиновников. Но живительная сила гармони, о которой говорил Толстой, на них почему-то не действует. Народный промысел едва теплится без поддержки власти

Саратовские переборы«Люблю саратовскую гармонь по-настоящему, от всей души! А вот за что и почему - не знаю. Захватывает и пьянит, всего берет гармонь, особенно когда заходит в живых искусных руках. Не случайно в народе прозвали ее саратовским соловьем, и говорят, что голос ее больного подымет, мертвого оживит», - писал Алексей Толстой. В числе именитых поклонников народного инструмента были Василий Чапаев и Виктор Черномырдин, Федор Шаляпин и Лидия Русланова... Возможно, любители «саратовских переборов» есть и среди местных чиновников. Но живительная сила гармони, о которой говорил Толстой, на них почему-то не действует. Народный промысел едва теплится без поддержки власти.

Ни хлеба, ни зрелищ

В прошлом году саратовская гармошка была объявлена символом Дня города. Ее изображение было растиражировано на многочисленных билбордах, плакатах и флажках. Кульминацией праздника стало появление памятника на проспекте Кирова. На открытии чиновники тихо радовались тому, что скульптура установлена за счет спонсоров, и громко заявляли, что производство народного инструмента обязательно нужно возродить. Правда, тогдашний сити-менеджер Вячеслав Сомов неудачно сравнил гармошку с другой исчезнувшей «визитной карточкой» нашего города - калачом. Многие услышали в этом намек на то, что ни хлеба, ни зрелищ саратовцам не дождаться.

Прошел почти год. Испарился сити-менеджер, обещавший воскресить утраченный символ. По-прежнему в здании, где раньше располагался цех по производству саратовских гармоней, кипит невидимая миру работа Ипотечной корпорации Саратовской области. Кроме того, гармошку перестали вручать лауреатам кинофестиваля «Саратовские страдания». Если раньше ее дарили за первые три места, то в прошлом году такой приз был всего один, остальным победителям пришлось довольствоваться статуэтками с ее изображением. Неудивительно, ведь старые гармошки окончательно «осели» в домашних коллекциях и музыкальных коллективах, а новых пока никто не делает.

 Кто-то скажет: мол, время песен прошло, настало время кредитов, и все эти уникальные колокольчики и прочие народные забавы больше никому не нужны. Теперь не гармонист первый парень на деревне, которая в Саратове неизменно рифмуется с теткой и глушью, а тот, кто решил из этой деревни уехать. Впрочем, и самих любителей ударить по клавишам и растянуть меха почти не осталось. Гармошки, перешедшие по наследству от бабушек и дедушек, в домах саратовцев пылятся на антресолях. Вот и депутат регионального парламента, главный пенсионер области Николай Семенец, по сообщениям в прессе, в конце мая расстался со своим раритетным экземпляром, выставив его на аукционе знаменитых вещей. Получается - прощай, гармонь? А как же быть с результатами акции «Гордись, Саратов!», проведенной телеканалом ТНТ в 2008 году? Ведь сами жители признали символом нашего города именно этот инструмент. Да и слова, брошенные чиновниками в праздничном пылу, запомнились и дали надежду тем, для кого голос саратовской гармошки - не пустой звук.

Поп и рок

Местные деятели культуры уверены, что ставить точку в истории инструмента, насчитывающей полторы сотни лет, рано. Бронзовый памятник хоть и играет два раза в день популярные мелодии, однако настоящей гармони заменить не в состоянии. «Памятник - дело серьезное и важное, но не менее, а может быть, и более важно помочь выжить саратовской гармони в сложных современных условиях. Поп-, рок-культура и прочие массовые типы культур настолько завладели нашим народом, что мы часто стали забывать о своих корнях, о своих национальных инструментах», - считает профессор Саратовской консерватории, доктор искусствоведения Дмитрий Варламов. По словам Дмитрия Ивановича, раньше саратовские гармонисты-любители собирались на Верхнем базаре, где ныне расположены корпуса правительства области, а в последние десятилетия - на Сенном рынке. «Это были своеобразные клубы под открытым небом: играли, продавали инструменты, обменивались опытом», - пишет профессор в своей статье об истории саратовской гармоники. У этих музыкантов были инструменты, выполненные на заказ лучшими мастерами, имена которых были у всех на слуху. Народные умельцы придумывали все новые виды гармоники - например, «сапожок» и «самовар».

