Продешевили

Продешевили

Даже если Саратов должен быть разрушен, новый ТЮЗ все равно должен быть достроен.  Решение о выделении 100 миллионов рублей из федерального бюджета на завершение строительства театра принято. Теперь дело за губернатором Ипатовым, которому надо срочно поскрести по засушливым областным сусекам и найти на ТЮЗ еще столько же. А пока долгострой остается долгостроем, можно комментировать, комментировать и еще раз комментировать

ПродешевилиДаже если Саратов должен быть разрушен, новый ТЮЗ все равно должен быть достроен.  Решение о выделении 100 миллионов рублей из федерального бюджета на завершение строительства театра принято. Теперь дело за губернатором Ипатовым, которому надо срочно поскрести по засушливым областным сусекам и найти на ТЮЗ еще столько же. А пока долгострой остается долгостроем, можно комментировать, комментировать и еще раз комментировать.

Крутится - вертится

Вчера на публичных слушаниях в областном правительстве обсуждался новый, оптимизированный и удешевленный проект здания ТЮЗа. Правительство было представлено зампредом Дмитрием Федотовым, министром культуры Владимиром Синюковым и председателем комитета по капитальному строительству области Вячеславом Мироновым. «Партию власти» разыграли облдепы Александр Ландо, Марина Алешина и Павел Большеданов. В качестве группы поддержки к ним примкнул ректор ПАГС и видный единоросс Сергей Наумов. В роли заинтересованной общественности выступила труппа театра юного зрителя и другие деятели культуры.

В курс дела всех ввел Вячеслав Миронов. В долгой и трудной истории строительства здания театра знаменательным стал 2008 год, когда с институтом «Саратовгражданпроект» был заключен контракт на корректировку проектной документации. По словам Вячеслава Николаевича, новое здание задумано без «обильного декора», но и без лишнего примитивизма. Ни красивого, но пожароопасного паркета, ни изысканной, но негигиеничной венецианской штукатурки в театре не будет. Потолки - из гипсокартона, полы - из керамогранита, стены - окрашены краской. В общем, простенько, но со вкусом.

Председатель комитета капстроительства отметил, что общая сметная стоимость строительства составляет 1 миллиард 100 тысяч рублей. На 1 июля 2010 года выполнено работ на сумму 332,5 миллиона рублей. Зампред Федотов поспешил уточнить, что после оптимизации проект стоит 800 миллионов рублей, и на завершение строительства требуется 485 миллионов. Из них 208 млн предусмотрены на строительно-монтажные работы, 250 млн - на сценическое и 27 млн - на инженерное оборудование. Сэкономить, по словам Миронова, удалось не только на изменении «концепции интерьера», но и за счет отказа от двух лабораторий по созданию звуковых и световых эффектов.

Кроме того, при работе над проектом саратовские специалисты изучили опыт строительства зданий театра «Буфф» и молодежного театра в Петербурге, а также Пензенского драматического театра. «Наш-то театр будет лучше?» - с воодушевлением спросил зампред Федотов, который почему-то выглядел самым радостным из всех присутствующих. «Значительно не хуже пензенского», - пообещал Миронов. По крайней мере, сцена у нас будет крутиться, а в Пензе - нет.

Шкура Пока не убитого медведя

Во время доклада на экранах сменяли друг друга смоделированные на компьютере элементы будущего здания театра. Некоторым показалось, что детского и юношеского в нем ничего нет. Например, худрук драмтеатра Григорий Аредаков взволновался, будет ли отражена в проекте специфика именно детского театра. А главное - что будет со зданием старого ТЮЗа? На вопрос ответил Владимир Синюков: «Давайте сначала построим новый театр. А то у нас такие всегда тенденции: мы воодушевляемся сразу, вдруг, резко, и потом у нас также резко все затухает. Не будем делить шкуру пока не убитого медведя».

Всегда добродушный и старающийся всем понравиться министр был настроен непривычно жестко. Для начала он выразил «глубокую радость по поводу решения трехсторонней комиссии по поводу выделения первого транша». По мнению Владимира Синюкова, этот транш - результат многолетних усилий прежде всего правительства области. Особенно героическими были усилия правительства в кризисном 2009 году, когда финансирование из федерального центра фактически прекратилось, а область продолжала выделять деньги на ТЮЗ. Министр отметил тот похвальный факт, что «даже в этом году мы предусмотрели небольшую сумму на консервацию этого объекта».

