Для чего козе баян?

Для чего козе баян?

Вряд ли кто-нибудь когда-нибудь всерьез пытался это выяснить, ведь данный вопрос даже к риторическим не относится. Это, скорее, обычная стилистическая фигура. Когда же речь заходит о том, для чего Саратовской городской думе контрольно-счетная палата, то тут, конечно, не до литературоведческих терминов - уж больно тема серьезная. И все же сравнение КСП с баяном, на мой взгляд, вполне уместно. Попытаюсь объяснить, почему.

без названияВряд ли кто-нибудь когда-нибудь всерьез пытался это выяснить, ведь данный вопрос даже к риторическим не относится. Это, скорее, обычная стилистическая фигура. Когда же речь заходит о том, для чего Саратовской городской думе контрольно-счетная палата, то тут, конечно, не до литературоведческих терминов - уж больно тема серьезная. И все же сравнение КСП с баяном, на мой взгляд, вполне уместно. Попытаюсь объяснить, почему.

 

Для начала - о мотивах создания КСП. Во-первых, осваивать бюджетные средства бесконтрольно было бы неправильно. Что народ скажет? А еще хуже - что подумает? Во-вторых, знаменитый 131-ФЗ велит муниципальным образованиям обзавестись своими контрольными органами: будь то КСП, ревизионная комиссия или что другое. Буква федерального закона - не людская молва, от нее просто так не отмахнешься. А значит, быть КСП - и никаких гвоздей!
И контрольно-счетная палата в гордуме стала быть, причем задолго до появления на свет 131-ФЗ. Рассказывать об этапах ее становления и развития на контрольном поприще - только время терять. Даже поверхностный анализ отчетов палаты за несколько последних лет позволяет судить об эффективности ее работы.
Итак, год 2005-й, председатель КСП гордумы - Владимир Незнамов. «Остается низким качество проектов с точки зрения системности подготовки, значительного количества методических, счетных и иных ошибок», - такая оценка подготовленных администрацией Саратова документов дается в отчете палаты.
КСП гордумы третьего созыва столкнулась с теми же проблемами. В отчете палаты, возглавляемой на тот момент Виталием Коврегиным, этот вопрос вниманием не обделен: «В 2007 году сохранилось крайне низкое качество подготовки администрацией города проектов решений, на что очень часто обращали внимание депутаты, работающие не только в КСП, но и во всех постоянных комиссиях. Такое качество предоставляемых документов приводит к созданию многочисленных рабочих групп, задержке принятия необходимых решений, и в целом - к неэффективной работе комиссий и думы».
Наисвежайшее мнение (образца 2009-го по итогам 2008-го) мало чем отличается от предыдущих. На этот раз обличал чиновников нынешний председатель КСП Эдуард Постельга: «Систематически, в течение прошедшего года, в заключениях отмечался факт нарушения администрацией города решения Саратовской городской думы от 27.03.06 №1-4 «О Регламенте Саратовской городской думы» в части непредставления финансово-экономических обоснований, прогнозов социально-экономических и иных последствий принятия проектов решений, недостаточности сведений и расчетов, необходимых для обоснованной и объективной оценки проектов».
Говорят, «вода камень точит», но только не во взаимоотношениях КСП и администрации города. То ли чиновники в нашей мэрии совсем твердокаменные, то ли контрольно-счетный напор слабоват? Так или иначе, а неудовлетворенность качеством подготовленных в администрации документов - лишь полбеды. Из года в год председатели КСП заявляют о «недостаточной достоверности проектируемых основных параметров бюджета города» и как следствие - о постоянных корректировках главного финансового документа Саратова. В 2003 году бюджет уточнялся 6 раз, в последующие два года - по 4 раза, в 2006-2008 годах опять вернулись к шестикратной корректировке.
Однако во всем винить сотрудников администрации города нельзя, ведь большая часть ответственности за финансовую редактуру лежит на федералах. Это Москва ни с того, ни с сего проявляет вдруг добрую политическую волю и «подогревает» Саратовскую губернию дополнительными средствами. А потом уже на Московской, 72 так же спонтанно решают подкинуть что-нибудь Саратову с областного стола. Тогда и облагодетельствованным приходится подсуетиться с документацией, дабы деньги не уплыли. Какой уж тут регламент, если бродячие собаки не отстреляны, мусор не вывезен и еще не весь общественный транспорт «покрыт» ГЛОНАССом?
Но вернемся к ревизионной работе КСП. Члены палаты неустанно обращают внимание администрации на «нецелевку», нарушения Бюджетного кодекса РФ, огрехи в финансовой отчетности и ждут, когда, наконец, последует реакция. «Мы стремимся к тому, чтобы каждое выявленное нами нарушение было где-то обсуждено, - поделился с нашим изданием Эдуард Постельга. - По каждому этому нарушению должны быть сделаны какие-то выводы. Но это сложно пока». В чем же сложность? Как считает Эдуард Александрович, проблема в людях, работающих в администрации.
Может быть, мечте Постельги суждено осуществиться, и где-нибудь когда-нибудь выявленные КСП нарушения обсудят и примут соответствующие решения. Ну, а пока палате отведена роль глашатая, извещающего главу администрации и главу города о нехороших фактах. А еще - специально для населения с активной гражданской позицией - в одном из саратовских СМИ в обязательном порядке публикуются итоги проверок думских ревизоров. Но самое главное - весточки от КСП доходят и до прокуратуры. Вот только правоохранители не особо распространяются о принятых к нарушителям мерах.
Так зачем же нужна контрольно-счетная палата, если на ее рекомендации, заключения и итоги проверок не очень-то обращают внимание? Не лучше ли в целях экономии бюджетных средств взять и упразднить палату за отсутствием влияния на исполнительную городскую власть? Незачем зря бумагу на отчеты переводить, зарплату сотрудникам платить, пусть прокуратура проверяет и наказывает - ее предписания не проигнорируешь, да и в таких поставщиках информации она вряд ли нуждается.
В общем, бессилие КСП, по моему мнению, налицо. Почему же тогда гордумские «единороссы» так старались добыть пост руководителя палаты для своего партийного товарища? В этой связи на ум почему-то и приходит аналогия с козой-баянисткой. Дело, наверное, не в профессионализме исполнителя, а в правильном выборе мелодии.