 В последние годы игре на этом инструменте стали обучать в музыкальном училище и консерватории. Правда, факультативно. Да и методика обучения, по словам преподавателей, по-настоящему не сформирована. Существует несколько пособий, но они не касаются коллективных форм исполнительства - ансамблей, в которых саратовская гармоника способна раскрыть свои возможности на все сто. На издание пособия «Школа коллективной игры на саратовской гармонике», написанного еще в 1996 году профессором Дмитрием Варламовым в соавторстве с Сергеем Самусенко, денег у местных чиновников до сих пор не нашлось. Помыкавшись по бюрократическим лабиринтам, авторы решили, что обивать пороги минкульта - занятие неблагодарное. «Последние лет пять я в министерство культуры не обращался, так как уже не очень верил в возможность положительного решения, - рассказывает Дмитрий Варламов. - Сейчас какое-то движение началось, и наверное, можно снова поставить вопрос об издании этой книги. Мы не просим гонорары, мы просто хотим, чтобы это пособие наконец увидело свет».

У Сергея Самусенко, заслуженного работника культуры, руководителя ансамбля «Колокольчик» городского Дворца творчества детей и молодежи, запросы тоже весьма скромные. Видимо, сказывается длительное существование за счет муниципального финансирования. Двадцать его воспитанников ездят на различные фестивали и конкурсы практически за свой счет. Одно радует - занятия для ребят остаются бесплатными. Гармошки у них есть, но многие инструменты на ладан дышат. «Хотя бы по одной гармони в год нам выделяли, уже бы было хорошо», - говорит Сергей Александрович.

Одинокий гармонист

«Одна болтовня от правительства области, от министерства культуры. Они только интересуются нашими делами, когда им нужно написать отчет. А чтобы помочь реально - даже разговора нет», - присоединяется к коллегам другой наш собеседник. Бывший чиновник, экс-глава Октябрьского района, экс-заместитель мэра Аксененко, а ныне  практически единственный в Саратове мастер по изготовлению саратовской гармоники Виктор Баксаляр теперь сам ругает чиновничью братию на чем свет стоит. По просьбе ректора СГТУ Виктор Васильевич, выпускник кафедры народных инструментов Саратовской консерватории, кандидат социологических наук, ученик известного мастера-гармошечника Комарова, взялся обучать этому полузабытому ремеслу учащихся профессионального лицея политеха. Говорит о себе, что человек обеспеченный, успевший побывать в разных должностях, и взялся за дело «из чисто моральных побуждений», по велению совести, «чтобы не умер этот промысел».

 В цехе, где обучаются непростому ремеслу 10 лицеистов, Баксаляр чувствует себя в родной стихии. «Кроме меня, в Саратове не осталось специалистов по изготовлению саратовской гармоники, - рассказывает Виктор Васильевич. - Получилось так, что гармонная фабрика в последние годы фактически делала ширпотреб, который можно только в детском саду показывать. Поскольку спросом их продукция не пользовалась, мастера получали очень маленькую зарплату, и медленно, но верно все рассосалось. Остался Текучев Петр Федорович - последний мастер, который там работал, но ему уже за восемьдесят».

Пока занятия факультативные, идут всего два раза в неделю. С 1 сентября лицей собирается получить лицензию на обучение мастеров по изготовлению саратовской гармоники и открыть такую специальность уже официально. В ближайших планах - открытие на базе техуниверситета предприятия по производству гармоник. На его создание нужно порядка 10 миллионов рублей. Но поначалу ребята будут заниматься ремонтом старых инструментов. Чтобы научить делать самые простые, трехголосные гармони, необходимо минимум три года интенсивного обучения, а концертные - пять лет.

 «Идет процесс, но не так быстро, как хотелось бы, - сетует Виктор Баксаляр. - Потому что все приходится делать в одном лице: учить, доставать материалы, договариваться. Я никого не могу послать куда-то вместо себя, потому что люди элементарно не знают, что нужно». За необходимыми материалами преподаватель ездит в Тулу и Москву. Энтузиасту гармонного дела помогает известный саратовский музыкант Евгений Яркин. Он обучает ребят игре на гармонике - без этого умения будущим мастерам никак нельзя.