Далее министр культуры разразился тирадой, которая должна была бы развеять все сомнения насчет предназначения здания. «Не надо забывать, что мы строим. Мы строим театр, детский театр, - заявил Синюков.- Это не зал заседаний, не павильон, не ангар. Театр - и мне даже как-то неудобно вам об этом рассказывать - это сложнейший организм, в том числе в техническом отношении. Это предприятие, если хотите. В Саратовской области, я надеюсь, через год-полтора-два появится новое предприятие. Но какое! Продукт этого предприятия - духовный!» Для пущей наглядности министр привел в качестве примера телефон: если убрать из него одну-две детали, то это уже будет обыкновенная коробочка. Так и театр требует определенного набора технологий. «Сейчас мы вышли на оптимальный вариант - 485 миллионов, ниже которого это будет уже что-то другое», - заверил всех Владимир Николаевич.

Однако пример министра поняли не все. «Мы театр - театр строим, или воплощаем в камне идею народного артиста СССР Киселева о том, что это будет детский театр?» - засомневался со своего места Сергей Наумов. «Это театр юного зрителя, и противопоставлять идею Киселева и концепцию театра, мне кажется, не конструктивно», - парировал Синюков. Нужно отметить, Владимир Николаевич первый начал. Ландо не хотел. Он так и заявил: «Я не хотел вдаваться в какие-то подробности, но министр культуры просто вынудил. Хотя он мне друг, но истина, как говорил этот, дороже. Вообще давайте вернемся и поймем, что же сегодня произошло». Оказывается, сто миллионов с неба не свалились, как кто-то ненароком успел подумать. По словам Ландо, все начиналось в 2008 году, когда он предложил собрать с жителей области по 200 рублей на достройку ТЮЗа. Сюжет об этом увидел Вячеслав Викторович Володин - и пошло-поехало. А между прочим, по мнению Ландо, «федеральный центр нам ничего не должен - это областной объект». Но это не помешает партии контролировать строительство театра.

Хижина дяди Тома

Покончив с перетягиваем одеяла, Ландо обратился собственно к проекту. Оказалось, что представления о театре для детей у него очень своеобразные. Облдепа, в частности, возмутило, что в проекте не предусмотрен зимний сад, а «он нужен детям», и помещение для музея театра. Главный инженер проекта Михаил Коновалов не стал комментировать отсутствие зимнего сада. Он отметил, что помещение для музея запланировано, а также предусмотрены перила двойной высоты - для маленьких и взрослых, трансформирующиеся кресла и особая подсветка выходов. Для актеров оборудуют три репетиционных зала и студию звукозаписи.

Творческие работники, наученные горьким опытом предыдущих лет, были настроены скептически. По выражению директора театра Валерия Райкова, актеры «интуитивно чувствуют», что денег опять не хватит. «Экономить надо разумно, а не строить хижину дяди Тома», - раздавались то и дело реплики. «Не получится ли так, что 485 миллионов будет недостаточно?» - спрашивали они. Директор театра говорил с московскими экспертами, которые, по его словам, заявили, что «меньше 300 миллионов на оборудование - это смешно». Райкова заверили, что при проведении аукционов первоначальная цена может снизиться. Тогда Райков попросил хотя бы техническую документацию готовить с участием представителей театра. «Конечно, пригласим вас. Мы не так часто закупаем сценическое оборудование», - отметил Вячеслав Миронов. «К сожалению», - добавил зампред Федотов и опять чему-то обрадовался.

Что касается остальных деятелей культуры, то они в большинстве своем, как заметила директор фестиваля «Саратовские страдания» Татьяна Зорина, «завидовали белой завистью». А некоторые отрешенно и меланхолично наблюдали за происходящим. Например, директор Саратовской консерватории Лев Шугом посидел немного в сторонке и ушел, не дождавшись окончания слушаний. Льва Исаевича можно понять: на проблемы ветхого здания консерватории никто из власть имущих давно не обращает внимания. Да и вопрос: нужно ли оно, такое внимание?