Охотники за воображаемым

Охотники за воображаемым

«Воображариум доктора Парнаса» (The Imaginarium of Doctor Parnassus). Канада, Франция, Великобритания, 2009. 123 минуты. Режиссер - Терри Гиллиам. «Вест-видео», 2010. Мистика

«Охотник за головами» (The Bounty Hunter). США, 2010. 110 минут. Режиссер - Энди Теннант. «Columbia\Sony», 2010. Криминальная комедия

 

без названия«Воображариум доктора Парнаса» (The Imaginarium of Doctor Parnassus). Канада, Франция, Великобритания, 2009. 123 минуты. Режиссер - Терри Гиллиам. «Вест-видео», 2010. Мистика.

Парнас - гора в Греции, где обитали Аполлон и музы; в переносном смысле Парнас - мир поэзии. Все это, однако, нисколько не объясняет, отчего в фильме кинокудесника Терри Гиллиама у тысячелетнего доктора-алкоголика (его играет Кристофер Пламмер) имя Парнас. Ибо в склонности к искусствам вообще и к поэзии в частности персонаж этот не замечен: согласно сюжету, он разъезжает по Англии в старой цирковой развалюхе вместе с юной дочерью Валентиной (Лили Коул), молодым фокусником Антоном (Эндрю Гарфилд) и пожилым карликом (Верн Тройер). Пока труппа безуспешно зазывает публику на представление, доктор-алкоголик сидит на сцене в позе Симеона-столпника (или Шалтая-Болтая, как кому нравится) и предается медитации. И если найдется какой-нибудь простак, который все же взойдет на сцену и пройдет сквозь фольгу зеркала, наш доктор инстинктивно отправит гостя в мир воображения, где бедняга будет подвергнут искушениям. Искусится - значит, душа его попадает к дьяволу (Том Уэйтс), не искусится - значит, победа на стороне доктора. Все эти игрушки на дьявольском поле для старого алкоголика - вынужденные. Дело в том, что однажды он выторговал у Сатаны бессмертие и теперь должен расплатиться за него дочерью... ну или пятеркой волонтеров, которых удастся заманить в ловушку зазеркалья. Поиск душ продвигается плохо, дата шестнадцатилетия Валентины неумолимо приближается, и тут к труппе прибивается Тони (Хит Леджер), который может быть отличным менеджером. Но какую именно игру он ведет?..

Как известно, лента Гиллиама стала последней, где успел сняться Хит Леджер; причем, он довел свою роль до половины, а потом ее продолжили Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл (будто бы Тони, путешествуя в зазеркалье, меняет обличья). Эти превращения могли бы запутать сюжет, если бы тот не был запутан изначально. Новый Фауст, Мефистофель в шляпе, русская мафия, карлик, балаган, качели, лестница в небо, карты Таро... Режиссер играет цитатами, тасует архетипы, однако череда однообразных фокусов вместо действия не дает возможности ни понять замысел художника, ни оценить визуальный ряд.

без названия«Охотник за головами» (The Bounty Hunter). США, 2010. 110 минут. Режиссер - Энди Теннант. «Columbia\Sony», 2010. Криминальная комедия.

Выражение «охотник за головами» звучит почти так же страшно, как и «охотник за скальпами», но в реальности все не так кошмарно. Поскольку отдельные граждане, выйдя под залог, скрываются от правосудия, кое-кто желал бы получить свои денежки назад и потому посылает в погоню за беглецом крутого парня, а тот за небольшой процент доставляет нарушителя обратно под стражу. Понятно, что в голивудских фильмах мало кого интересует результат поимки (тюрьма есть тюрьма), но увлекает сам процесс охоты. Особенно если в поиск отправился бывший коп Майло Бойд (Джерард Батлер), а доставить в кутузку он подрядился свою бывшую жену Николь Херли (Дженнифер Энистон). Она, конечно, не злостная преступница, а журналистка. Расследуя дело о коррупции, она забывает обо всем, а придирчивый закон не дремлет...

Энди Теннант, постановщик «Правила съема: метод Хитча» и «Золота дураков», в этой ленте понадеялся впрячь в одну телегу сразу несколько жанров - романтическую комедию, мелодраму и детектив. Беда, однако, в том, что сценаристка Сара Торп сама толком не разобралась в чувствах Майло к бывшей жене. Сперва кажется, что свою экс-благоверную он смертельно ненавидит и рад подпортить ей жизнь, а затем вдруг выясняется, что все еще пылко ее любит. Отношение Николь к Майло - тем более загадка: оборви хоть поляну ромашек, все равно затруднишься с выбором, то ли она «к сердцу прижмет», то ли «к черту пошлет».

Печальнее же всего то, что зритель знает заранее: чувство между героями опять вспыхнет, и расследование случая коррупции тоже будет завершено благополучно. А потому нас могут интересовать лишь нюансы и второстепенные персонажи. Из последних выделим двух - Китти, кокетливую пожилую мамашу героини (Кристин Барански), и главного злодея Мэлера (Питер Грин). Своими ужимками мамаша, появляясь всего в нескольких сценах, легко перетягивает сюжетное одеяло на себя. Ну а Питера Грина мы по-прежнему ассоциируем с извращенцем Зедом из «Криминального чтива». И машинально ищем взглядом Брюса Уиллиса с самурайским мечом...