Люди в чужих телах

Люди в чужих телах

«Аватар» (Avatar). США - Великобритания, 2009. 162 минуты. Режиссер - Джеймс Кэмерон. «ХХ век Фокс СНГ», 2010. Фантастика

«Суррогаты» (Surrogates). США, 2009. 87 минут. Режиссер - Джонатан Мостоу. Фантастический боевик

без названия«Аватар» (Avatar). США - Великобритания, 2009. 162 минуты. Режиссер - Джеймс Кэмерон. «ХХ век Фокс СНГ», 2010. Фантастика.

Есть такой анекдот. У старого раввина просят привести несколько доводов в защиту обрезанья. Ребе надолго задумывается, а потом произносит: «Ну, во-первых, это красиво...» Фильм Джеймса Кэмерона, который был снят за 240 миллионов долларов и собрал во всем мире свыше двух миллиардов, непременно останется в истории мирового кино по многим причинам. Но, во-первых, потому что он невероятно красив. В 1995 году у Кэмерона был готов сценарий, но не было технической возможности осуществить замысел так, как хотелось. Пришлось ждать почти полтора десятилетия, пока обкатают технологию motion capture («захват движения»: актер, облепленный датчиками, играет на фоне синего экрана, а компьютер потом выстроит то, что надо, - в том числе и дорисует облик героя). Пришлось ждать, когда будет разработана технология Reality Camera System и докажут свою состоятельность цифровые камеры высокого разрешения... И лишь тогда начались съемки фильма о планете Пандора, необходимой Земле по причине залежей минерала анобтаниума.

Разработкой этого полезного ископаемого занимается компания, филиал которой на Пандоре возглавляет Паркер Сельфридж (Джованни Рибизи), и именно эта компания платит земным ученым во главе с доктором Грейс Аугустин (Сигурни Уивер). Дело в том, что над месторождениями минерала живут, как на грех, огромные синекожие аборигены из племени нави; если мадам Аугустин удастся использовать «аватаров» (то есть сделанных по образу и подобию аборигенов эдаких биокукол, куда можно подсадить сознание землянина), чтобы уговорить племя уйти, прекрасно. Если нет, тоже не страшно: цель, мол, оправдывает средства, и в дело вступит военная техника полковника Майлса Кварича (Стивен Лэнг). Главный герой фильма, бывший десантник, а теперь инвалид Джейк Салли (Сэм Уортингтон) попал на планету потому, что занял место погибшего брата-ученого. Однако именно Джеку, с его военным опытом, дана возможность спасти от тотальной жадности корпорации и самих аборигенов, и весь уникальный мир планеты, где местные жители, растения, животные (в том числе и драконы) связаны в единую систему...

Сценарий написан грамотно, все вовремя развешанные сюжетные «ружья» стреляют, а гуманистический посыл авторов сомнений не вызывает. Однако и сюжет, и идею, и актерскую игру (весьма неплохую - несмотря на отсутствие звезд первой величины) едва ли бы кто-то заметил, если бы не безупречная до мелочей проработка «вещной» сути мира, куда попадает главный герой. Этот мир, углубленный магией 3D, настолько ярок и достоверен, что многие зрители приходили на этот фильм по нескольку раз - лишь бы переместиться из реальности в киношно-компьютерную фантазию.

без названия«Суррогаты» (Surrogates). США, 2009. 87 минут. Режиссер - Джонатан Мостоу. Фантастический боевик.

В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» веселые маги из НИИЧАВО одним щелчком пальцев изготавливают «дублей» - то есть искусственных alter ego, которых можно отправить стоять в очереди за зарплатой или на встречу с прессой. Добавьте этим «дублям» обратную связь - и вы получите главную идею картины Джонатана Мостоу («Терминатор-3»).

Согласно сюжету, человечество в недалеком будущем воспользовалось изобретением этих самых суррогатов: ты валяешься дома в кресле, а твоя улучшенная копия из пластика и металла ходит на службу и за покупками. У полиции работы немного, так что детективы Том Грир (Брюс Уиллис) и Дженнифер Питерс (Рада Митчелл) не слишком загружены работой. Идиллия продолжается до тех пор, пока в руки злоумышленников не попадает оружие, которое, убивая суррогата, гробит и кукловода. А вот это уже очень серьезное преступление для общества, где живым людям гарантирована безопасность. Красавчики-«дубли» агентов Грир и Питерс (Уиллис в белобрысом паричке а-ля Шакал из «Дня Шакала» и кукольная Митчелл с тщательно уложенными волосами) начинают расследование, а когда кукла Грира в результате погони за преступником (замечательно сделанный action) получает травмы, несовместимые с ее металлопластиковой жизнью, герой Брюса Уиллиса (лысый, небритый и неуклюжий) вынужден подняться с одра, надеть пиджак и, кряхтя, выполнять сыщицкие обязанности «вживую»...

Большинство рецензентов обращали внимание на то, что в картине мира, придуманного сценаристами, много логических нестыковок. Однако все претензии возникают после того, как фильм закончен; пока же он длится, зрители испытывают чувство удовлетворения - и оттого, что Брюс Уиллис снова играет в полноценном боевике, и оттого, что Брюс Уиллис опять спасает мир...