Схватка мусора

Живем как в торфяном болоте - с одной стороны грязно, а с другой - отдельные личности умудряются здесь что-то добывать. Доходят иногда и до нас ветерки европейских идей по благоустройству, но они не в силах осушить вековечную грязищу

Живем как в торфяном болоте - с одной стороны грязно, а с другой - отдельные личности умудряются здесь что-то добывать. Доходят иногда и до нас ветерки европейских идей по благоустройству, но они не в силах осушить вековечную грязищу.

На днях в помещении общества трезвости и здоровья прошло заседание «круглого стола» с многообещающим названием: «Перспективы организации и развития в Саратове практики раздельного сбора мусора, экологических технологий обращения с отходами». Организаторами «круглого стола» выступили ассоциация «Партнерство для развития» и скаутский отряд «Роза ветров».

В мероприятии приняли участие представители экологического турне ЭТОЭКО, которое стартовало в Санкт-Петербурге. Данное турне было организовано всероссийским движением «Мусора.Больше.Нет», участники которого уже в течение 2,5 лет реализуют на трех площадках Санкт-Петербурга пилотный проект раздельного сбора мусора.

Руководитель движения Денис Старк поведал собравшимся о том, как была организована работа в Северной столице. Выяснилось, что все началось благодаря поддержке крупного питерского предприятия, отвечающего за вывоз отходов (ОАО «Спецтранс №1»), а также жилищного комитета правительства Петербурга. Всего на установку экологичных площадок со спецбаками было затрачено около 800 млн рублей. Любопытно, что даже такие затраты себя не окупили - расходы на вывоз отсортированного мусора существенно превышают доходы. Так, стоимость вывоза 1 кубометра ТБО обходится в 190 рублей, а доход, который получает предприятие от сдачи стеклотары, макулатуры и алюминия, содержащихся в этом кубометре, редко выше 90 рублей.

Помимо обычных баков, члены экологического движения разработали специальный контейнер, где сортировка мусора производится прямо на месте. Установка такой будки недешева - 57 тысяч рублей.

Когда зазвучали эти цифры, представители саратовской прессы и общественности, с плохо скрываемыми улыбками, начали переглядываться. Становилось ясно, что проект существует только благодаря активной позиции питерских властей. В Саратове отношение к подобного рода инициативам примерно такое же, как у Ивана Грозного в комедии Гайдая: «Был у меня один такой мечтатель. Я его на бочку с порохом посадил - пущай полетает». Наши власти только на словах выражают одобрение всевозможным инновациям, после чего все остается по-прежнему.

В 2010 году общественникам из Петербурга все-таки удалось выйти на самоокупаемость: их новый проект называется «Экомобиль». Они заключили договор субподряда с мусоровывозящей организацией - арендованный ими автомобиль регулярно вывозит отсортированный дворниками мусор на приемные пункты.

Эксперт ТПП Саратовской области Александр Пивоваров справедливо отметил, что подобный проект не решает экологических проблем в глобальном масштабе. Денис Старк ответил на это, что организация не претендует на глобальность, ведь главное - это приносить хотя бы небольшую пользу экологии родного города.

Турне с пропагандой подобной идеи в течение месяца проходит по 10 городам России. Но в Саратов активисты заехали зря: уровень самоосознания общества и власти у нас явно не дотягивает до столичного. У саратовцев часто не хватает совести для того, чтобы просто донести пакет с мусором до бака, а у властей - чтобы регулярно вывозить переполненные бачки. Какая уж тут может быть сортировка мусора?