По словам мастера, на производство одной гармошки уходит около трех месяцев ежедневного кропотливого труда. Цена такого инструмента - 25-30 тысяч рублей. Концертный вариант требует 5-6 месяцев работы и стоит уже в десять раз дороже - 200-300 тысяч. Виктор Баксаляр считает, что простые гармошки будут пользоваться спросом у иностранных туристов, а вот дорогие концертные инструменты должны приобретать ансамбли, клубы и дворцы культуры - при условии, что их будет финансировать министерство культуры.

Вообще, конструктивных предложений и амбициозных планов у экс-чиновника громадье: тут и привлечение к работе инвалидов, и производство детских музыкальных игрушек, и открытие бюджетных мест в музучилище для профессионального обучения игре на гармонике. Однако нынешние чиновники остаются глухи к идеям бывшего коллеги. «Инициатива должна идти от первых руководителей, если они заинтересованы в статусе региона, - говорит Виктор Баксаляр. - Тогда дело будет двигаться гораздо быстрее, а если такими темпами, как сейчас, то лет 10-15 все будет ни шатко, ни валко. Время работает против нас всех».

Саратовские переборыКомментарий

Владимир Синюков, министр культуры Саратовской области:

- Всегда была и продолжается сегодня пропаганда исполнительства на саратовской гармонике. Все коллективы живы, работают, выступают. И конкурсы, и фестивали, и лаборатории для руководителей, и семинары для участников ансамблей мы проводим. Традиции не умирают... Что касается производства, с этим гораздо сложнее. В прошлом году мы предприняли ряд организационных усилий, и на базе лицея СГТУ был организован трехгодичный курс обучения по дополнительной специализации «мастер по изготовлению саратовской гармоники». Надо сказать большое спасибо руководству технического университета, ректорату - они откликнулись и оказали финансовую поддержку, приобрели материалы и оборудование. Вообще, это дело, которое требует личного энтузиазма и личного участия. Баксаляр Виктор Васильевич и Яркин Евгений Евгеньевич, конечно, молодцы.

По поводу промышленного производства возникли проблемы. По сложившейся системе распределения функций министерство культуры не организует промышленные предприятия, не стимулирует частные проекты. У нас исключительно функция поддержки творческих коллективов, а вопросами производства занимается министерство промышленности. Но какой-то эффективной формы мы пока не видим. Есть разные идеи: грант, финансирование по линии занятости.

Конечно, производство будет очень затратно и, скорее всего, нерентабельно. Острой потребности в инструментах пока нет. Гармоники есть, их можно купить в музыкальных, антикварных магазинах. Я сам видел в некоторых магазинах гармоники, которые даже практически не использовались. Но это какие-то остатки. Пройдет небольшое количество времени, и если исполнительская традиция сохранится - а я уверен, что она сохранится, потому что никаких признаков ее исчезновения нет, наоборот - народное творчество сейчас получает второе дыхание, то, конечно, такая потребность будет. Но она будет не массовой. Речь не идет о сотнях, тысячах экземпляров. Скорее, это будет индивидуальное производство на заказ. Это и осложняет вопрос. Но, тем не менее, я оцениваю перспективы оптимистично. Есть различные варианты, идеи, и мы их обсуждаем. Я думаю, что все-таки к чему-то мы придем.

Саратовские переборыКомментарий

Анатолий Катц, художественный руководитель Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке:

- В филармонии есть замечательный профессиональный коллектив - ансамбль русских народных инструментов «Парафраз». Недавно он получили гран-при на конкурсе, посвященном 65-летию Победы, который проходил в городе Ржеве. Но в этом ансамбле нет саратовской гармоники. И вообще, профессиональных ансамблей гармоник нет и никогда не было в нашем городе. Те инструменты, которые еще пока живы, используются в нескольких самодеятельных народных ансамблях. Отчасти гармониками пользуется знаменитый коллектив «Кристалл-балалайка».

Я вообще давно не слышал саратовской гармоники. К сожалению, фольклорная музыка перестала быть популярной в нашем государстве и у нашего народа. Почему? Потому что все перехватила попса. Все усилия, все средства, все, так сказать, натуги ушли туда. Мы просто забыли о народной музыке. Поэтому саратовскую гармонику обязательно нужно возрождать.